Политическое просвещение

Лекция №3

Культурный процесс на Луганщине в послевоенный период

(1950–1990-е гг.)

Проблемы образования и общественно-политической жизни края в период хрущевской десталинизации (1950-60-е гг.).

Политическое просвещение

После смерти Сталина в 1953 году и прихода к власти Хрущева в Украине начался процесс постепенной десталинизации и либерализации общественно-политической жизни, что не могло не отразиться и на культурной сфере. Однако этот процесс, хотя и привел к своеобразному обновлению социокультурной ситуации в стране, принципиально не изменил политико-идеологического вектора ее развития, подчиняя деятельность представителей культуры и педагогов основным задачам партийной власти.

Выполнение политических задач, в первую очередь, требовало привлечения работников советской системы образования, которым был делегирован целый ряд общественно-политических функций. Деятельность учительства обуславливалась директивами официальной власти, Ворошиловградского обкома КП(б)У, Ворошиловградского областного комитета профсоюза работников образования, высшей школы и научных учреждений.

Одной из главных политических задач десталинизации стало создание культа нового партийного лидера. Это было невозможно без эффективного функционирования агитационно-пропагандистской системы, важной составляющей которой были идеологические кампании, к которым власти привлекали учительство. Использование педагогов с пропагандистской целью требовало подготовки значительного количества «идейно выдержанных», политически образованных учителей. На Луганщине в эти годы политучебы было охвачено 98% работающих в сфере народного образования области. На базе Луганского областного отдела народного образования и Института усовершенствования квалификации учителей кроме методической, проводилась и значительная политвоспитательная работа (курсовое обучение, областные семинары, постоянно действующие семинары для учителей города, выездные семинары для педагогов области, устные и письменные консультации). Наиболее организованной формой политпросвещения для учителей области стали лекции, на которых разъяснялись труды Маркса-Энгельса, Ленина-Сталина, история ВКП (б), вопросы внутренней и внешней политики Советского Союза.

Другой формой политпросвещения учителей были кружки по изучению истории ВКП (б), биографии Ленина и Сталина, истории КПСС, исторического материализма. Политучебу осуществляли также университеты марксизма-ленинизма и политшколы. Учителя, которые не посещали кружки (около 30% от общей численности охваченных обучением), должны были самостоятельно повышать уровень своей политпросвещения.

Во время проведения агитационно-пропагандистских кампаний учителя обеспечивались специальной политической литературой, в которой в доступной форме для населения содержались разъяснения государственных постановлений, советских законов, прав и обязанностей советских граждан, предоставлялись научно-политические знания. Педагоги активно участвовали в оборудовании агитпунктов наглядностью (лозунгами, витринами), обеспечивали регулярный выпуск фотомонтажей, настенных газет, привлекали учащихся школ к составлению списков избирателей, дежурство на агитпункта, оформление помещений.

Агитационно-пропагандистская работа учительства проводилась и через функционирование педагогических лекториев. Эта масштабная работа проводилась преимущественно среди сельского населения. Педагогические лектории периодически организовывались при доме культуры и дома учителя, а для большего охвата населения агитационной работой проводились тематические встречи педагогов со студентами, рабочим в общежитиях и красных углах, которые были на всех предприятиях.

Советская власть привлекала учительство не только для реализации необходимых политических мероприятий, но и для решения важнейших общественных проблем. Так, в конце 1950-х гг. одним из приоритетных направлений работы педагогов была названа борьба с неграмотностью и малограмотностью среди взрослого населения края. На 1958 в области насчитывалось 3830 неграмотных и 282 малограмотных, с которыми и велась эта работа. Для реализации политики ликвидации неграмотности было привлечено 582 учителя и 1279 культармейцев области.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: