Городские (латинские) школы

 

В Западной Европе в XV — первой трети XVII в. возрастает число светских учебных заведений повышенного общего образования — городских (латинских) школ. Генетически они были связаны с прежними городскими и церковными школами и служили ответом на развитие торгово-промышленной европейской цивилизации. В XV в. городские школы были во всех крупных городах Западной Европы. В XVI-XVII вв. их число продолжало расти. Городские школы носили более светский характер по сравнению с прежними учебными заведениями. Эта перемена коснулась их организации и программ. Постепенно городские школы вышли из-под церковного управления и стали подчиняться местным и общегосударственным властям. Церковь, впрочем, оставила за собой особое влияние. Это выражалось прежде всего в школьном воспитании, которое было построено на религиозных основах. Главами и преподавателями школ зачастую были служители церкви.

В Центральной Европе особую роль в учреждении и реформировании городских школ сыграли педагоги Реформации. Одним из первых шагов явилось учреждение М. Лютером городской (латинской) школы в Эйслебене (1527 г.). Спустя два десятилетия в Германии появилось еще шестьдесят подобных протестантских учебных заведений.

Программа городской (латинской) школы постепенно усложнялась. В Эйслебене она включала изучение школьного Катехизиса на немецком языке, церковное пение, латинскую грамматику и литературу, изучение сочинений древнегреческих авторов, беседы на мирские темы. Для последних использовалось, например, учебное пособие «Педология», где предлагались примерные образцы бесед о сборе винограда, птицеводстве, супружестве, личной гигиене, этикете, театре и пр. В 1528 г. Меланхтон дополнил программу латинской школы преподаванием древнегреческого и древнееврейского языков. В центр учебного процесса было поставлено изучение латинского языка и литературы. Были определены три этапа 5-6-летнего изучения грамматики, чтения произведений греко-римских классиков, сочинений на латинском языке Эразма Роттердамского и других авторов. Последователи Меланхтона пошли еще дальше по пути обогащения программы городской (латинской) школы, в частности, за счет расширения круга чтения классической греко-римской литературы.

В обычной городской (латинской) школе господствовали вербальность и заучивание. Ежевечерне ученики выучивали несколько латинских слов, по субботам повторяли по памяти выученное за неделю. В старших классах в ходу были монологи, диалоги, диспуты на латыни; занятия для старшеклассников могли проходить в виде лекций. Состав классов формировали по уровню подготовки, так что юные школяры нередко учились рядом со взрослыми молодыми людьми. В городских (латинских) школах были распространены театральные представления (мистерии), которые содействовали расширению культуры, эстетическому развитию учащихся. В качестве литературного материала использовались классические тексты и сочинения национальных писателей.

Кроме городских (латинских) школ, в Центральной и Западной Европе были созданы другие учебные заведения повышенного общего образования; гимназии, грамматические и публичные школы, коллежи, школы иеронимитов, дворянские (дворцовые) школы, школы иезуитов.

Гимназии

 

Первые гимназии появились в Германии. Отцом этих учебных заведений был Ф. Меланхтон. В «Саксонском учебном плане» 1528 г. предусматривалась третья ступень обучения, которая вместе с низшей и старшей городскими школами становилась гимназией. На третьей ступени предлагалось обучать наиболее способных учащихся. Программа на этой ступени расширялась: при изучении римской литературы прибавляли сочинения ряда авторов. Учащиеся должны были сами упражняться в сочинительстве латинских виршей. Вместо латинской грамматики планировалось преподавание диалектики и риторики. В стенах гимназии узаконили обязательное общение лишь на латыни. Меланхтон отрицательно относился к изучению в гимназии немецкого языка.

В 20-х гг. XVI в. многие городские (латинские) школы были преобразованы в гимназии. Символом гуманистического образования оказалась гимназия, созданная в 1537 г.в Страсбурге И. Штурмом (1507-1589).

Основой обучения в гимназии Штурма являлись классические языки и литература. В гимназию стекались сотни учеников. В 1578 г., например, здесь обучалось до трех тысяч учащихся. Помимо использования новых программ, в гимназии прибегали к оригинальным методическим приемам. Так, в ходу были персональные словари по древним языкам.

Гимназиями был представлен едва ли не лучший тип тогдашнего общего образования. В этих учебных заведениях вульгарная латынь уступила место классическому латинскому языку, формальная риторика — литературе, средневековая диалектика — математике. Было возрождено обучение древнегреческому языку, часто преподавали древнееврейский язык.

На фоне царившей суровой, палочной педагогики приемы воспитания в некоторых гимназиях выглядели свежо и ново. Так, в гимназии в Гейдельберге (Силезия) существовало подобие ученического самоуправления. Ученики жили «республикой», избирая «сенат», «консулов», «трибунов», «цензоров». Каждый класс назначал «квестора», который помогал поддерживать дисциплину, и «эфора», ведавшего раздачей еды в трапезной. Глава гимназии носил титул «несменяемого диктатора». Провинившиеся гимназисты несли ответ перед представителями «республики».

Грамматические школы

 

Английские грамматические школы и их разновидность — публичные школы относились к тому же типу учебных заведений, что и городские школы и гимназии. Публичные школы были основаны в конце XIV — первой половине XV в. в Винчестере, Итоне и др. Они учреждались на частные пожертвования или королевские субсидии. В них учились дети состоятельных родителей, способных вносить за обучение высокую плату.

Заметную роль в укреплении гуманистического образования сыграла созданная в 1512 г. Дж. Коллетом при участии Эразма Роттердамского Лондонская публичная школа. В ее программе записано следующее: катехизис на английском языке, изучение наилучшими учениками классической латинской и греческой литературы.

Коллежи

 

Коллежи появились во Франции в середине XV в. Эти учреждения ведут начало с постоялых дворов для неимущих школяров и стипендиатов. Первые коллежи возникли при Сорбонне и Наваррском университете. Статусом 1452 г. ученикам коллежа вменялось публично экзаменоваться на факультетах университетов. В XVI в. коллежи были платными и бесплатными пансионами и экстернатами. Ученики изучали частично или полностью курс наук соответствующего факультета. Постепенно коллежи отпочковывались в самостоятельные учебные заведения повышенного общего образования.

В учреждении коллежей участвовали представители католической и протестантской (гугенотской) партий. Масштабы деятельности коллежей росли. Так, в 1627 г. на севере Франции (Париж, Тулуза, Шампань) эти учебные заведения насчитывали до 25 тыс. учеников.

В коллеже особое внимание уделялось изучению латинской литературы и языка. Ученики дважды в месяц писали сочинения на латыни. Во время каникул они должны были готовиться к очередным конкурсным сочинениям по классической литературе. Религиозное обучение осуществлялось вне стен учебного заведения. Учащиеся освобождались по средам и воскресеньям от занятий для отправления религиозных обрядов.

Среди учреждений такого типа выделялся Гюэньский коллеж (scola aquitanica) в Бордо. Содержание десятилетнего обучения напоминало программу гимназии Штурма. При освоении классических языков и литературы акцент делался не на грамматике, а на разговорной практике. В отличие от германских гимназий, в программу входило изучение родного языка. Довольно широко был представлен курс математики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: