double arrow

Воспитание и педагогические идеи в Риме

 

В педагогических идеях и практике в Древнем Риме не могли не сказаться особенности этой цивилизации. Ведущей чертой римлян являлось стремление к общественной деятельности. Вот отчего приоритеты в педагогических идеалах отдавались гражданскому воспитанию. Вместе с тем особую роль в формировании личности юных римлян играли домашние обучение и воспитание.

Уже в так называемую эпоху царей (VIII-VI вв. до н.э.) сложились крепкие традиции семьи как ячейки общества и воспитания. Семью оберегало множество богов: они покровительствовали браку и любви, охраняли двери жилища и т.д. Отец выполнял обязанности жреца. Он считался в семье неограниченным властелином. Мать пользовалась куда меньшими правами, но играла в воспитании почетную роль. Девочки и девушки находились под неусыпным надзором матери вплоть до замужества. Мальчики до 16-летнего возраста под наблюдением отца изучали домашние и полевые работы, осваивали искусство владения оружием. Отношения в семье часто были далеко не идиллическими. Нередко матери поверяли дочерям свои тайные увлечения и измены. На глазах детей взрослые творили жестокую расправу над рабами, участвовали в непристойных попойках. Семья считалась ответственной за нравственное и гражданское становление юных римлян. В период расцвета римской империи семья заметно уступила свои позиции общественной системе образования. На закате цивилизации домашнее воспитание вновь становится ведущим в подготовке подраставшего поколения. «Вся наука из родного дома» — читаем мы у одного из римских писателей V в.

Первые попытки создания учебных заведений в Древнем Риме относятся к 449 г. до н.э. Занятия проводились частными лицами на форуме — месте общественных сборищ римлян. К III в. до н.э. восходит появление профессии наставника. Его роль выполняли рабы. Рабыни-няньки следили за детьми до 4-5 лет. Рабы-педагоги обучали мальчиков чтению, письму и счету. Рабынь-нянек и рабов-педагогов содержали состоятельные граждане. Остальные римляне посылали детей учиться на форум. Ремесло педагога считалось для свободных граждан унизительным.

Уже на заре римской цивилизации греческая образованность почиталась как эталон. По уверениям римских авторов, первым царям Рима было дано прекрасное образование по греческим образцам. Со II в. до н.э. на организацию обучения большое влияние оказывала традиция эллинистических центров. Однако педагогика в Риме никогда не теряла самобытности. При заметном внимании к семейному воспитанию и признании важности как общественных, так и частных учебных заведений эти идеи имели более практическую направленность — на подготовку сильных, волевых, дисциплинированных граждан. Из программы воспитания беспощадно исключали изящные искусства — музыку и пение, ибо, как полагали многие римляне, они побуждают более мечтать, нежели действовать. Девиз «польза» можно назвать главным в римском воспитании и обучении, основной целью которых было обеспечить определенную карьеру, будь то военное дело или искусство оратора.

В первые века новой эры в Римской империи установился устойчивый и внешне единый канон содержания, системы и методов образования. В I в. считались основными девять школьных дисциплин: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, медицина и архитектура. К V в. из этого списка были исключены медицина и архитектура. Таким образом, оформилась программа семи свободных искусств с двухчастным делением на тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия и музыка).

Низшей ступенью обучения свободных граждан являлись тривиальные школы. Продолжительность обучения не превышала двух лет. Учились мальчики и девочки приблизительно с 7-летнего возраста. В круг дисциплин входили латинская (иногда греческая) грамота, общее знакомство с литературой, начатки счета. На занятиях арифметикой систематически пользовались особой счетной доской — абакой, считать учили по пальцам. Учитель занимался с каждым учеником отдельно. Школы находились в не приспособленных для занятий помещениях. Широко практиковались физические наказания плетью и палкой, в ходу были поощрения для хорошо успевающих учеников.

Грамматические школы были учебными заведениями повышенного типа. Здесь обыкновенно обучались подростки с 12 до 16 лет после домашней подготовки. По сравнению с тривиальными школами грамматические школы размещались в благоустроенных помещениях. В этих школах предлагалась более широкая программа. Помимо предметов, изучаемых обычно в тривиальной школе, здесь были обязательными греческий язык, основы римского права (12 таблиц), грамматика латинского языка, риторика. Число учеников было ограниченным, а обучение — преимущественно индивидуальным. В более поздний период делались попытки распределить учащихся на группы (классы). В ряде частных школ в дополнение к указанной программе для детей состоятельных родителей предусматривались уроки физической подготовки. В школах не обучали ни музыке, ни танцам.

Военную подготовку молодежь проходила в воинских формированиях — легионах.

В IV в. появились риторические школы по греческому образцу. Здесь изучали греческую и римскую литературу, основы математики, астрономии, права и довольно интенсивно — философию. Нередко практиковались диспуты в духе софистики не самого лучшего свойства. До нас дошли темы таких диспутов, например «Прославление мухи». Риторические школы выполняли социальный заказ — готовили юристов для разраставшейся бюрократической государственной машины Римской империи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: