Специальные требования к проектированию дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида

8.1. В ДОУ компенсирующего вида (компенсирующих группах в ДОУ общего типа) программы общеразвивающие и общеоздоровительные сочетаются с лечебно-восстановительными мероприятиями, корректирующими основной дефект развития или компенсирующими утраченные способности.

ДОУ компенсирующего вида следует проектировать с учетом создания необходимых условий для:

- обучения и воспитания детей с аномалиями развития по специальным программам и учебным планам;

- коррекции недостатков физического, психического и интеллектуального развития в процессе специальных занятий по исправлению дефектов развития, а также лечебно- профилактических мероприятий.

8.2. ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушениями слуха (глухих и слабослышащих) с нарушением зрения (слабовидящих; с косоглазием и амблиопией), с нарушением опорно-двигательного аппарата и интеллекта - следует проектировать в виде специальных зданий с сокращенными площадями основных помещений групповой ячейки (т.к. практически вдвое сокращается нормативная наполняемость детских групп) и составом дополнительных помещений, согласуемых с заказчиком на стадии разработки задания на проектирование.

Схемы взаимосвязей основных помещений компенсирующей жилой ячейки для детей с нарушением зрения представлены на рисунках 36 и 37.

При некоторых видах компенсирующей деятельности для организации таких учреждений вполне могут подойти универсальные здания ДОУ. например, для логопедического детского сада.

8.3. Компенсирующие дошкольные учреждения могут проектироваться как специализированные: для детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, психического развития, или как универсальные компенсирующие, когда одно здание может предназначаться для использования одного из нескольких видов нарушений развития. Например, может проектироваться одно универсальное здание с едиными планировочными показателями для использования его ДОУ компенсирующего вида для детей с одним из нарушений развития: с нарушением речи; с нарушением зрения; с нарушением интеллекта или с задержкой психического развития.

8.4. Здания ДОУ компенсирующей направленности, проектируемые с малокомплектными групповыми ячейками целесообразно делать универсальными - способными разместить ДОУ одного из направлений компенсирующей деятельности. При изменении компенсирующей направленности в здании ДОУ компенсирующего типа, меняется назначение и оборудование комнаты коррекции, входящей в состав каждой групповой ячейки, а также помещения, предназначенные для компенсирующей и коррекционной работы с детьми.

8.5. Следует иметь ввиду, что в компенсирующих ДОУ (компенсирующих группах) специальные занятия проводятся с каждым ребенком по очереди непрерывно в течение дня и независимо от остальных мероприятий в группе: ребенка на занятия могут пригласить с обеда или прогулки. Это обстоятельство обуславливает определенные требования к размещению и планировочному решению компенсирующих групповых ячеек: их целесообразно проектировать в одном уровне, компактными, с удобной связью с комнатой коррекции и с групповой площадкой на участке.

Если комната коррекции предусматривается не в составе групповой ячейки, при комнате коррекции следует предусматривать детскую раздевальную верхней одежды на 4-6 мест

8.6. Групповые ячейки с компенсирующей направленностью в соответствующих ДОУ и в ДОУ общего типа следует проектировать изолированными от других групповых ячеек.

Медицинские, процедурные и физиотерапевтические кабинеты, помещения для определенных видов компенсирующей деятельности допускается проектировать общими на 2 или более групповых ячеек.

8.7. Для ряда направлений компенсирующей деятельности могут быть использованы универсальные групповые ячейки ДОУ общего типа. В универсальных групповых ячейках могут также размещаться группы детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи, которые организуются только для детей старше 3-х лет и имеют наполняемость до 12 детей, а также для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих, с иными отклонениями, не указанными в Приложении Г (наполняемость 10 мест в ясельных и 15 мест - для детей 3 и более лет).

8.8. Групповая ячейка дошкольного учреждения компенсирующего назначения имеет расширенный состав помещений. Планировочная структура компенсирующей групповой ячейки должна быть основана на центральном расположении групповой и комнаты коррекции (для специальных занятий), которые, в свою очередь, функционально связаны с раздевальной, спальней, туалетной и буфетной.

8.9. Групповые ячейки компенсирующей направленности для детей с нарушениями развития могут проектироваться универсальными. В такую групповую ячейку должно входить помещение для специальных занятий площадью не менее 24 м2, которое, в зависимости от вида нарушения у детей может использоваться как:

класс занятий для детей с нарушением слуха, интеллекта, с последствиями полиомиелита и церебральных параличей;

кабинет тифлопедагога для слепых и слабовидящих детей;

плеопто-ортоптическая комната для детей с косоглазием и амблиопией;

кабинет логопеда для детей с нарушением речи.

8.10. Комната коррекции может предусматриваться на 2 или более групповые ячейки по согласованию с органами образования.

8.11. В составе групповой ячейки компенсирующей направленности целесообразно также предусматривать террасу, остекленную веранду, зону психологической разгрузки - «Домашний уголок».

8.12. В дошкольном учреждении для детей с нарушениями развития с круглосуточным пребыванием детей в течение рабочей недели или более длительного времени в составе групповой ячейки дополнительно следует предусматривать помещение столовой (площадью не менее 16 м2) в комплексе с буфетной.

8.13. В групповых ячейках для детей с нарушением слуха (слабослышащих) в классе для занятий наряду с основным естественным освещением слева следует предусматривать дополнительное верхнее освещение сзади сидящих (на высоте не ниже 1,5 м от уровня пола) для лучшего рассмотрения детьми жестов и мимики преподавателя.

Входы в класс для занятий и групповую следует оборудовать двухстворчатыми дверями.

Следует предусматривать изоляцию труб и металлических деталей в помещениях, где находятся дети.

Следует предусматривать непосредственную связь между туалетной, групповой и спальней в групповой ячейке.

8.14. Класс для занятий детей с нарушением слуха предусматривается для систематических занятий с использованием сурдотехническойаппаратуры, по сохранению и развитию остаточного слуха, а также формированию словесной речи (зрительному, тактильно-вибрационному).

В этом классе стены и потолок должны иметь акустическую отделку. Хозяйственные помещения с электрооборудованием (кухня, построчная) должны быть удалены от классов для занятий.

8.15. В групповых ячейках для детей с нарушением зрения (с косоглазием и амблиопией) следует предусматривать плеопто-ортоптическую комнату длиной не менее 6 м и ориентировать ее на север (с отклонением до 22,5 градусов в обе стороны) или применять солнцезащитные устройства. В этом помещении осуществляется корректировка и лечение зрения на специальной аппаратуре.

Функциональная зона длиной 6 м в плеопто-ортоптической комнате нужна как линейная дистанция, вдоль которой ребенок передвигается при работе с аппаратами или при проверке зрения; ширина этой зоны может составлять не более 1,5 м.

В плеопто-ортоптической комнате следует выделигь темное помещение площадью 6 м2 (для работы на большом безрефлексном офтальмоскопе) с окраской стен в темно-зеленый цвет.

Плеопто-ортоптическую комнату не следует располагать смежно с помещениями, имеющими электрооборудование.

Плеопто-ортоптическая комната и помещения обслуживаемой групповой ячейки должны быть расположены на одном этаже и вблизи друг от друга, детям после процедур требуется отдых, так как первые 3-5 минут после процедуры они плохо видят

Плеопто-ортоптическая комната предусматривается одна на две групповые ячейки детей дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией.

8.16. В состав групповой ячейки дня слепых и слабовидящих детей входит кабинет тифлопедагога для занятий одновременно с двумя-тремя детьми. При оборудовании кабинета необходимо выделять свободное пространство для развития у детей двигательных навыков.

8.17. Кабинет тифлопедагога и классы для занятий не следует располагать в непосредственной близости от залов для музыкальных и гимнастических занятий.

8.18. Ограждающие поверхности и оборудование в групповых ячейках для детей с нарушением зрения должны быть окрашены матовыми красками светлых тонов, коэффициенты отражения которых должны быть не ниже: потолка - 70%, стен - 50-60%, пола - 25-30%, столов - 45%.

8.19. В групповых ячейках для детей с нарушением зрения в перегородках между групповой и спальней, между групповой и туалетной целесообразно предусматривать остекленные двери, проемы.

8.20. В групповых ячейках для детей с нарушением зрения целесообразно:

между помещениями групповой (игровой) и спальни (спален), в отдельных случаях между этими помещениями и соответственно - буфетной и туалетной (умывальная зона) предусматривать раздвижные двери, а также двери с фиксированными в распахнутом состоянии створками. Можно вообще не предусматривать заполнения дверных проемов, чтобы не представлять препятствий при движении детей;

избегать выступов, внешних углов или скруглять их (радиус 0,05-0,1 м);

предусматривать контрастную окраску дверей, границ ступеней, мебели и оборудования по отношению к окраске стен.

8.21. В групповой для детей с нарушениями интеллекта, отличающихся повышенной возбудимостью, «зона столиков» оборудуется одноместными столиками для возможно более полного восстановления их нервно-психической деятельности и по подготовке к обучению в школе. В том числе для проведения коррекционно-воспитательных занятий по формированию у детей элементарных математических представлений, развитию речи, изобразительной деятельности, восприятия и мышления.

Если в составе групповой ячейки предусматривается класс - занятия проводятся в классе, который также оборудуется одноместными столиками.

8.22. В логопедической комнате для детей с нарушением интеллекта проводятся индивидуальные занятия с ребенком. Логопедическая комната должна быть связана с групповой или раздевальной.

8.23. В групповой ячейке для детей с нарушениями интеллекта должны соблюдаться следующие требования:

входы в туалетную должны быть предусмотрены и из групповой и из спальни;

в спальне следует предусматривать двери с уплотнителями притворов;

в помещениях, где находятся дети, выступающие углы должны быть закруглены (радиус не менее 0,05 м).

8.24. В групповых (классах) групповых ячеек детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с последствиями полиомиелита и церебральных параличей) проводятся занятия по развитию речи, внимания, памяти, слуха, пространственно-временных представлений.

«Зона столиков» в групповой (классе) оборудуется ученическими столами и шкафом для пособий. Для передвижения детей по периметру «зоны столиков» следует предусматривать свободные проходы, оборудованные опорным поручнем на высоте 0,5 м от уровня пола. Диаметр поручня - 0,05 м. Столы и стулья должны жестко крепиться к полу. При размещении столов необходимо обеспечить свободный доступ к каждому ребенку, проходы шириной не менее 0,75 м между столами, между рядами столов и стеной или иным оборудованием, сохраняя возможность самостоятельного передвижения детей с нарушенной моторикой.

8.25. В раздевальных для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата зоны переодевания и хранения одежды следует располагать рядом.

Кровати и скамьи для переодевания в спальнях для этих детей следует дополнительно жестко фиксировать, не допуская возможности их перемещения при пользовании детьми, а скамьи для переодевания оснастить дополнительными жесткими поручнями.

8.26. Пример планировочного решения групповой ячейки детской группы с компенсирующей направленностью приведен на рисунке 37; пример расстановки оборудования в комнатах коррекции для детей с нарушением зрения дан на рисунке 38.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: