Виды муниципальных ассоциаций в современной Украине и их компетенция

Представляет интерес правовой статус муниципальных союзов Украины. Прежде всего его определяет положение ч. Из ст. 15 Закона Украины от 21 мая в 1997 г. "О местном самоуправлении в Украине", в соответствии с которым ассоциациям и другим добровольным объединениям органов местного самоуправления не могут передаваться полномочия органов местного самоуправления. Следовательно, муниципальные ассоциации по своей природе являются корпоративными (общественными), добровольными организациями, которые не имеют полномочий органов местного самоуправления.

В то же время, исходя из некоторых уставных заданий, с целью решения которых созданы муниципальные ассоциации, а именно:

а) защита прав и интересов своих членов в республиканских и региональных органах государственной власти и управления; координация и взаимодействие с государственными органами власти и управления, другими уровнями местного самоуправления Украины, общественными объединениями Украины для реализации программ превращения нашей страны на государство с эффективной социальное ориентированной экономикой; изучение и распространение передового опыта эффективного внедрения в жизнь самоуправления в городах, повышения их благосостояния; сотрудничество с международными организациями по вопросам местного самоуправления (п. 2.1 Устава Ассоциации городов Украины);

б) содействие Верховной Раде Украины, другим центральным органам и органам местного самоуправления в развитии системы местного самоуправления в Украине, которая бы отвечала Европейской хартии местного самоуправления; налаживанию прямых связей между органами местного самоуправления Украины;

координация нормотворческой деятельности членов Ассоциации; защита интересов местного самоуправления; распространения отечественного и использования зарубежного опыта местного самоуправления путем поддержки связей и сотрудничества с соответствующими международными, отечественными и иностранными организациями и органами власти и самоуправления (п. 1.3.8 Устава Ассоциации демократического развития и самоуправления Украины), - можно было прийти к заключению, что эти союзы нуждались в статусе юридического лица. Больше того, за своими заданиями они претендовали на всеукраинский статус, поскольку стремились к распространению своего действия на территорию большинства административно-территориальных единиц Украины и, следовательно, должны были проходить легализацию в Министерстве юстиции Украины как общественное объединение граждан (ст. 14 Закона Украины от 16 июня в 1992 г.).

Поэтому если за правовым статусом АДРУ определялась как общественная органі-зація граждан, то правовой статус Ассоциации городов Украины и Ассоциации район-них в городах Советов оставался неясным из-за отсутствия легитимно-процессуальной регистрации муниципальных ассоциаций, что лишало их права действовать от своего имени, получать права и обязанности и, в окончательном итоге, общей правовой способности (не говоря уже об элементах международной правосубъектности).

Важным событием в муниципальной жизни Украины было создание Конгресса местных и региональных властей Украины. Это стало возможным благодаря общему решению всеукраинских ассоциаций: Украинской ассоциации местных и региональных властей, Ассоциации сельских, поселковых и городских советов Украины, Асоциации мост Украины, а также Союзы лидеров местных и региональных властей Украины.

Согласно Положению, Конгресс определяется как высшая форма объединения на принципах конфедерации ассоциаций: Ассоциации сельских, поселковых и городских советов Украины; Ассоциации городов Украины; Украинской ассоциации местных и региональных властей, с целью представления и защиты общих интересов органов местного самоуправления всех уровней. Основной целью деятельности Конгресса провозглашего"координацию усилий органов местного самоуправления, их добровіольных объединений, направленных на формирование государственной региональной политики в Украине в интересах территориальных общин и реализации на ее основе творческого потенциала народа в пользу Украины" (п. 2.1 Положения).

Основными направлениями деятельности Конгресса определено проведение мониторинга местного самоуправления; анализ состояния, разработка прогноза и подготовка рекомендаций относительно дальнейшего развития местного самоуправления; участие в разработке законодательных актов, направленных на укрепление и развитие правовой базы функционирования местного самоуправления, проведения общественной экспертизы законопроектов, которые касаются их интересов; представление интересов муниципального движения в органах государственной власти; содействие укреплению материальной и финансовой самостоятельности и самодостаточности регионов и территориальных общин; развитие сотрудничества с органами государственной власти, содействия установлению партнерских взаимоотношений между ними и органами местногосамоупраления; всестороннее содействие решению конфликтных ситуаций между местными органами государственной власти и органами местного самоуправления (п. 2.4 Положення).

Следует отметить, что процедурно-процессуальный порядок образования асоциаций и других форм добровольных объединений органов местного самоуправления в значительной степени нашел свою нормативную регламентацию в действующем законодательстве Украины. Решение об объединении в ассоциации или вступление к ассоциации, других формах добровольных объединений органов местного самоуправления, а также о выходе из них, в соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 26 и п. 15 ч. 1 ст. 43 Закона Украины от 21 мая в 1997 г., принимается исключительно на пленарных заседаниях сельских, поселковых, городских, районных, областных советов. При этом, в соответствии с установленного ч. 11 в. 46 данного Закона правила, сессия совета является правоздатною, если в ее пленарном заседании участвует больше половины депутатов от общего состава совета.

Муниципальные ассоциации имеют свои уставы и органы управления (президенты, председатели союзов и ассоциаций, правления, президиума, совета и др.). Основателями муниципальных ассоциаций являются органы местного самоуправления. их права определяютсяв рамках полномочий, делегированных им основателями. Руководство объединений от имени основателей имеет право представлять их интересы в государственных органах и других организациях в пределах делегированных полномочий. организационно-правовые формы деятельности и управления ассоциацией определяются собраниями онователей. Полномочия ее органов определяются уставом (положением). В уставах муниципальных ассоциаций также определяются вид деятельности, порядок и процедура принятия решений по всем вопросам деятельности объединения. Так, например, высшим руководящим органом Украинской муниципальной академии Общие собрания, между собраниями деятельностью этой общественной организации будет руководить президия. Академия будет иметь свои отделения в областях, АРК, городах Киеве и Севастополе. На учредительных собраниях Академии в октябре в 1999 г. был утвержден устав объединения "Украинская муниципальная академия", определен 42 академіка-основателя, избраны члены-корреспонденты, президент и вице-президент этой общественной организации.

Следует отметить, что в настоящее время муниципальные ассоциации могут приобрести права юридического лица, но только в том случае, если они пройдут соответствующую регестрацию, предвиденную нормативно-правовыми актами подзаконного характера.

Такая регистрация муниципальных ассоциаций осуществляется в соответствии с Положением о регистрации ассоциаций и других добровольных объединений органов местного самоуправления, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 16 февраля в 1998 г. № 175.

Это Положение определяет соответственно ст. 15 Закона Украины от 21 мая в 1997 г. "О местном самоуправлении в Украине" порядок регистрации ассоциаций и других форм добровольных объединений органов местного самоуправления в органах Министерства юстиции Украины.

Регистрация ассоциаций и других добровольных объединений органов местного самоуправления осуществляется Главным управлением юстиции Министерства юстиции Украины в Автономной Республике Крым, областными, Киевским и Севастопольским городскими управлениями юстиции по местонахождению руководящего органа объединения.

Для регистрации добровольного объединения органа, что ее осуществляет, подаются такие документы:

1. заявление о регистрации, подписанное уполномоченным представителем основателей добровольного объединения по установленной форме (в соответствии с приложениями № 1 к этому Положению);

2. протокол учредительного съезда (конференции) или общих собраний основателей добровольного объединения, где принято решение об образовании добровольного объединения, а также утвержден его устав (положение) и назначенн уполномоченный представитель основателей для регистрации добровольного объединения;

3. устав (положение) добровольного объединения в двух экземплярах;

4. решение всех органов местного самоуправления о выступлении основателей добровольного объединения;

5. подтверждение юридического адреса добровольного объединения;

6. сведения о составе руководящего органа добровольного объединения;

7. документ, который подтверждает уплату регистрационного сбора (п. 2 Положения).

Размер платы за регистрацию добровольного объединения и порядок уплаты регистрационного сбора определяются постановлением Кабинета Министров Украины "О размерах платы за регистрацию ассоциаций, других добровольных объединений органов местного самоуправления, уставов территориальных общин" от 25 мая в 1998 г. № 738 и равняется 10 необложенным налогом минимумам прибылей граждан.

Перечень отмеченных документов, которые подаются для регистрации и предвиденные действительным Положением, исчерпывает. Орган, который осуществляет регистрацию, не имеет права требовать от заявителя представления других документов.

Заявление о регистрации добровольного объединения при наличии всех необхід-них документов рассматривается в двухмесячный срок (п. 4 Положения).

Орган, который осуществляет регистрацию добровольного объединения, при необходимости имеет право на проверку сведений, которые содержатся в поданных документах.

По результатам рассмотрения заявления принимается одно из таких решений:

— о регистрации добровольного объединения;

— об отказе в регистрации добровольного объединения;

— об оставлении заявления без рассмотрения (п. 6 Положения).

В случае регистрации добровольного объединения основателю выдается свидетельство о регистрации установленного образца (п. 7 Положения).

Основанием для отказа в регистрации добровольного объединения может быть несоответствие уставных документов, поданных для регистрации, Конституции Украины и законам Украины. Решение об отказе в регистрации добровольного объединения в 10-дневной срок после его принятия присылается заявителю и может быть обжаловано в судебном порядке (части 3 и 4 п. 8 Положения). Решение об оставлении заявления без рассмотрения принимается органом, что осуществляет регистрацию, в случае неподачи документов, необходимых для регистрации соответсвенно к этому Положению, о чем орган, который осуществляет регистрацию, в 10 - дневной срок извещает заявителя.

 

В случае устранения недостатков, на основании которых было принятое решение о оставлении заявленияй без рассмотрения, повторно заявление о регистрации добровольного объединения рассматривается в порядке и сроки, установленные этим Положением (п. 9 Положения).

Об изменениях и дополнениях, которые вносятся в уставные документы, добровольное объединение в 5-дневной срок извещает орган, который осуществляет регистрацию (п. 10 Положения).


Отменяется регистрация добровольного объединения органом, который осуществляет регистрацию, в случаи:

1) представление заявления уполномоченного представителя добровольного объединения при наличии решения полномочного органа;

2) признание органом, который осуществляет регистрацию, документов, на основании которых была осуществленная регистрация, недействительными или такими, которые противоречат законодавству;

3) вступление в силу решением суда об отмене регистрации добровольного объединения (п. 11 Положения).

Проведенный анализ процессов образования и деятельности муниципальных ассоциаций безусловно подтверждает их значительные потенциальные возможности, открывает новые пути для органов местного самоуправления в решении их специфических проблем и создание оптимальных внутренних и внешних условий для забезпечен-ня реализации приоритетных направлений муниципальной реформы.

Выводы по лекции

1. В соответствии с ч. Из ст. 15 Закона Украины от 21 мая в 1997 г. "О местном самоуправлении в Украине", ассоциации и другие добровольные объединения органов местного самоуправления не могут передаваться полномочия органов местного самоуправления. Следовательно, муниципальные ассоциации по своей природе являются корпоративными (общественными), добровольными организациями, которые не имеют полномочий органов местного самоуправления.

2. Важным событием в муниципальной жизни Украины было создание Конгресса местных и региональных властей Украины. Это стало возможным благодаря общему решению всеукраинских ассоциаций: Украинской ассоциации местных и региональных властей, Ассоциации сельских, поселковых и городских советов Украины, Ассоциации городов Украины, а также Союза лидеров местных и региональных властей Украины.

3. Основными направлениями деятельности Конгресса определено проведение мониторинга местного самоуправления; анализ состояния, разработка прогноза и подготовка рекомендаций относительно дальнейшего развития местного самоуправления; участие в разработке законодательных актов, направленных на укрепление и развитие правовой базы функционирования местного самоуправления, проведения общественной експе-ртизи законопроектов, которые касаются их интересов; представление интересов муниципального движения в органах государственной власти; содействие укреплению матеріа-льної и финансовой самостоятельности и самодостаточности регионов и территориальных общин; развитие сотрудничества с органами государственной власти.

4. Муниципальные ассоциации имеют свои уставы и органы управления (президента, председатели союзов и ассоциаций, правления, президиума, совета и др.). Основателями муниципальных ассоциаций являются органы местного самоуправления.

Следует отметить, что в настоящее время муниципальные ассоциации могут приобрести права юридического лица, но только в том случае, если они пройдут соответствующую регестрацию, предвиденную нормативно-правовыми актами подзаконного характера.

Такая регистрация муниципальных ассоциаций осуществляется в соответствии с Положением о регистрации ассоциаций и других добровольных объединений органов мест ногосамоуправления, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 16 февраля в 1998 г. № 175.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: