Характеристики нововведений

 

Новшество – это потенциально возможное нововведение, а нововведение – это освоенное в той или иной мере новшество. Поэтому характеристики новшества и нововведения не одинаковы.

Основные характеристика нововведения – его результативность и эффективность.

Слова эффективность, эффективный употребляют довольно часто, но далеко не всегда за этими словами стоит четко определенное содержание. Нередко "эффективный" означает просто "хороший", приводящий к какому-то желаемому результату. Зададимся, например, вопросами: что означает эффективность образовательного процесса, когда мы можем признать этот процесс эффективным, какова мера эффективности? Найти ответы на эти вопросы будет совсем непросто.

В начале определим, что будем понимать под эффективностью действий, целенаправленных процессов вообще. Во многих словарях и энциклопедиях, в том числе и Педагогической энциклопедии, определение эффективности отсутствует. Понятие эффективности разрабатывается в теории управления. В этой теории эффективными признаются только те действия, которые ведут к достижению поставленной цели.

Но само по себе достижение цели характеризует не эффективность, а результативность действий. Действие, приводящее к желаемому результату — результативное действие. Если мы, например, хотели за какое-то

Результативность — это характеристика действий, целенаправленных процессов, показывающая в какой мере достигнутые результаты соответствуют цели
время выучить 100 иностранных слов, а выучили только 90, то наши действия нужно признать недостаточно результативными. Или, если мы, внедряя новую методику обучения младших школьников чтению, надеялись, что все 100% учащихся к окончанию начальной шко-

лы будут читать с требуемой скоростью, а реально этого достигают только 80%, то нововведение должно быть признано недостаточно результативным. Однако оценка будет другой, если до внедрения новой методики требуемой скорости чтения достигали только 65% учащихся, а мы ставили целью увеличить их число до 80%. В этом случае нововведение должно быть признано результативным. Один и то же результат будет оценен по-разному в зависимости от того, какая цель ставилась.

Эффективность — это результативность, соотнесенная с затратами на достижение результата. Человек, выучивший 100 иностранных слов за 5 часов и человек, выучивший те же 100 слов за 10 часов, действовали результативно. Каждый из них достиг своей цели. Однако эффективность их действий была различной, поскольку на достижение одного и того же результата они затратили разное время.

Степень эффективности определяется соотношением между результатами и затратами при условии, что результат соответствует поставленной цели. Если это условие не выполняется, то действие, процесс признаются неэффективными. Рассмотрим более сложный пример. Пусть в результате обучения в начальной школе выпускники четвертого класса по умению читать распределились следующим образом: читают с требуемой скоростью и выше 70%, читают со скоростью несколько ниже требуемой 17% и читают со скоростью значительно ниже требуемой 13% учеников. Можно ли признать процесс обучения эффективным? Чтобы ответить на этот вопрос нужно вначале выяснить, какая доля не научившихся читать с требуемой скоростью признается при используемой технологии обучения "допустимой". Если 70%, научившихся читать, — это хорошо, т.е. соответствует принятой норме, то учебный процесс следует признать эффективным. Это означает, что при используемой технологии, временных и других условиях обучения, по независящим от работы учителя причинам неизбежно часть учеников не научатся читать на требуемом уровне качества. Поэтому за норму успешности обучения принимается не 100% освоивших на должном уровне технику чтения, а, например, 65%. Если же норма будет установлена на уровне 80%, то тот же самый учебный процесс будет признан недостаточно результативным, а значит и не эффективным в целом.

Эффективность— это характеристика действий, целенаправленных процессов, отражающая соотношение между целью, результатами и затратами на их достижение
Известный ученый в области менеджмента П. Дракер удачно определил, что результативность является следствием того, что делаются нужные, правильные вещи, а эффективность является следствием того, что правильно создаются эти самые вещи.

До сих пор, рассматривая общее понятие эффективности, мы говорили об эффективности образовательного процесса. Теперь, исходя из общего понятия эффективности, определимся с частным понятием эффективность нововведения.

Внедрение новшеств в образовательный процесс, в конечном итоге, либо призвано обеспечивать улучшение результатов обучения и воспитания, либо уменьшать затраты на достижение тех же результатов образования. Иначе говоря, повышение эффективности образовательного процесса – это тот результат, достижение которого является целью всякого нововведения. Эти изменения могут быть количественными или качественными.

Увеличение доли учащихся, успешно осваивающих учебную программу, благодаря введению новшеств в технологию обучения, – это пример количественного улучшения результатов. Развитие экологического сознания учащихся за счет введения соответствующего курса в учебную программу, развитие их познавательной способности за счет изменения содержания и технологии обучения — это примеры качественных изменений в результатах образования. Если же мы изменяем содержание учебных программ, вводим в образовательный процесс новые технические средства, методы обучения и др., а результаты на выходе образовательного процесса не улучшаются, значит, наши усилия были не эффективными.

Нововведения могут быть результативными, но малоэффективными. Это происходит тогда, когда действуя иначе, тот же самый результат можно получить с меньшими затратами, либо за меньшее время. Нередко из-за плохой организации процесса внедрения фактическое время освоения новшеств в несколько раз превышает возможное. Это означает, что часть полезного эффекта от нововведения оказывается потерянной.

 

 
 

 

 


Дополнительная литература:

1. Ангеловски К. Учителя и инновации / Пер. с макед. - М., 1991.

2. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М., 2001.

3. Карташов П.И. Внедрение рекомендаций педагогической науки в практику: организационно-управленческий аспект. – М., 1984.

4. Лазарев В.С. Системное развитие школы. – М., 2002

5. Поляков С. Д. В поисках педагогической инноватики. - М., 1993.

6. Пригожин А. И. Нововведения: стимулы и препятствия. - М., 1989.

7. Сластенин В. А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. - М., 1997.

8. Управление развитием инновационных процессов в школе / Под ред. Т.И.Шамовой и П.И.Третьякова. - М., 1995.

9. Управление развитием школы / Под ред. М.М.Поташника и В.С. Лазарева. - М., 1995.

10.Управление школой: теоретические основы и методы / Под ред. В.С. Лазарева. – М., 1997.

11. Хомерики О.Г., Поташник М.М., Лоренсов А.В. Развитие школы как инновационный процесс. - М., 1994.

12. Эллис А., Фоутс Д. Педагогические инновации. - М., 1993.

13. Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогической инноватики: опыт разработки теории инновационных процессов в образовании. - М., 1991.

 

               
   
     
Инновационный процесс: структура и факторы эффективности
 
 
   
 
  4.1. Жизненный цикл новшества 4.2. Жизненный цикл нововведения 4.3. Обобщенная модель инновационного процесса 4.4. Факторы эффективности инновационного процесса
 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: