Жизненный цикл новшества

 

Каждое новшество в своем движении проходит определенные стадии. В инноватике их называют жизненным циклом новшества. Новшество когда-то возникает, используется, а по прошествии какого-то времени заменяется другими, более совершенными продуктами творчества. Существует несколько вариантов жизненного цикла новшества.

Жизненный цикл новшества– это последовательность стадий (фаз) которые оно проходит, от начала создания до перехода в режим массового использования и устаревания.
Так С.Д. Поляков выделяет следующие стадии жизненного цикла новшества: зарождение нового, освоение его на определенном объекте, диффузия (распространение на другие объекты), рутинизация (превращение нововведения в традицию)1.

В.И. Загвязинский предлагает более детализированную структуру жизненного цикла: старт, воз­никновение, быстрый рост (в борьбе с оппонентами и скептика­ми), зрелость, насыщение, связанное с более или менее широ­ким продвижением в практику, кризис и финиш, связанные, как правило, со снятием нововведения, как такового, в новой, более эффективной, нередко более общей системе2.

В.С. Сластенин и Л.С. Подымова, обобщая имеющиеся в литературе варианты жизненного цикла новшества, выделяют в структуре инновационного процесса следующие шесть стадий (этапов).

1. Этап рождения новой идеи или возникновения концепции новшества; условно его называют этапом открытия, которое явля­ется результатом, как правило, фундаментальных и прикладных научных исследований (или мгновенного «озарения»).

2. Этап изобретения, т.е. создания новшества, воплощенного в какой-либо объект, материальный или духовный продукт-образец.

3. Этап нововведения, на котором находит практическое применение полученное новшество, его доработка; завершается этот этап получением устойчивого эффекта от новшества.

После этого начинается самостоятельное существование нов­шества, инновационный процесс переходит в следующую стадию, ко­торая наступает лишь при условии восприимчивости к новшеству. В фазе использования новшества выделяются следующие три эта­па.

4. Этап распространения новшества, заключающийся в его широком внедрении, диффузии (распространении) новшества в но­вые сферы.

5. Этап господства новшества в конкретной области, когда соб­ственно новшество перестает быть таковым, теряя свою новизну. Завершается этот этап появлением эффективной альтернативы или замены данного новшества более эффективным.

6. Этап сокращения масштабов применения новшества, связанный с заменой его новым продуктом1.

Но эта линейная структура последовательно сменя­ющих друг друга временных этапов инновационного процесса представляет собой упрощенную схему его реального разверты­вания. Конкретный инновационный процесс не обязательно дол­жен включать все рассмотренные этапы в их строгой последовательности.

 
 

 


Хотя в приведенных вариантах структуры жизненного цикла новшества имеются различия, они не существенны. Во всех вариантах выделяются стадии создания, экспериментальной апробации, распространения, достижения насыщения в использовании новшества. В большинстве вариантов выделяется также стадия устаревания и замены новшества. Ее нет у С.Д. Полякова, но без этого жизненный цикл оказывается не законченным, не полным.

По мере продвижения новшества от стадии к стадии область его распространения сначала расширяется, а затем сходит на нет (см. рисунок 3)

Рис. 3. Изменение области распространения новшества на стадиях жизненного цикла
Стадия создания новшества


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: