Обычно среди исследователей и авторов эссе принято суммировать свои заключения в конце работы. Мы собираемся поступить по-иному. Мы начнем с заключения, которого многие из нас достигли после долгих лет собственного опыта. Это заключение точно отражено в стихах арабского поэта:
Из всех верований земли, которые я пытался познать,
Во всех странах Востока и Запада, чрез которые я прошел;
Я не видел веры, подобной исламу в единстве,
И не видел людей, подобных мусульманам в борьбе и вражде.
Какая нация на земле имеет такое богатое наследие как наша? Мы имеем Коран, Сунну нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха), и долгую, великолепную историю, которые с определенностью наводят нас на мысль о важности единства и солидарности. Единство — принцип нашей веры. Аллах требует его от нас, Пророк неоднократно призывал нас к нему, история сподвижников и последователей засвидетельствовала его важность и дает нам практические примеры того, как оно может быть достигнуто.
Однако, когда мы смотрим на нынешнее состояние мусульман, то видим много несоответствий. Мы слышим огромное количество пререканий и споров по всем видам проблем, некоторые из которых едва понятны нам.
|
|
Несмотря на это, кажется все мы способны весьма степенно говорить об этикете разногласий в Исламе. Мы можем предоставить самые красивые теории, изложенные красноречивейшим образом. Тем не менее, похоже, что только немногие из нас способны воплотить эти идеи в жизнь. Многие из нас ожидают, что другие покажут надлежащий этикет, когда те спорят с нами, но не в состоянии продемонстрировать его сами, когда не соглашаются с другими.
Мы должны серьезно изучать этикет разногласий. Его нужно преподавать в наших школах и колледжах, и в наших мечетях. Нашей молодежи нужно дать практическое обучение в дебатах так, чтобы этот этикет мог стать их привычкой и даже аспектом благочестия.
Да, демонстрация такого этикета — акт набожности, так как поступая в соответствии с ним, мы повинуемся Аллаху и воплощаем Сунну нашего Пророка на практике. Посредством неуклонного использования этого этикета, мы можем сделать его нашим обычаем. Как только он должным образом привьется в нас и в наших детях, его постоянное соблюдение перестанет быть затруднительным.
Все мы должны заняться этим. Правитель нуждается в этом этикете, чтобы он мог соблюдать права подданных, даже тех из них, кто не согласен с ним. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) соблюдал права всех людей Медины, которые находились под его властью, даже евреев и лицемеров, которые выступали против него. Он был терпелив и сдержан со своими последователями. Его примеру подражали сподвижники после его смерти. Мы имеем хороший пример подобного поведения в 'Али ибн Абу Талибе, который, когда против него восстали хариджиты, разрушая возникающее мусульманское государство, все же охарактеризовал их: "...наши братья, которые преступили против нас" и отказался объявлять их еретиками. Он продолжал соблюдать их права, пока они воздерживались от поднятия оружия против других.
|
|
Ученый должен придерживаться этикета разногласия так, чтобы он мог соблюсти права своих учеников, воздать им должное, и рассматривать все их вопросы и заботы в надлежащей манере. Он должен раскрыть им свое сердце и подготовить их к достойному несению своих будущих обязанностей. Ему не следует принуждать их воспринять его собственные взгляды, но сделать их сильными, независимыми и достойными людьми.
Родители должны соблюдать этот этикет в своих отношениях с детьми. Они должны поддерживать отношения любви и привязанности, даже когда их дети не соглашаются с ними. Они должны осознать, что дети неизбежно повзрослеют и не могут быть зеркальным отражением своих родителей. Каждый ребенок — уникальная личность. Дети имеют свои собственные мысли и идеи.
Когда мы обсуждаем этикет разногласия, то необходимо также сказать о средствах управления разногласиями, неизбежно возникающими между нами. Мы живем в эпоху открытости. Барьеры, которые когда-то сдерживали нас, рухнули. Наша ситуация напоминает мне историю Бишра ибн Марван, когда он потерял одного из своих охотничьих соколов в Медине и приказал закрыть все ворота города, забыв о том, что сокол легко может перелететь их. Подобно этому, мы живем в космическую эру, имея в своем распоряжении интернет и другие средства коммуникации. Правительства поняли, что больше не могут положиться на цензуру и принуждение, и что единственное решение, остающееся у них, состоит в том, чтобы встретиться с народом и обратиться к его проблемам с фактами.
Общественный дискурс сегодня полон противоречий. С беспрецедентной скоростью и в невероятной степени распространяются и циркулируют различные мнения. В такой атмосфере, неуместно просто отвергать идеи других людей, как неразумные, независимо от того какими ничтожными кажутся нам их аргументы. Мы должны предоставить им наш почтительный слух и ответить на их идеи — нашими. Мы должны применять соответствующее лекарство для каждой болезни, с которой сталкиваемся, если желаем излечить недуги, сокрушающие нас.
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
Интернет стал ареной для открытого диалога. Ныне на одном только арабском языке существует бесчисленное множество форумов для обмена идеями. К сожалению, интернет показывает нам только то, как плохо подготовлены мы к обсуждению друг с другом наших дел. Он заставил нас увидеть, что мы не осознавали: какой широкий спектр мысли допускает ислам в отношении вопросов религии и общественных проблем. Он также показывает нам наше неведение о той степени, в которой все мусульмане фактически согласны, и о степени, в которой нам дозволено не соглашаться. Эти недостатки с нашей стороны имели много отрицательных последствий для исламского дискурса в интернете, включая, но не ограничиваясь, следующими:
- Проводится идея о том, что, если вы — не с нами, тогда вы — против нас. Если я нахожу, что есть только маленький пункт разногласия между нами, то вы — не со мной на все 100 % и я не хочу иметь с вами никаких дел.
- Имеется проблема, связанная с проведением границы между темой обсуждения человеком, с которым мы ведем его. Обсуждение частного положения часто перерастает в нападки на личность людей, влекущие за собой обвинения, бросаемые на их честь и личную жизнь. Многие форумы сети умалились до мест встречи ради сплетен, клеветы, уничижения и скандалов.
- Тон многих из наших бесед некорректен, в огромной степени используется неприемлемый язык, проклятия и вульгарность заменили цивилизованную беседу. Многие великие ученые, наподобие Аль-Газали, Аш-Шатиби и Ибн Таймийа, указывали, что, если бы споры выигрывались самым громким голосом и самыми резкими словами, то дураки были бы лучшими диспутантами. Но споры чаще всего выигрываются посредством предоставления доказательств с уважительным отношением и умеренностью. Все мы знаем, что пустая телега сильнее громыхает на дороге, чем наполненная товаром.
- В интернете наличествует слишком много преувеличений. Мы склонны к высказыванию излишне категоричных заявлений, подтверждающих наши точки зрения. Как часто во время дебатов кто-либо утверждает, что по теме обсуждения уже написана превосходная и исключительная статья, полностью отвечающая на все вопросы? Но когда и если мы все же сумеем одолеть эту статью, то находим, что вместо работы, разбирающей вопрос по сути и объективно, подкрепленной должными доказательствами, мы имеем — праздный опус, полный мстительности, направленной на тех, кто не согласен с его автором. Сожаления достойно то, что так много людей, видимо, считают подобное признаком силы и качества работы.
- В наших беседах имеет место излишек самозацикленности. Все мы слышали, как кто-либо говорит: "Я не говорю вам ничего, кроме того, что точно знаю, и я только наставляю вас на то, что является истиной". Многие люди настолько захвачены своими собственными мнениями, что уже не могут воспринимать ничего иного. И даже не имеет значения то, что мысль, которой они придерживаются — всего лишь одна из точек зрения, а не бесспорный принцип вероубеждения, ясно установленный в Коране и Сунне.
- Слишком многие из нас убеждены в своей непогрешимости. Мы отказываемся даже гипотетически принять мысль, что наши идеи могут быть неверны, и что кто-то, помимо нас, может оказаться правым.
- Мы страдаем от поверхностности, профанации, упрощения. Многие из вопросов сложны и трудны, чтобы разобраться с ними без значительной работы мысли и больших усилий. Не взирая на это некоторые люди спешат тут же заявить, что такие идеи — непременно ложные и противоречащие учению Корана и Сунны. Когда же они находят, что некая иная идея — проста и легка для понимания, то хватаются за нее, полагая, что она-то и должна быть истинной. Это — проблема, которую мы часто видим в работе средств массовой информации. На стольких многих из телевизионных ток-шоу, в которых друг с другом дискутируют люди различающихся идеологий и точек зрения, мы не слышим ничего, кроме неистовства и многословия. Вот несколько примеров высказываний, которыми эти люди, характеризуют своих оппонентов:
- Он не имеет достоинства ни у Аллаха, ни у какого-либо единобожника на земле.
- Он умер, и конечно его новым местообитанием является ад, и какое это неприятное место.
- Он имеет заблудшее вероубеждение и перепутанное понимание.
- Он — лицемер.
Темы дебатов, вдохновляющие на столь безрассудные заявления, обычно бывают настолько схоластическими, что люди вообще-то даже не должны были ожидать, что с ними согласятся. Однако, услышав заявления, подобные этим, вы подумали бы, что речь идет о каком-то бесспорном принципе веры, ясно изложенном в Коране и Сунне.
|
|
|
|
В любом случае, даже когда мы защищаем бесспорную истину против кого-то, кто пребывает в явном заблуждении, мудро начинать нашу беседу вокруг вопросов, в которых мы согласны. Взгляните, как Аллах в Коране предписывает нам, чтобы мы обращались к евреям, христианам и другим:
"Скажи: "O обладатели писания! Приходите к слову, равному для нас и для вас, чтобы нам не поклоняться никому, кроме Аллаха, и ничего не придавать Ему в сотоварищи, и чтобы одним из нас не обращать других в господ, помимо Аллаха. Если же они отвернутся, то скажите: "Засвидетельствуйте, что мы — предавшиеся (мусульмане) ". (Али 'Имран, 3:64)
"Спроси, (о Мухаммад): "Кто дает вам пропитание с небес и земли?" Скажи: "Аллах! Поистине, кто-то из нас либо на прямом пути, либо в явном заблуждении". (Саба', 34:24-25)
Когда Аллах указывает, что нам надо говорить людям о наших собственных грехах, то предписывает нам сказать: "Вас не призовут к ответу за наши грехи ". Но когда Он указывает нам, что надо говорить о нашей непричастности к их грехам, то мы должны использовать более мягкий тон: "...а нас не призовут к ответу за ваши деяния ". Затем мы должны просто сказать: "Скажи: "Каждый человек избирает свой путь, а ваш Господь лучше знает, кто избрал прямой путь". (Аль-Исра', 17:84)
Умеренность и мягкость тона, сопровождаемые здравым доказательством и интеллектуальными доводами, являются лучшим способом опровергнуть неправду и обратить сердца к истине.
В маленькой, тесной деревне, которой стал наш мир, мы испытываем большое неудобство перед другими сообществами. И беспрерывное, бесполезное препирательство между собой никак не облегчит наше положение. А наши враги с интересом наблюдают как мы рвем друг друга в клочья. И что они должны думать о нас? Им остается только сказать: "Сначала придите хоть к какому-то согласию в отношение того, во что вы веруете и что желаете предложить миру, а затем приходите и говорите с нами об этом".
Недавно, я получил отзыв на статью, которую публиковал под названием "Между мной и Ибн Джибрином". Я полагал, что данная статья — обсуждающая вопросы, до сих пор являющиеся источником серьезных разногласий среди исламских активистов — затрагивает интересы только небольшого числа мусульман и никого больше. Однако, я получил письма от рассудительных мужчин и женщин, немусульман из Америки, которые не только поняли написанное, но и были достаточно проницательны, чтобы прочитать между строк. Их комментарии показали мне, как тщательно они изучили сказанное мною и как хорошо они разобрались в этом. Возможно они поняли лучше, чем многие из той аудитории, кому была адресована статья.
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ
Этикет разногласий
Мы должны вести себя в соответствии с надлежащим этикетом и соблюдать лучшие из манер, когда не соглашаемся с другими людьми. Мы должны изучить этикет разногласий и воплощать его в жизнь. Наиболее важное из этикета — следующее: