Политехнизации школы на Луганщине

Период «хрущевской оттепели» ознаменовался осуществлением комплекса реформ, которые охватили все сферы общественной и хозяйственной жизни страны и, в частности, систему образования. В контексте экономических реформ первоочередной задачей образовательной реформы стало налаживание связи школы с производственной сферой, призванное удовлетворить потребности в подготовке трудовых кадров для всех отраслей народного производства, способных быстро адаптироваться к новым условиям. Процесс объединения общего и технического образования в условиях средней школы получил название политехнизации.

Первым шагом по внедрению этого процесса стало принятие 24 декабря 1958 г. «Закона об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», согласно которому в стране предполагалось введение общего десятилетнего образования и развитие политехнического обучения в школах.

Ведущая роль в политехнизации школы принадлежала учителям, перед которыми ставилась задача внедрения в систему образования нового государственного курса. Кроме педагогов, к этому процессу привлекались партийные, хозяйственные, комсомольские организации, которые должны оказывать помощь школам, заботиться о создании условий для улучшения учебно-исследовательской работы.

Важными центрами политехнического образования были технические и натуралистические кружки, создаваемые на базе школ, домов культуры, предприятий. В середине 1950-х гг. по всей области создавались станции юных техников, к деятельности которых привлекались учащиеся 3-11 классов.

Станции юных техников создавались при домах культуры, крупных предприятиях. Такие кружки функционировали при Дворце культуры им..Ленина тепловозостроительного завода им. Октябрьской революции, при заводе им. Пархоменко, заводе им. К.Маркса г. Луганская, Алчевском металлургическом заводе им. Ворошилова, заводе им. Кирова, Рубежанском химкомбинате, заводе «Донсода» им. Горького (м.Кадиивка), клубе им. Сталино (г. Луганск). Кроме станций юных техников в области создавались технические кружки различной направленности, например, кружки для девушек: кройки и шитья, домоводства. Обычно они организовывались при средних школах при поддержке учителей трудового обучения. В школах организовывались выставки работ юных техников. Кружки организовывались не только при школах, но и при домах культуры, дворцах пионеров.

Следствием внедрения политехнического образования стало распространение сети натуралистических кружков. В 1948 в лантратовской средней школе был организован первый в области кружок юных натуралистов-мичуринцев. Члены кружков юных натуралистов лантратовской школы в 1954 г. участвовали в Всесоюзном конкурсе юных садоводов. О работе школы был снят документальный фильм «На учебно-исследовательском участке», а в 1954 году на базе школы была организована областная станция юных натуралистов.

Важным элементом политехнизации учебных заведений стало внедрение производственного обучения школьников, которое предусматривало привлечение учащихся к работе в сельском хозяйстве и промышленности. Согласно решению ХIХ съезда КПСС о политехническом обучении в школах, все ученики 5, 6, 7 и 9 классов были обязаны работать на учебно-опытных участках. Особенно активно ученики привлекались к работе в сельском хозяйстве во время весенне-летних полевых работ.

Производственное обучение учащихся осуществлялось на базе предприятий области, на которых для этого создавались специальные цеха для учащихся, где они овладеть практическими навыками. В 1962 г. по области было построено 9 учебных цехов на 577 мест, 2 полигона на 40 мест, 18 школьных мастерских для производственного обучения на 400 мест, 2 учебные лаборатории на 56 мест. В силу разных причин процесс политехнизации школы не дал высокого стабильного результата и имел много недостатков и недостатков. Во-первых, эффективность политехнического обучения зависела от материальных средств, выделенных для ее реализации. Во-вторых, не хватало опытных кадров специалистов, которые бы имели и научно-технические знания и педагогическое образование, и реально могли обеспечить успешность внедрения процесса политехнизации в жизнь.

Художественная самодеятельность и участие учителей в культурной жизни Луганщины.

Одним из центров культурной жизни Луганщины периода «хрущевской оттепели» стал дом учителя, который существовал еще с 1923 г.. На его базе велась методическая, учебно-воспитательная и культурно-просветительская работа.

Основной формой культурно-просветительской работы дома учителя стала организация различных кружков художественной самодеятельности, которые охватили своей деятельностью педагогов, учащихся разных учебных заведений и студенчество высших учебных заведений области. Так, существовали кружки хорового и сольного пения, симфонического оркестра, струнного квартета, танцевальный кружок для детей и взрослых, кружок изобразительного искусства, драматического, художественного чтения.

Значительным достижением в развитии культурной жизни Луганщины было получение хоровым кружком дома учителя звания «Хоровая капелла». Среди кружков художественной самодеятельности особой популярностью пользуется симфонический оркестр, объединивший вокруг себя не только профессиональных музыкантов, но и любителей. Все кружки дома учителя имели культурные связи с профессиональными культурными учреждениями: театрами, музыкальными училищами, литературными группами, оказывали значительную помощь в организации и деятельности самодеятельных кружков.

В 1950-1960-е гг. развитие художественной самодеятельности Луганщины достигает своего апогея. Распространенным стало проведение ежегодных городских смотров художественной самодеятельности, различных фестивалей. Значительным событием в культурной жизни Луганщины стало создание в 1956 при доме учителя эстрадной бригады, в состав которой вошли учителя и большинство кружковцев. При нем существовала и литературно-творческая группа, которая выпускала свой литературный журнал «Утро». Неоднократно эта художественная группа организовывала творческие вечера населения с литераторами области, встречи любителей с молодежью. В 1959 в Луганске был создан театр народного искусства, а в 1961 г. на базе дома учителя открылся университет культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: