Возникновение и развитие инженерной психологии. Предмет и объект инженерной психологии

Лекция 6

Инженерная психология

Психология как наука

Возникновение и развитие инженерной психологии. Предмет и объект инженерной психологии

Задачи и направления инженерной психологии

Место инженерной психологии в системе наук

Методы инженерной психологии

 

Психология как наука

Прежде чем говорить об инженерной психологии, имеет смысл хотя бы кратко описать историю собственно психологии. Первые научные представления о психологии возникли еще в VI в. до н.э. Официальное оформление научная психология получила немногим более 100 лет назад, когда в 1879 г. немецкий психолог В. Вундт открыл в г. Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии. Появлению психологии предшествовало развитие естественных наук и философии; психология возникла на пересечении этих областей, поэтому до сих пор до конца не ясно, считать психологию естественной наукой или гуманитарной.

В истории психологии различают два больших периода. Первый период продолжался около 2,5 тысяч лет (VI в. до н. э. - середина XIX в.), когда психологические знания развивались в недрах философии, а также других наук, прежде всего, естествознания. Второй период насчитывает чуть больше столетия (середина XIX в. - настоящее время), когда психология развивалась как самостоятельная наука.

Первыми самостоятельными направлениями психологической науки, возникшими в самом начале XX в., были бихевиоризм, гештальтпсихология, фрейдизм и понимающая психология. Они представляли собой разные линии развития научной мысли, почти не имеющие пересечений и трудно совместимые друг с другом.

С 30-х годов вместе с продолжением процесса дифференциации психологических знаний начинается и процесс их интеграции во вновь создаваемых теориях. Кратко остановимся на их перечислении и характеристике.

Когнитивная психология. Это направление возникло в связи с развитием кибернетики, информатики, математического программирования, ЭВМ. Главное внимание в процессе создания этого направления обращалось на то, как человек воспринимает, перерабатывает и хранит разнообразную информацию о мире и о себе, каким образом он ее использует при принятии решений на работе и в повседневном поведении. Когнитивную психологию интересует, как устроено сознание человека, его система знаний. Основное специальное понятие когнитивной психологии – «схема». Она представляет собой имеющиеся в голове человека план сбора и программу переработки информации об объектах и событиях, воспринимаемых органами чувств. У организма имеется множество связанных друг с другом в динамическую систему схем. Они по своей структуре и способу функционирования мало зависят от источников и характера информации. Восприятие, память, мышление и другие познавательные процессы определяются схемами примерно так же, как устройство организма генотипом. Когнитивные схемы множатся в индивидуальном опыте человека, но отчасти являются врожденными. Они позволяют определенным образом воспринимать, перерабатывать и хранить информацию о прошлом, настоящем и вероятном будущем.

Неофрейдизм. Это направление психологии выросло из классического психоанализа Фрейда. Характерные для него проблемы и основная система понятий, которыми пользуются сторонники этого направления, имеют много общего с теорией Фрейда, хотя ряд концепций, представленных в этом направлении, весьма радикально от нее отличается. Тем не менее, фрейдизм и неофрейдизм объединяет вера в существование и особую роль бессознательного в психике и поведении человека.

Генетическая психология. Основателем этого направления является Жан Пиаже (1896-1980), выдающийся психолог ени швейцарского происхождения. Данное направление непосредственно связано с изучением психического развития ребенка, его интеллекта.

Дальнейшее развитие психологических знаний в современном зарубежном мире характеризуется тем, что постепенно стираются границы между разными школами и направлениями, интегрируются знания, накопленные в разных психологических концепциях. Психология становится практически полезной областью знаний, она все больше взаимодействует в своих исследованиях с другими научными дисциплинами при решении разнообразных научных и прикладных проблем.

В отечественной психологии также сложилось нескольких школ и направлений.

Школа Д. Н. Узнадзе (1886-1950) взяла на вооружение понятие установки и широко использовала его для анализа многих психологических явлений.

С именем Л. С. Выготского связано культурно-историческое направление психологии.

С. Л.Рубинштейну и его школе принадлежит заслуга написания первого и единственного в нашей стране по фундаментальности содержания и широте охвата труда под названием «Основы общей психологии». В эту работу вошли передовые достижения отечественной и мировой психологической науки.

А. Н. Леонтьев разработал психологическую теорию деятельности.

«Ленинградская школа» под руководством Б. Г. Ананьева внесла большой вклад в изучение вопросов восприятия, психологии педагогической оценки.

Значительный вклад в развитие педагогической психологии внесли труды П. Я. Гальперина (наибольшую известность получила теория планомерного (поэтапного) формирования умственных действий, которая открыла эффективный путь обучения взрослых и детей).

Благодаря А. Р. Лурии было сказано новое слово в нейропсихологии - области знаний, которая занимается изучением анатомо-физиологических основ высших психических функций, т. е. того, как восприятие, внимание, память, воображение и мышление представлены в головном мозге человека.

Психофизиолог Е. Н. Соколов совместно с сотрудниками создал теорию цветового зрения, теорию восприятия человеком формы предметов, нейрофизиологическую теорию памяти и др.

С 80-х годов начался процесс перестройки отечественной психологической науки, ее интеграции в мировое психологическое знание.

Возникновение и развитие инженерной психологии. Предмет и объект инженерной психологии

С совершенствованием и усложнением техники возникла необходимость проектирования и создания автоматизированных систем с учетом психологических и физиологических возможностей, а также особенностей деятельности человека. Это стало возможным благодаря объединению инженерных и психологических исследований. Именно на стыке техники и психологии возникла новая область знаний - инженерная психология, - как логическое продолжение развития инженерного дела и экспериментальной психологии. Развитие инженерной психологии обусловлено объективными предпосылками, связанными с изменением характера взаимодействия человека и техники.

Как самостоятельная научная дисциплина инженерная психология начала формироваться в 40-х годах прошлого века. Однако идеи о необходимости комплексного изучения человека и технических устройств высказывались русскими учеными еще в девятнадцатом столетии. Так, великий русский ученый Д. И. Менделеев уже в 1880 г. говорил о необходимости при конструировании воздухоплавательных аппаратов думать не только о двигателях, но и о человеке и пользоваться данными различных наук. В 1882 г. русским метеорологом М. А. Рыхачевым был поставлен вопрос о психологической пригодности к летному делу. И. М. Сеченов первым занялся изучением роли психических процессов при выполнении человеком трудовых операций, поставил вопрос о формировании трудовых навыков. В США система Ф. Тейлора была направлена прежде всего на рационализацию движений рабочего. Его работы были продолжены Ф. Гилбертом, который выдвинул идею универсальных микродвижений, из комбинации которых может быть представлена любая производственная операция. Кроме этого Ф. Гилберт обосновал необходимость изучения трудового процесса до его начала, т. е. его проектирования. Эти идеи были внедрены на заводах Г. Форда, что позволило резко повысить производительность труда. Изучение трудовых процессов в западных странах проводилось также в рамках психотехники, которая зародилась в начале века. Ее задача заключалась в осуществлении рационализации труда психологическими средствами, в использовании законов человеческого поведения для целесообразного воздействия на человека и регулирования его поведения. Основным методом профотбора при найме на работу стало тестирование. Его применение было основано на идее врожденных способностей и на принципе однозначного, фатального предназначения человека для какой-либо одной профессии.

В 1918 г. под руководством В.М. Бехтерева в Петрограде организуется Институт по изучению мозга и психической деятельности, в программе которого одной из центральных становится проблема труда. В 1920 г. был организован Центральный институт труда (ЦИТ). Используя идеи И. М. Сеченова и И. П. Павлова, А. К. Гастев разработал систему представлений об организации двигательной активности человека в процессе труда, о построении его движений. Возникновение инженерной психологии как науки принято связывать с организацией в октябре 1959г. в ЛГУ лаборатории индустриальной психологии, руководителем которой был Б. Ломов. Однако еще в 1920-1930 гг. в отечественной психологии (особенно в авиационной) проводились исследования, подготовившие почву для официального рождения инженерной психологии. Широкую известность получила вышедшая в 1963 г. в издательстве Ленинградского университета монография Б. Ломова «Человек и техника». Она явилась программным научным трудом, послужившим толчком к проведению широких исследований по основополагающим теоретическим и прикладным вопросам инженерной психологии. Характер сопряжения человека с техническими средствами последовательно изменялся в направлении его усложнения: от использования орудийной и машинной техники к автоматизации. Если на этапе орудийной техники все важнейшие функции в процессе труда выполнялись самим человеком, то на современном этапе научно-технической революции, начавшемся в середине XX в. и связанном с процессами автоматизации, человек научился передавать техническим средствам выполнение не только физических, но и ряда интеллектуальных функций. И в соответствии с отмеченными особенностями развития техники менялась и инженерная психология.

Можно выделить несколько этапов развития инженерной психологии.

1. Этап активного накопления эмпирического материала (так называемый машиноцентрический подход). Внимание исследователей на данном этапе было сосредоточено на решении вопросов, связанных с изучением психологических закономерностей приема и переработки человеком поступающей информации, принятием им решения, осуществлением управляющих воздействий на технику, оптимальным распределением функций в системах «человек – машина» (СЧМ), разработкой психологических требований к элементам техники, рабочему месту человека и др. В этот же период уточнялся характер взаимосвязи инженерной психологии с другими науками.

2. Этап проективный или антропоцентрический подход (от человека к машине) (60 - 70-е г.г.). На этом этапе в инженерной психологии происходит заметный и принципиальный поворот к конкретному человеку с его индивидуальным своеобразием, стоящему за пультом управления станка, машины.

3. Инженерная психология переходит к изучению широкого круга проблем, касающихся человека как личности и индивида, а также как субъекта труда, общения и познания. Одним из главных результатов этого периода развития становится разработка концепции системного подхода в психологии.

Проникновение идей системного подхода в инженерную психологию нашло отражение в переходе от изучения человека как простого звена, элемента СЧМ к рассмотрению его как сложной управляющей системы. Исходным пунктом анализа СЧМ с позиций системного подхода становится целесообразная деятельность человека. Центральным моментом при таком подходе становится проектирование деятельности человека в системах «человек – техника».

С учетом сказанного инженерная психология – это научная дисциплина, изучающая объективные закономерности процессов взаимодействия человека и техники с целью их использования в практике проектирования, создания и эксплуатации сложных систем, объединяющих человека и машину, т. е. систем «человек – машина» (СЧМ). Поэтому объектом изучения в инженерной психологии является сама система «человек – машина». Предметом изучения в инженерной психологии являются процессы информационного взаимодействия человека и техники. Связь между человеком и техникой настолько тесна, что еще на заре создания инженерной психологии начали говорить уже не о системах «человек» и «техника», а о единой системе «человек – машина».

Однако в инженерной психологии существуют различные подходы к классификации основного объекта ее исследования - СЧМ. Функционирование техники в СЧМ зависит от действий человека и, наоборот, действия человека зависят от эффективности функционирования машины. При этом роль человека является ведущей. Человек в СЧМ - субъект труда, а машина - орудие труда. Технические устройства являются лишь средствами для осуществления трудового процесса человека и создаются для использования их человеком.

Главная цель инженерной психологии - повышение эффективности и безопасности функционирования систем. Эффективность подразумевает способность СЧМ достигать поставленной цели в заданных условиях и с определенным качеством. Снижение эффективности СЧМ свидетельствует, в первую очередь, о том, что она не в полной мере выполняет свое назначение. Безопасность функционирования зависит, прежде всего, от деятельности человека, которого принято называть оператором. Эта деятельность в современных условиях стала настолько сложна, что именно в ее организации и осуществлении оказались сконцентрированными основные причины ошибок, приводящих к переутомлению, травмам, сбоям системы и др.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: