Педагогические идеи Реформации

 

В XVI в. в Западной и Центральной Европе развернулось широкое общественное движение Реформации, принявшее религиозную форму борьбы против римско-католической церкви, имевшее целью обновление общества и всех его основ. Важным было и то, что Реформация в сфере образования захватила не только высшие слои общества, но и распространялась (прежде всего в протестантских регионах) на остальные слои населения. Реформация формулировала свое понимание природы и путей воспитания человека, которое отличалось от взглядов гуманистов Возрождения и католической ортодоксии. Религиозный антропологизм реформаторских учений шел вразрез светскому гуманизму педагогики Возрождения. В отличие от римско-католический церкви, исповедовавшей истины как неизменное отражение провидения, идеологи Реформация имели в виду дополнить божественные по происхождению истины.

Реформация провозгласила принцип индивидуальности, «самости» человека, несущего личную ответственность перед Богом. Критический и гуманистический настрой ее имел важные последствия для школы и педагогики. По сути это новое движение смыкалось с Возрождением в стремлениях переместить в центр воспитания человеческую личность, приобщать к национальным культуре, языку, литературе, поощрять светскую образованность.

Протестантизм породил новые педагогические проблемы в связи с распространением иных религиозных конфессий, прежде всего свободы вероисповедания и религиозного образования. Во избежание преследований представители религиозных меньшинств были вынуждены осуществлять свою религиозно-педагогическую деятельность тайно.

В становлении педагогических воззрений Реформации особую роль сыграли видные мыслители. Так, Жан Кальвин (1509-1564) — главный идеолог французской Реформации стоял особенно далеко от гуманистических воззрений Возрождения. Он выступил с проповедью светского аскетизма, поставив во главу угла смирение и покорность Богу. Им переведена на французский язык Библия, являвшаяся важнейшим пособием при воспитании и обучении. Последователи Кальвина в Англии, пуритане, проделали аналогичную работу. Так, идеолог англиканской реформации Уильям Тиндель (1484-1536) перевел Библию на английский язык.

Лидер радикального течения Реформации в Германии Томас Мюнцер (1490-1525) выступал за разрушение старой школы, которая затрудняет доступ народа к просвещению. Имея в виду создать новую школу, Т. Мюнцер разработал специальные проекты учебных программ для народного образования.

Отец Реформации в Германии Мартин Лютер признавал необходимость и важность гуманистического образования в духе Возрождения. Он был инициатором учреждения светскими властями протестантских школ (послание 1524 г.). Как думал Лютер, каждый для спасения души должен самостоятельно прочесть и осмыслить Библию. Он считал, что в научной подготовке, в знании классических древних языков и литературы нуждаются власть предержащие в миру и церкви. Из этого следовало, что полноценного образования была достойна лишь часть общества: будущие священники, учителя, судьи и пр. Остальное население должно было приобретать элементарное образование. В трактате «О желательности посылать детей в школу» (1530 г.) Лютер оставлял за властями право принуждать родителей еженедельно на один-два часа отправлять детей учиться. Основным учебным пособием народной школы объявлялся Катехизис на немецком языке. Перевод Катехизиса был сделан самим Лютером.

Последователь Лютера Филипп Меланхтон (1497-1560), названный впоследствии наставником Германии, известен не только как теоретик, но и как практик образования. В его творчестве прослеживается тесная связь гуманизма Возрождения и педагогических установок протестантизма. Противник схоластики, Меланхтон видел цель полноценного образования в приобретении научного мышления и красноречия. Убежденный сторонник изучения классической греко-римской литературы, он предложил метод, который предусматривал краткий курс грамматики, интенсивное чтение, сопровождающееся различными упражнениями: составлением писем, переводами, диспутами, индивидуальными выступлениями. В программу обучения, по убеждению Меланхтона, непременно должно входить усвоение реальных знаний (математика, физика, метафизика, этика и др.). Дидактическим материалом при этом должна служить классическая литература.

Меланхтон немало сделал для того, чтобы практически осуществить свои идеи. Им написаны учебники по диалектике, физике, догматике, греческой и латинской грамматике. Учебники получили широкое распространение в протестантских учебных заведениях. Меланхтон имел множество учеников по всей Германии. Он инициировал реформирование на протестантский лад многих немецких университетов.

Иезуиты и воспитание

 

Римско-католическая церковь справедливо увидела в Реформации угрозу своему влиянию. Тридентский Вселенский Собор (1545-1565) в качестве основных средств борьбы с Реформацией определил инквизицию и воспитание. Контрреформацию возглавил орден иезуитов (создан в 1534 г.). Главными способами борьбы с ересью, как записано в «законах» (costitutiones) ордена, назывались проповедь, исповедь и воспитание. Иезуиты претендовали на роль носителей католического гуманизма. Ими использованы идеи Возрождения. Иезуиты основательно переосмыслили идеи главного противника — Реформации. Будучи врагами в вопросах веры, иезуиты нередко сходились с протестантами в вопросах образования. Иезуиты выдвинули идеи обновления воспитания и обучения путем погружения учащихся в собственный учебно-воспитательный мир, социализацию педагогического процесса (например, посредством школьного театра), систему постоянных классов, регулярных экзаменов, демонстрации успехов учеников. По сути, однако, идеи Возрождения и Реформации трактовались иезуитами с консервативных позиций. Они переиначивались для воспитания вертких, беспринципных, сильных телом и духом служителей католической церкви. Воспитание направлялось на развитие индивидуальных способностей, честолюбия, духа соперничества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: