Проект интегральной философской антропологии

Как мы видели, каждый из представленных вариантов философской антропологии имеет свои достоинства и недостатки. Причем, как обычно, недостатки их являются «продолжением их достоинств».

Таким образом, слабости каждой из кратко описанных антропологий обусловлены их одномерностью: они концентрируют свое внимание только на одном уровне бытия человека: дочеловеческом, собственно человеческом (социальном и индивидуально-личностном), сверхчеловеческом. Можно сказать и иначе: они концентрируют свое внимание только на одном типе отношений человека. Отношения «природа - человек» абсолютизируются натурализмом. Отношения «Бог - человек» абсолютизируются теоцентризмом. Отношения «общество - человек» абсолютизируются социоцентризмом. Отношения человека к самому себе абсолютизируются антропоцентризмом. Возникает естественное желание преодолеть односторонности, свойственные рассмотренным антропологиям. Такое желание подкрепляется уже предпринимавшимися в истории философии попытками синтеза различных антропологических подходов. Мы уже писали, что антропологии М. Шелера и П. Тейяра де Шардена можно рассматривать как примеры различных вариантов синтеза натуралистического и теоцентрического подходов. Антропология Л. Фейербаха представляет собой своеобразный синтез натуралистического и антропоцентрического подходов. Антропология Н.А. Бердяева может рассматриваться как своего рода синтез теоцентрического и антропоцентрического подходов к проблеме человека. И т.д. Можно предположить, что наиболее всесторонней и целостной будет философская антропология, объединяющая в себе достоинства всех четырех представленных выше типов антропологии. Такую антропологию логично назвать интегральной антропологией. В интегральной антропологии должны быть представлены все указанные уровни бытия: дочеловеческий, собственно человеческий (социальный и индивидуально-личностный), сверхчеловеческий. В такой антропологии должны быть учтены все перечисленные выше типы отношений человека.Разумеется, речь не идет о неком «арифметическом» суммировании достоинств различных типов антропологии. При таком суммировании может получиться только нечто химерическое. Речь идет именно о творческом синтезе жизнеспособных составляющих всех этих типов антропологии. Речь идет о синтезе, в ходе которого преодолеваются крайности и абсолютизации каждого из рассмотренных подходов. Речь идет о синтезе, производимом на основе признания многоуровневости и многомерности бытия человека, на основе признания специфики, качественного своеобразия каждого из этих уровней, на основе признания единства и взаимопроникновения этих уровней.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: