Обучение первых христиан

 

Вначале христиане учили своих детей в общественных учебных заведениях. Однако уже в I в. христианская церковь приступила к организации собственных школ катехуменов. Первые школы христиан не принадлежали к определенным социальным стратам и носили явно демократический характер. Они предназначались для катехуменов, т.е. для тех, кто желал сделаться членом христианской общины, но не познал христианского учения. В числе учащихся были дети верующих и новообращенные христиане. Главным было изучение Библии. Давались основы музыкального образования. Учащиеся находились под надзором, регулярно выслушивая нравственные наставления священника.

Школа катехуменов была предшественницей школы катехизиса, где давали образование повышенного типа. Одна из первых школ катехизиса возникла в Александрии в 179 г. Она предназначалась для подготовки священнослужителей. В программе этой школы сочетались элементы христианского и античного образования. Подобные школы были основаны и в других центрах античного мира. В дальнейшем школы катехизиса, в свою очередь, трансформировались в кафедральные и епископальные школы. Одна из первых епископальных школ была открыта в начале III в. в Риме.

Впрочем, большинство христиан вплоть до V в. приобретали высшее образование в учебных заведениях античного типа. Они посещали риторские школы, где изучали науки по античной программе «семи свободных искусств». С III в. растет число учителей-христиан: грамматиков, риторов, философов. Этот процесс продолжался, несмотря на запреты христианам преподавать в школе. Вот почему, когда в начале IV в. христианство стало государственной религией Римской империи, в самом Риме среди учителей оказалось множество тех, кто исповедовал это вероучение.

 

Распространение греко-римской образованности на периферии античного мира

 

Эллино-римская культура и образованность повлияли на ближних и дальних соседей — так называемый варварский мир, лежавший на окраинах античного Средиземноморья. В орбиту влияния попали племена Западной, Центральной и Восточной Европы, Северного Причерноморья. В жизни этих племен длительное время сосуществовали традиции греко-римского образования и родоплеменного семейного воспитания.

Так, издревле были знакомы с греко-римской цивилизацией народы Восточной Европы. Например, среди скифов-аборигенов Северного Причерноморья ее очагами стали греческие колонии, возникшие в VII-VI вв. до н.э. (Ольвия, Фанагория и др.). Такими же очагами сделались и появившиеся позже эллино-скифские поселения (Борисфен — порт в устье Днепра). Племенная скифская верхушка осваивала греческий язык и письменность. Скифская знать ездила получать образование в Грецию. Некоторые скифы известны как влиятельные проводники эллинской культуры и образования. В VI-IX вв. плодами средиземноморской культуры пользовались восточные славяне.

Римское образование проникло в варварскую Галлию, завоеванную Римом в 58-51 гг. до н.э. и находившуюся под его господством почти 500 лет. В течение этого периода на юге и северо-востоке Галлии распространились грамматические и риторические школы и одновременно сохранялся институт варварского воспитания. Занимавшиеся воспитанием жрецы и религиозные наставники назывались друидами.

 

Глава 4. Представления восточных славян о воспитании

 

Общий взгляд

 

До принятия христианства культура восточных славян имела многовековую историю. В их представлениях о природе проявились образность, фантазия, священные отношения с окружающим сонмом богов и мифологических существ. Славяне не видели вокруг себя изначального зла, воспринимали мир как дар жизни во всей ее сложности. Едва ли не главным подходом в древних культуре и воспитании славян оказалось эстетизированное отношение к природе (Матушке-земле), которую следовало покорить и направить на пользу людям.

С VI в. в Среднем Поднепровье складывается союз племен восточных славян, на основе которого в IX в. возникло Древнерусское государство со столицей в Киеве. В этот период наряду с сохранением родо-племенной традиции в воспитании произошли существенные перемены, которые были следствием серьезных социальных изменений. Дробление общин на семьи, усиление имущественных и сословных различий вели к превращению воспитания из равного и всеобщего в семейно-сословное.

У основных социальных групп — земледельцев, ремесленников, знати с дружинниками и языческих жрецов — подходы к воспитанию все более различались. Наряду с едиными традициями (инициации, к примеру) у соплеменников усиливаются различия в представлениях о воспитании в зависимости от общественной принадлежности. У рядовых общинников и ремесленников ведущим педагогическим идеалом оставалось воспитание в труде как высшая социальная и нравственная ценность. В ремесленной среде на первый план выдвигалась необходимость наследственного ученичества. Для знатной прослойки особую важность представляла подготовка к ратному делу и руководству общиной; для жрецов — умственное воспитание и культовые знания, включавшие, в частности, владение пиктографической праписьменностью («черты» и«резы»).

Носителями подобных идеалов являлись персонажи эпоса и сказок. Они олицетворяли героев из воинской, крестьянской и ремесленной среды. Будучи образцами трудолюбия и профессионального умения, они были идеальными портретами вождей и воинов, мудрых старцев — хранителей языческих культов, которым подвластна «хитрая наука» общения с богами, перевоплощения в зверей, предсказания судеб.

Представления восточных славян о воспитании соответствовали общинно-родовому образу жизни, особенностям среды обитания. Из-за отсутствия естественных границ проживания (в виде морей, горных массивов), из-за частых набегов кочевых племен, при довольно суровом климате сформировался особый уклад оседлого общинно-семейного сельскохозяйственного труда и совместной обороны. Основной ячейкой общества была семья, куда входило несколько поколений родственников. Семьи объединялись в общины, общины — в племя. Сохранение племени являлось главным смыслом жизни. Отдельный человек мог выжить только в составе семьи, общины и племени. Людей объединяла круговая порука. Уклад жизни определил особенности воспитания детей и подростков, нравственные ценности, в передаче которых от поколения к поколению состояла сущность воспитания.

В семье старшие учили младших, что наиболее достойное занятие — повседневный труд земледельца и что первейшая обязанность человека — охрана этого труда. С молоком матери, с первых осознанных поступков впитывалась идея жертвенности во имя сохранения жизни сородичей. Таким образом, посредством воспитания закреплялись отношения внутри общины, каждый член которой приучался подчиняться отцу, главе рода, общины, племени, брать на себя ответственность за соблюдение общих интересов. Идея такого подчинения и одновременно отеческого покровительства и защиты со стороны соплеменников сделалась естественной сутью духовного развития и воспитания.

Восточные славяне отличались определенным характером поведения, мироощущением, сложившимися под влиянием образа жизни и воспитания. По свидетельству византийских и других источников (VI в.), «славам» были присущи вера в высшие божества и магию, добронравие, воинское умение. Говорилось также о таких качествах славян, как свободолюбие, физическая крепость и закалка (легко переносят жар, холод, дождь, наготу, нехватку в пище). Жизнеутверждающий настрой героев древних былин прекрасно передает характерную склонность славян к юмору и смеху.

У восточных славян сложились важные общие подходы к воспитанию, представления о добре и зле, правде и лжи, силе и слабости и т.д. Идеалом были отважные, добрые и сильные герои мифов, сказок и преданий. Воспитание рассматривалось как постепенное взросление члена семьи, рода, общины, племени. Об этом говорят слова, означавшие возраст: «молодой» (3-6-летнее дитя), «чадо» (7-12-летний ребенок), «отрок» (подросток 12-15 лет).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: