Святитель Филарет Московский (Дроздов)
Пространный Православный Катeхизис Православной Кафолической Восточной Церкви
Предисловие
Часть первая. Введение
Предварительные понятия
Об Откровении Божественном
О Священном Предании и Священном Писании
О Священном Писании
Состав катехизиса
Часть вторая. О вере.
О Символе веры вообще и о его происхождении
О членах Символа веры
О первом члене Символа веры
О втором члене Символа веры
О третьем члене Символа веры
О четвертом члене Символа веры
О пятом члене Символа веры
О шестом члене Символа веры
О седьмом члене Символа веры
О восьмом члене Символа веры
О девятом члене Символа веры
О десятом члене Символа веры
О Крещении
О Миропомазании
О Причащении
О Покаянии
О Священстве
О Браке
О Елеосвящении
Об одиннадцатом члене Символа веры
О двенадцатом члене Символа веры
Часть третья. О Надежде
Понятие «христианская надежда» ее основание и средства
О молитве
О Молитве Господней
О призывании
|
|
О первом прошении
О втором прошении
О третьем прошении
О четвертом прошении
О пятом прошении
О шестом прошении
О седьмом прошении
О славословии
Учение о блаженстве
О первой заповеди блаженства
О второй заповеди блаженства
О третьей заповеди блаженства
О четвертой заповеди блаженства
О пятой заповеди блаженства
О шестой заповеди блаженства
О седьмой заповеди блаженства
О восьмой заповеди блаженства
О девятой заповеди блаженства
Часть четвертая. О любви
О союзе веры и любви
О Законе Божием и заповедях
О разделении заповедей на две скрижали
О первой заповеди
О второй заповеди
О третьей заповеди
О четвертой заповеди
О пятой заповеди
О шестой заповеди
О седьмой заповеди
О восьмой заповеди
О девятой заповеди
О десятой заповеди
Заключение
Как использовать учение о вере и благочестии
Предисловие
«Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви, рассмотренный и одобренный Святейшим Синодом и изданный для преподавания в училищах и для употребления всех православных христиан», Москва, Синодальная типография, 1913.
Этот катехизис обычно называют «Филаретовским»: его составил по поручению Синода Преосвященный святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский (память 19 ноября/2 декабря).
В данном случае орфография текста изменена применительно к современной практике, проведена замена многих грамматических архаизмов, даны некоторые уточнения; все это делалось с таким расчетом, чтобы не изменить содержания и не исказить смысла текста.
Цитаты из Священного Писания и из творений святых отцов оставлены, как и в издании 1913 года, на церковнославянском языке, однако трудные для понимания слова и словосочетания даны с переводами их на русский язык.
|
|
Часть первая. Введение
Предварительные понятия
ЧТО ТАКОЕ ПРАВОСЛАВНЫЙ КАТЕХИЗИС?
Православный катехизис есть наставление в православной вере христианской, преподаваемое всякому христианину для благоугождения Богу и спасения души.
ЧТО ОЗНАЧАЕТ СЛОВО «КАТЕХИЗИС»?
Катехизис в переводе с греческого языка значит «оглашение, изустное наставление», а в соответствии с употреблением со времен апостольских этим словом обозначается первоначальное учение о православной вере христианской, всякому христианину необходимое (Лк. 1:4. Деян. 18:25).
ЧТО НУЖНО ДЛЯ БЛАГОУГОЖДЕНИЯ БОГУ И СПАСЕНИЯ ДУШИ?
Для благоугождения Богу и для спасения души нужны, во-первых, познание Истинного Бога и правая вера в Него; во-вторых, жизнь по вере и добрые дела.
ПОЧЕМУ В НАЧАЛЕ НУЖНА ВЕРА?
Вера нужна потому, что, как свидетельствует слово Божие, «без веры же невозможно угодити Богу» (Евр. 11:6).