Раздел 6. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

«Судебная экспертиза» тесно связана с такими дисциплинами, как: уголовное право, уголовный процесс, гражданское право, гражданский процесс, арбитражное процессуальное право, административное право и другими отраслями права. Смежные дисциплины помогают более глубоко уяснить сущность и содержание отношений, рассматриваемых в рамках курса «Судебная экспертиза».

Основными формами учебной работы являются лекции и семинарские (практические) занятия.

Лекции организуют и ориентируют студента в его работе, а также прививают интерес к изучаемому предмету, к самостоятельному освоению проблематики. В ходе лекционных занятий раскрываются наиболее сложные вопросы и теоретические положения, показывается их практическая значимость, даются рекомендации по углубленному самостоятельному изучению дисциплины. Обязанностью студентов является внимательное и осмысленное восприятие лекционного материала - конспектирование лекции.

Семинарские занятия могут и должны быть использованы для становления личности юриста на основе выявления и реализации потенциальных способностей студентов. Семинарские занятия должны строиться таким образом, чтобы преподаватель был уверен в том, что ничего не упущено, старался руководить ходом своих мыслей, начиная с наиболее простых предметов, и поднимался постепенно к познанию наиболее сложных; избегал предубеждений и неясности, консерватизма и инертности в процессе проведения занятия; стремился к тому, чтобы отсутствие какой-либо методики, ее недооценка не наложили негативный отпечаток на конкретные результаты изучения дисциплины.

В процессе познания студентами основных положений изучаемого курса нельзя использовать какой-либо один метод: нужно применять несколько методов одновременно. На этих занятиях происходит закрепление знаний, развитие необходимых умений и навыков, творческих способностей студентов. В процессе опроса у преподавателя может возникнуть необходимость задать уточняющие вопросы. Их лучше ставить в конце ответа студента. Надо добиваться того, чтобы студентом четко усваивалась взаимосвязь основных понятий, проявились его творческие способности в понимании, изложении и использовании учебного материала.

Семинарские занятия проводятся с целью усвоения лекционного теоретического курса, углубления и расширения познаний студентов. Они призваны научить самостоятельно рассуждать, аргументировать теоретические положения, делать выводы и отстаивать собственную точку зрения. Семинарские занятия служат для контроля уровня знаний студентов, закрепления изученного материала.

По согласованию с преподавателем или его заданию студенты могут готовить рефераты, презентации и видеоматериалы по отдельным темам дисциплины.

В процессе подготовки к занятиям студент может воспользоваться консультациями преподавателя.

Одним из методов изучения данного курса является самостоятельная работа, включающая изучение теоретических трудов, учебных пособий, отечественного и международного законодательства, судебной практики и криминологической статистики.

Качество учебной работы студентов преподаватель может оценивать, выставляя текущие оценки в рабочий журнал. Студент имеет право ознакомиться с выставленными ему оценками.

По окончании изучения курса проводится зачет. Вопросы для подготовки к зачету приводятся в настоящей программе. К зачету допускаются студенты, систематически работавшие над дисциплиной в семестре, показавшие положительные знания как по темам, рассматриваемым на лекционных занятиях, так и по вопросам, выносимым на практические занятия. Форма зачета – тестирование или зачет.

Наглядность задействует наиболее эффективные механизмы мыслительного процесса. Данный элемент познания обеспечивает конкретность, предметность, образность, реальность, доступность, осмысленность и глубину усвоения знаний.

Для обучения студентов необходимо широко использовать активные и интерактивные формы проведения занятий (компьютерные симуляции, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

Удельный вес занятий, проводимых в активных и интерактивных формах, определяется главной целью подготовки бакалавров юриспруденции, особенностями контингента обучающихся, а также содержанием изучаемого спецкурса в целом. В учебном процессе они должны составлять не менее 20 % аудиторных занятий.

Основным методом изучения дисциплины по выбору в высшей школе является самостоятельная работа. В рамках самостоятельной работы студентов предусмотрена самостоятельная проработка материала лекций и семинаров.

Самостоятельная работа заключается:

- в самостоятельной подготовке студента к лекции – чтение конспекта предыдущей лекции. Это помогает лучше понять материал новой лекции, опираясь на предшествующие знания. В начале лекции проводится устный или письменный экспресс-опрос студентов по содержанию предыдущей лекции;

- в самостоятельной подготовке студента к семинарским занятиям;

- в подготовке к практическим занятиям по основным и дополнительным источникам литературы;

- в выполнении практических заданий/задач;

- в самостоятельном изучении отдельных тем или вопросов по учебникам и/или учебным пособиям;

- в выполнении контрольных мероприятий по дисциплине в форме тестирования;

- в подготовке рефератов;

- в подготовке презентаций;

- в подготовке видеоматериалов.

Изучение данной дисциплины предполагает логическое сочетание таких форм занятий, как лекция, семинар, самостоятельная работа с литературными и нормативными источниками.

Лекция служит организующим началом работы студентов и способствует получению ими систематизированных знаний, а также развивает интерес к изучаемому курсу. В лекции раскрываются наиболее сложные вопросы и теоретические положения, демонстрируется их практическая значимость, даются рекомендации по применению методов анализа и обобщения при исследовании проблем уголовного права. Это создает предпосылки для самостоятельного ознакомления с законодательством, литературой, посвященным проблемам уголовного права, и последующей подготовки к различным формам.

В лекциях студентам даются основные направления изучения положений уголовного права, определяется объем материала (стандарт), необходимый по каждому вопросу, а также раскрываются (разъясняются) наиболее сложные с точки зрения преподавателя и студентов проблемы уголовно-правового характера.

Семинары проводятся, как правило, по каждой теме спецкурса. Эти занятия призваны расширить познания студентов, научить аргументировано отстаивать свои позиции, разрешать конкретные правовые ситуации и задачи с помощью норм уголовного закона и опубликованной практики применения уголовного законодательства. На семинарах вырабатываются навыки по выстраиванию логических цепочек (умозаключений), что позволяет студентам заочного отделения самостоятельно отрабатывать механику решения практических задач и успешно подготовиться к зачету.

На семинарах занятиях преподаватель использует различные педагогические приемы для активизации студентов, выработки у них стремления сформулировать свою точку зрения на ту или иную проблему и сформировать свою позицию, аргументировано ее отстаивая.

Студенты должны активно использовать учебную, научную, практическую и нормативную литературу. Необходимо обратить внимание на имеющиеся в данных методических материалах перечень нормативных правовых актов и список литературы.

В преподавании используются также активные и интерактивные формы и проблемные методы обучения, компьютерные и программированные средства обучения, наглядные пособия. В процессе обучения (не в часы аудиторных занятий) студентам рекомендуется посещать библиотеки, «круглые столы», тематические вечера, научно-практические и научно-исследовательские конференции.

На семинарских занятиях допускаются выслушивание, обсуждение и оценка докладов и реферативных сообщений, презентаций студентов по наиболее ин­тересным темам дисциплины.

Доклад является результатом самостоятельной работы студентов по выбранной проблеме и предполагает глубокое и всестороннее ее освещение, для этого необходимо изучение и обобщение литературы (в том числе дополнительной) по изучаемому вопросу. Доклад представляется студентом на семинарском занятии и длится 10–15 минут. В конце выступления докладчик должен сделать выводы и ответить на вопросы аудитории.

Реферативное сообщение, в отличие от доклада, посвящено частному вопросу, но также предполагает изучение дополнительной литературы и достаточно глубокое освещение вопроса. Сообщение длится 10–15 минут. В конце выступления студент должен сделать выводы и ответить на вопросы аудитории.

Темы докладов и сообщений студенты могут выбирать самостоятельно в рамках изучаемой тематики и предварительно согласовывать их с преподавателем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: