Из Италии и Франции педагогическое движение перекинулось в остальные страны Европы, оставив заметный след в истории школы и педагогики. Так, Р. Агрикола (1445-1485) воспитал немало учеников, которые создали школы в германских государствах и на севере Европы. А. Гегиус (1468-1498) возглавлял «школы братьев общей жизни» в Девентере и Люттихе. Ректор Гёйдельбергского университета Я. Вимпфелинг (1450-1522) сформулировал концепцию национального воспитания, воспринятую передовыми учебными заведениями гуманистического типа, ратовал за введение новой школьной дисциплины — национальной истории и написал учебник «Очерк германских деяний», который использовался при преподавании такого предмета. Школы нового типа на началах христианского гуманизма (например, школу св. Павла в Лондоне) основал Дж. Коллет (1464-1519). Благородные традиции рыцарского воспитания отстаивал У. фон Гуттен (1488-1523) (Германия).
Европейскую славу снискал Хосе Луис Вивес (1492-1540). Он родился в Валенсии, но большую часть жизни провел за пределами Испании. Известен как автор ряда педагогических трактатов и наставник дочери английского короля. Выступал против схоластики, в защиту опытного познания. «Я не знаю человека, преподавание которого было бы более ясным, приятным и благотворным», — писал о нем современник, английский мыслитель Т. Мор.
Вивес полагал необходимым гибко отнестись к педагогической античной традиции. Он отвергал упор университетского философского образования на аристотелизме и противился слепому подражанию педагогическим установкам Квинтилиана. Вивес считал весьма эффективной сократовскую методу обучения путем бесед.
Главный педагогический труд Вивеса — «О порче нравов». В этом и других сочинениях («О преподавании наук», «Воспитание христианской женщины») Вивес рассматривал отличия домашнего и школьного воспитания, вопросы нравственного воспитания, ряд дидактических проблем. При этом школьное обучение ставилось на первый план в сравнении с домашним воспитанием. Осуждались антигуманность, схоластика и фразерство средневекового воспитания и обучения. В отношении ребенка предлагалось сочетать кротость и строгость с преобладанием гуманного подхода. Воспитание не мыслилось без учета природных психофизиологических особенностей детей. Осуждался предрассудок о вреде образования для женщин. Организация процесса обучения увязывалась с необходимостью проникновения в закономерности познания.
Один из властителей дум Возрождения Эразм Роттердамский (1467-1536) в сатирическом сочинении «Похвала глупости» высмеивал нравы и пороки тогдашнего общества — невежество, тщеславие, лицемерие. Враг религиозного фанатизма, Эразм склонялся к свободе вероисповедания, отстаивал природное равенство людей. В основном педагогическом трактате «О первоначальном воспитании детей» и других трудах по воспитанию («О благовоспитанности детей», «Беседы», «Метод обучения», «Способ писать письма») Эразм определил необходимость сочетания античной и христианской традиций при выработке педагогических идеалов, принцип активности воспитанника (врожденные способности могут быть реализованы лишь через напряженный труд). Эразм Роттердамский подчеркивал, что вне воспитания нельзя достичь эффективного развития человека. Он был среди первых мыслителей, приоткрывших особый мир детства, положив начало изучению этого мира.
Эразм писал, что к воспитанию следует приступать с первых лет жизни: «Воспитание начинается с колыбели в привлекательном виде для приобщения ребенка к добродетелям и знанию». С раннего возраста целесообразно насаждать образование, особенно изучение языков. Программа обучения не должна излишне обременять учащихся, ибо тем самым отбивают желание учиться.
Осуждая грубых учителей, Эразм писал: «Этим людям я неохотно доверил бы укрощать диких лошадей, тем более им нельзя отдавать в руки хрупкие существа». Эразм не видел никакой педагогической пользы в физических наказаниях, предлагая опираться на здравый смысл учеников: «Не следует приучать ребенка к у дарам... Тело постепенно становится нечувствительным к тумакам, а дух — к упрекам... Будем настаивать, повторять, твердить! Вот какою палкой нужно сокрушать детские ребра!»
Определенным шагом вперед были взгляды Эразма на женское образование. Он рекомендовал одинаковую программу женского и мужского образования, оговорив, однако, что женщинам целесообразно давать по преимуществу классическое языковое образование и в очень малом объеме естественнонаучные знания.
Среди тех, кто заслужил память благодарного человечества, — английский мыслитель Томас Мор (1478-1533). В книге «Утопия» им намечено несколько принципиальных педагогических идей: равенство образования независимо от пола; равное начальное обучение; преподавание на родном языке программы полезных светских знаний (чтение, письмо, математика, музыка, естествознание, агрономия и пр.); необходимость освоения какого-либо ремесла; непременность самообразования.
В центре утопической теории Т. Мора стоял человек, который имеет право на всестороннее гармоническое развитие. Мор снискал славу как ученый, гуманист, поэт, исключительно честный человек. Будучи лордом-канцлером, был казнен, отказавшись пойти против своих религиозно-политических принципов.
В своей «Утопии» Т. Мор описывал идеальное общество и излагал идеалы воспитания и обучения. Цель социальных учреждений в таком обществе выражалась в том, чтобы каждый мог развивать свои духовные силы, заниматься изучением наук и искусств. В деятельности человека выделены общественные и личные стороны, которые проявляются в любви к труду, скромности, добродетели, взаимопомощи.
Человек, по Мору, рожден для счастья, никто не может быть настолько глуп, чтобы не чувствовать стремления к удовольствию. В этих суждениях заключен протест против педагогического религиозного аскетизма. Вместе с тем Т. Мор строил нравственное воспитание на началах религии (священники должны наставлять в нравах). Правоверный католик, он, однако, далек от религиозного фанатизма. В Утопии царит свобода вероисповеданий. Воспитание высокой нравственности рассматривается как первостепенная социальная задача. Следует воспитывать в духе морали, которая отвечает интересам общества и каждого человека в отдельности. Важно в этой связи, например, изживать у детей чувство тщеславия: «Чем труднее вырвать эту сорную траву, тем раньше мы должны приступить к прополке».
Томас Мор отвергал жестокость и грубость средневекового воспитания. В стихотворном послании «К моим возлюбленным детям» он пишет: «Много я вам надавал поцелуев, побоев же мало».
Полагая, что разум способен руководить человеком в течение всей жизни, Т. Мор ищет пути, чтобы вооружить человеческий разум знанием. Только образованный человек способен добиться счастья. «Способности у утопийцев, — писал он, — изощренные науками, удивительно восприимчивы к изобретению искусств, содействующих удобствам и благам жизни».
Мор подчеркивал обязательное участие детей и взрослых в труде. Труд не мешает утопийцам посещать учебные занятия, слушать музыку, вести научные изыскания. Они умеют прогнозировать погоду, делают успехи в математике, диалектике, музыке.
Томас Мор видел во всеобщем образовании несокрушимость общества. В Утопии такое образование осуществляется в виде ученичества и в государственных школах. Противник схоластической системы обучения, Т. Мор подчеркивал, что школьное образование должно опираться на опытные знания.
Особое внимание Мор уделял проблеме женского образования. Мужчины и женщины Утопии равны в образовании, ибо природа одинаково благоволит ко всем. Он ценил в женщине ученость в сочетании присущих ей добродетелей. Когда существо женского пола соединяет хотя бы небольшие знания со многими похвальными добродетелями, тогда я ставлю ее выше сокровищ Креза и красоты Елены... Разница пола в смысле учености значения не имеет, так как при наступлении жатвы совершенно безразлично, посеяны зерна рукой мужчины или женщины. И мужчины, и женщины, одинаково способны к тем занятиям, которые совершенствуют и оплодотворяют разум, подобно почве, на которой посеяны семена мудрости.
Между идеалами Возрождения и реальными условиями европейского воспитания и образования существовало громадное противоречие. Безусловно, идеи Возрождения (природосообразность воспитания, демократизация системы обучения, обогащение содержания образования и воспитания и пр.) оказали благотворное воздействие на развитие школы и педагогики. Однако они не могли быть сколько-нибудь полно осуществлены. Нередко эти идеи носили утопический характер. Ряд педагогических идей Возрождения был попросту выхолощен. Именно так произошло при распространении в первой половине XVI в. установок так называемого филологического образования. Трактовка гуманистического образования как программы духовного, общественного, физического становления личности сузилась до знакомства с частью классической литературы изучения латинской грамматики, изощрения в навыках красноречия.