Понятие и правовой статус ассоциаций и других объединений органов местного самоуправления в Украине

Донецк 2017

План

Вступление

Понятие и виды органов самоорганизации населения.

Основные полномочия органов самоорганизации населения.

Понятие и правовой статус ассоциаций и других объединений органов местного самоуправления в Украине.

Виды муниципальных ассоциаций в современной Украине и их компетенция.

Заключение

 

Литература

1. Конституция Донецкой Народной Республики: Закон ДНР от 14.05.2014 [Электронный ресурс]. – http://dnr-online.ru/konstituciya-dnr/

2. Погорилко В.Ф., Баймуратов М. О., Бальций Ю.Ю. и др. Муниципальное право Украины: Учебник. / За редакторшу Баймуратова М. О. - 2-ге вид. доп. - К.: Правовое единство, 2009.- 720 с.

3. Батанов О. В. Муниципальное право Украины: Учебник / Ответственный редактор М. О. Баймуратов - X.: "Одиссей", 2008.- 528 с.

4. Местное самоуправление в Украине: проблемы и перспективы: Монография / В.Н. Бесчастный, Ю.В., В.А. Устименко и др.; Под редакцией В.Н. Бесчастного.- Донецк: ДЮИ ЛГУВД, 2008.- 288 с.

5. Батанов О. В. Теоретические проблемы механизма реализации муниципальной власти // Государство и регионы. Серия: Право. - 2007.- № 3.- С. 85-92.

6. Борденюк В. Некоторые аспекты соотношения местного самоуправления, государства и гражданского общества // Юридическая Украина.- 2005.- №5.-С. 16-22.

7. Борденюк В.И. Местное самоуправление и государственное управление: конституционно - правовые основы соотношения и взаимодействия: Монография.- К.: Парламентское издательство, 2007.

8. Кутафин О. Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник - М.: Юристъ, 2000.

9. Кравченко В.В. Конституционное право Украины: Уч. Пос. - Вид. 4-е, - К., 2006.

 

1. Понятие и виды органов самоорганизации населения.

Важным элементом системы местного самоуправления являются органы самоорганизации населения. их правовой статус определяется сегодня Конституцией (ч. 5 в. 140) и законами Украины "О местном самоуправлении в Украине" (статье 4, 14, 16, 60) и "Об органах самоорганизации населения" (дальше - Закон).

В соответствии с Законом такими органами являются комитеты: домов, уличные, квартальные, микрорайонов, сельские, поселковые. Они являются одной из форм участия членов территориальных общин сел, поселков, городов, районов в городах в решении вопросов местного значения, выборными органами, которые создаются жителями, которые на законных основаниях проживают на территории села, поселка, города или их частей, для решения заданий, предвиденных указанным Законом (статье 2, 3).

Органы самоорганизации населения создаются по инициативе самих жителей и с разрешения соответствующего сельского, поселкового, городского, районного в городе (в случае ее создания) совета на отдельных частях соответствующих административно- территориальных единиц, а именно: сельского, поселкового комитета - в пределах те-ритории села, поселка, если его пределы не совпадают с пределами деятельности сельского, поселкового совета; уличного, квартального - в пределах территории квартала, нескольких или одной части улиц с прилегающими переулками в местах индивидуальной застройки; комитету микрорайона - в пределах территории отдельного микрарайнона, жилищно-эксплуатационной организации в городах; домового - в пределах дома (нескольких домов) в государственном и общественном жилищном фонде и фонде жилищно-строительных кооперативов; комитету района в городе - в пределах одного или нескольких районов в городе, если его пределы не совпадают с пределами деят-ти районного в городе совета (ст. 7).

Законом детально урегулировано также порядок инициирования, предоставления согласия, избрания и легализация органов самоорганизации населения.

Что касается порядка предоставления разрешению на создание органа самоорганизации населения, то вопрос этот должен рассматриваться, как о том отмечается в Законе, на ближайшем заседании соответствующего совета при участии членов инициативной группы. При этом совет может и отказать в предоставлении согласия на создание органа самоорганизации населения, однако ее решение может быть обжаловано "в установленом порядке" (ст. 9).

В случае предоставления советом согласия на создание органа самоорганизации населения последний избирается собраниями (конференцией) жителей дома, улицы, квартал, микрорайона, села, поселки на основе общего, равного избирательного права путем тайного голосования. Право голоса на выборах имеют жители, какие достигают на день их проведения восемнадцати лет. Не имеют права голоса лица, которые признаны судом недееспособными. Организация проведения таких собраний полагается на исполнительный комитет соответствующего совета.

Орган самоорганизации населения избирается на срок полномочий

соотвецтвующие советы, если другое не предвидено ее решением или положением об этом ор-ган (статье 10, 11).

Орган самоорганизации населения считается действующим только после того, как состоялась предвиденная ст. 13 Закона его легализация, которая осуществляется путем его регистрации или сообщением об основании. При этом только в случае регестрации этот орган приобретает статус юридического лица. Регистрация органа самоорганизации населения исполнительным органом совета, а также порядок ее проведения детально урегулирован указанной статьей Закона. Одним из существенных условий регестрации есть наличие Положения об органе самоорганизации населения, которое утверждается собраниями (конференцией) и должен отвечать установленным Зако-ном требованиям (ст. 12).

Кроме порядка образования и легализации органа самоорганизации населения важным элементом его правового статуса есть его функции, полномочия, структура и организационные формы проявления его легальной активности, жизнедеятельности.

2. Основные полномочия органов самоорганизации населения.

Основными функциями органа самоорганизации населения являются, как об этом определяется в Законе (ст. 3), создание условий для участия жителей в решении вопросов местного значения, удовлетворения их (жителей) социальных, культурных, бытовых и других потребностей путем содействия в предоставлении им соответствующих услуг, а также участие в реализации социально-экономического, культурного развития соотвецтвующей территории (села, поселка, города, района в городе), других местных программ.

Объем этих функций определяется в полномочиях органов самоорганизации населения, которые, согласно ст. 2 Закона, по своей природе разделяются на собственных (отнесенные законом к веданию этого органа) и делегированных (полномочий сельского, поселкового, городского совета, которыми она, в соответствии с ч. 6 в. 140 Конституции Украины наделяет орган самоорганизации населения с передачей соответствующих средств, а также материально-технических и других ресурсов необходимых для ее осуществления).

Что касается собственный полномочий органа самоорганизации населения, то наиболее весомыми из них являются такие:

— ведение учета граждан по возрасту, местом работы или учебы, какие проживают в пределах территории деятельности органа, а также прием граждан, рассмотрение их обращений;

— представление вместе с депутатами интересов жителей дома, улицы, микрорайона, села, поселка, города, района в городе в соответствующем местном совете и его органах, местных органах исполнительной власти;

— внесение предложения к проектам местных программ социальный экономического и культурного развития соответствующих административно- территориальных единиц и проектов местных бюджетов;

— осуществление контроля за качеством предоставленных гражданам, которые проживают в обитаемых домах на территории деятельности органа самоорганизации населения, жилищно-комунальних услуг и по качеству проведения в этих домах ремонтных работ;

— привлечение на добровольных началах населения к участию в осуществлении мероприятий относительно охраны окружающей естественной среды, проведении работ из благоустройства, озеленения и содержания в надлежащем состоянии усадеб, дворов, улиц, парков, кладбищ, братских могил, оборудовании детских и спортивных площадок, комнат детского творчества, клубов за интересами, создание с этой целью временных или постоянных бригад и т. др.;

— организация помощи гражданам преклонных лет, инвалидам, семьям погибших воинов, партизанов и военнослужащих, малообеспеченным и многодетным семьям, а также одиноким гражданам, детям-сиротам и детям, лишенным родительской заботы, внесения предложения по этим вопросам в соответствующий совет и ее исполнительных органов.

Кроме этого, к исключительным полномочиям органов самоорганизации населения отнесен еще ряд полномочий по содействию и предоставлению помощи учебным заведениям, заведениям и организациям культуры, физической культуры и спорта, право-охранительным органам, а также депутатам соответствующих местных советов в организации встреч с избирателями, приема граждан и проведении другой работы в выборных округах (подробнее см. ст. 14 Закона).

Относительно делегированных полномочий органов самоорганизации населения, то соотвецтвенно к Закону (ст. 15) ими может быть часть полномочий сельской, поселковой, городского, районного в городе совета, делегированная ею этому органу с одночас-ною передачей ему соответствующих средств, а также материально-технических и других ресурсов.

Следовательно, законодатель не детализирует делегированные полномочия. Он исключительно полагается на инициативу и самодеятельность самих сельских, поселковых, сельских, районных в городе советов, которые должны решать этот вопрос с учетом метсных условий.

Орган самоорганизации населения имеет коллегиальный характер. Он избирается в составе руководителя, заместителя (заместителей руководителя), секретаря и членов. Поэтому основной формой его работы является заседание, которое созывают руководители или заместители руководителя по мере необходимости, но не реже однажды на квартал, является правомочными, если в нем участвует больше половины его общего состава. Для обеспечения непрерывности и эффективности в своей работе орган самоорганизации населения может образовывать комиссии, рабочие группы, другие органы в порядке, определенном положением об этом органе.

Члены органа самоорганизации населения исполняют свои обязанности на гражданских принципах. Однако по решению собраний (конференции) руководитель и секретарь этого органа могут работать в нем и на постоянной основе с оплатой их труда за счет средств, переданных органам соответствующим советом.

Члены органа самоорганизации населения имеют право участвовать в зас соотданиях соответствующих местных советов и их исполнительных органов по вопросам, что стосу-ються их деятельности, а также при рассмотрении вопросов, инициированных самим органом самоорганизации населения, с правом совещательного голоса.

Орган самоорганизации населения по вопросам, отнесенным к его полномочий, может принимать решение организационно-предписывающего характера. Однако решения органа, которые не отвечают действующему законодательству или принятые из вопросов, не отнесенных к его полномочиям, останавливаются соответственно сельским, поселковым, городским, районным в городе советом с одновременным обращением к суду об отмене такого решения (ст. 20 Закона).

Законом урегулирована также финансовая и экономическая основа органа самоорганизации населения. Что касается финансовой основы, то она должна состоять из средств соответствующего местного бюджета, которые предоставляются соответствующим советом, а также добровольных взносов физических и юридических лиц, других нара-хувань, не запрещенных законом (ст. 16). Такой же характер имеет и материальныя основа, которая состоит из имущества, переданного органа самоорганизации населения советом в его оперативное управление, и его собственного имущества, что состоит из добровольных имущественных взносов физических и юридических лиц, а также имущества, приобретенного указанным органом за собственные средства (ст. 17).

Органы самоорганизации населения для выполнения своих полномочий самостоятельно используют финансовые ресурсы, полученные из местного бюджета, но на цели и в пределах, определенных соответствующим советом. Это самое касается и использования переданного им имущества. Относительно контроля за финансовой и хоз деяльностью органа самоорганизации населения, то по закону (ст. 24), его должны осуществлять и собрания (конференции) жителей за местом их проживания, и соответствующий совет и ее исполнительные органы, и государственные органы.

Полномочия органов самоорганизации населения могут быть досрочно прекращены в разе: нарушение ими Конституции и законов Украины, других актов законодательства - по решению суда; невыполнение решений соответствующего совета, ее исполнительного комитета - по решению совета; невыполнение решений собраний (конференций)жителей - по решению этих собраний или конференции (ст. 25).

В Законе Украины "Об органах самоорганизации населения" урегулированные и некоторые другие составляющие их правового статуса, которые позволяют иметь определенное представление о месте и роли этих органов в механизме осуществления местного самоуправления как одного из его субъектов.

Понятие и правовой статус ассоциаций и других объединений органов местного самоуправления в Украине.

На этапе становления независимости Украины оказались достаточно крепкие доцентровые процессы интеграционного характера среди местных Советов народных депутатов, которые пока что не претендовали на выход своей деятельности за пределы государства и приобретения определенной международной правосубъектности. Такая региональная интеграция на внутригосударственном уровне была вызвана объективными процессами економичесого порядка и привела к образованию ассоциаций органов местного самоуправления по географическому признаку и однородности экономических проблем, что стали перед местными Советами в период становления государственности Украины. По такому принципу появились Ассоциация шахтерских городов Донбасса, Ассоциация приднестровских городов Украины, Ассоциация содействия деятельности местным Советам и объектам индустрии юго-востока Украины и др.

Особенный интерес вызывает выявление тенденции образования объединений местной власти, которые претендуют на статус общенациональных ассоциаций. Да, в 1990 г. была создана Ассоциация демократических Советов народных депутатов Украины и демократических блоков в Советах (АДРУ). Ее основной целью было создание независимой, неправительственной гражданской организации, которая объединяет Советы областного, районного, городского уровней и демократические блоки в Советах разных регионов Украини, депутатов и руководителей местного самоуправления, граждан Украины, коллективы организаций независимо от их политических убеждений и взглядов, а также тех, кто поддерживает идею местного самоуправления как одно из главных заданий образования гражданского общества в Украине и укрепления ее государственности*. В июне в 1992 г. по инициативе участников межрегионального совещания руководителей местных Советов народных депутатов, что проходила в Днепропетровске, была создана Ассоциация Советов народных депутатов городов Украины базового уровня, а в 1993 г. - Ассоциацию районных в городах Советов. их создание было вызвано объективными причинами и мало целью решения актуальных проблем самоуправления в условиях отсутствия в стране единственных подходов к становлению коммунальной и региональной политики, решению экономических проблем. В декабре в 1996 г. была создана Ассоциация сельских, поселковых и городских советов Украины, среди основных заданий которой значились такие:

-содействие сотрудничеству и взаимодействию представительских органов территориальных общин городов, поселков городского типа и сел для решения вопросов местного значения;

-защита прав и интересов территориальных общин;

-решение проблем социально-экономического и культурного развития соответсвующих территорий;

-налаживание взаимодействия органов местного самоуправления с местными органами исполнительной власти;

-изучение и распространение практического опыта местного сомоуправления в Украине и за рубежом.

По мере развития демократических процессов в Украине наблюдались трансформация роли и роста значения ассоциаций органов местногосамоуправления. Да, во-первых, были уточненные и измененные наименования союзов, в которых более четко оказалась их муниципальная направленность. Ассоциация Советов народных депутатов городов Украины базового уровня была переименована на Ассоциацию городов Украины (АМУ), а Ассоциацию демократических Советов народных депутатов Украины и демократических блоков в Советах - на Ассоциацию демократического развития и самоуправления Украины (АДРУ). Во-вторых, наметились тенденции к значительному расширению состава участников таких союзов. Если на начальном этапе в АДРУ входило около 20 членов, то в настоящее время она насчитывает свыше 80 участников. В 1992 г. действительными членами Ассоциации городов Украины были восемь городских Советов, в начале 1995 г. членами Ассоциации были 44 города, к середине в 1997 г. их насчитывалось уже 171, а на начало в 2000 г. - 264 города, в которых проживает около 73 процентов городского населения страны.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: