Антропоцентрическое направление философской антропологии

Создатели этого варианта философской антропологии еще более последовательно, чем сторонники социоцентрической антропологии, объясняют человека, исходя из самого человека. Они убеждены, что человека творит сам человек, что бытие человека в качестве человека осуществляется только самим человеком. С их точки зрения, бытие человека не является даром природы, Бога или общества, как полагают авторы, соответственно, натуралистической, теоцентрической и социоцентрической ориентации. Человеческое бытие, утверждают антропоцентристы, созидается самим человеком. Так, например, Жан Поль Сартр(1905-1980) в программном тексте «Экзистенциализм – это гуманизм», разъясняя основополагающее утверждение экзистенциализма («существование предшествует сущности»), он пишет следующее. «Для экзистенциалиста человек … первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам. Таким образом, нет никакой природы человека, как нет и Бога, который бы ее задумал. Человек … есть лишь то, что он сам из себя делает». Таким образом, утверждает Сартр, в отличие от всех других вариантов философской антропологии экзистенциалистская антропология возлагает на человека полную ответственность за его существование, она «отдает каждому человеку во владение его бытие». По Сартру, человек ответствен не только за свою индивидуальность, но и «за всех людей». Творя себя, выбирая себя, человек творит образ человека, каким он должен, по его представлениям, быть. «Выбирая себя, - указывает французский мыслитель, - я выбираю человека вообще». Каким образом человек «выбирает себя»? Чем руководствуется он в процессе самосозидания? – Отвечая на эти вопросы, Сартр не может воспользоваться ответами теоцентристов и социоцентристов. Первые ответили бы: человек должен руководствоваться божественными установлениями, зафиксированными в соответствующем священном писании. Вторые указали бы на идеалы, ценности и нормы, выработанные человеческим сообществом. Для экзистенциалиста эти ответы не подходят. Для него «человек заброшен, ему не на что опереться ни в себе, ни вовне». Иначе говоря, Сартр не приемлет каких бы то ни было детерминант, внешних по отношению к человеку. В частности, он не приемлет идеалы и ценности, не выработанные, не санкционированные самим этим человеком. В итоге французский экзистенциалист приходит к признанию полной свободы человека: «человек – это свобода», «человек осужден быть свободным». Именно свобода и является для антропоцентриста глубинным основанием человеческого бытия.

В этом пункте концентрируется и сила и слабость антропоцентрического подхода к человеку. С одной стороны, свобода, понимаемая как возможность самосозидания, самоосуществления человека, как определяемость человека изнутри - это действительно конституирующее бытие человека начало. Без этого начала невозможна самость, субъектность человека. Без него нет автономности, достоинства человека. Без него нет ответственности человека и т.д. С другой стороны, свобода в понимании Сартра (и других антропоцентристов) лишена внутренней направленности, она тождественна или, по крайней мере, очень близка к произволу. Вы свободны, твердит и твердит Сартр, выбирайте, творите, изобретайте… Но на такой, ничем не ограниченной свободе, нельзя построить человеческого бытия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: