Россия в диалоге культур

Наша страна по многим критериям пока не достигла уровня передовых обществ. Причем это отставание сложилось давно: проходили века, сменялись цари, императоры, генсеки, многие из них пытались провести реформы, а Россия в целом оставалась "вечно догоняющей" Европу державой – как по эффективности экономики, так и по демократичности общественного устройства. Почему российское общество не вписывается в поток прогрессивной мировой цивилизации?

Споры о том, к какой цивилизации (восточной или западной) принадлежит Россия и как следует ей двигаться дальше, ведутся давно. Так, в 40-х – 50-х гг. XIX в. дискуссии по этим проблемам разделили российских интеллектуалов на два идейных лагеря: славянофилов и западников.

 

Контуры различий в подходах славянофилов и западников

 

Основные идеи славянофилов Основные идеи западников
Западная цивилизация обманула надежды, разрушает человека и идет к упадку. В России царят многовековой застой, бездеятельность и невосприимчивость к прогрессу.
Начатая Петром I европеизация российского общества нарушила органичное развитие доброй старой общинной Руси. Пока святая Русь спит, энергичный Запад благоустраивается и идет к вершинам цивилизации.
У России свой путь – на началах "соборности", любви, братства, смирения и верности православию. России следует проснуться и творчески усвоить исторические достижения Западной Европы.

В 20-30 гг. XX в. к славянофилам и западникам прибавилось еще одно самостоятельное направление – евразийство. Его сторонники (в основном русская эмигрантская интеллигенция, покинувшая страну после большевистского переворота 1917 г.) утверждали, что культура России не является ни европейской, ни азиатской, а занимает особое серединное – евразийское – положение.

При этом, однако, евразийство во многом перекликается с идеями славянофилов. В то же время евразийцев отличали от славянофилов некоторые идеи.

 

Евразийство

 

Сходства со славянофилами Отличия от славянофильства
Глубокая антипатия к Западу и к его идейным поклонникам в России.   Корни русской нации не в Киевской Руси, а в евразийской империи Золотой Орды, поэтому восточные славяне едины с татарами, монголами, казахами, бурятами, якутами и другими народами Евразии
Петр I прервал особый путь России и начал европеизацию российской культуры.   Сила России не в местном самоуправлении, а в мощном, централизованном управлении, идеократическом государстве (основанном на "власти идеи").
Российский человек, в отличие от западного, не индивидуалист, а коллективист – "соборная" личность.  

 

 

Со времени тех исторических диспутов славянофилов и западников прошло более полутора веков, а в идейно-психологическом настрое и степени активности россиян мало что изменилось. Маниловщина (по имени Манилова – одного из героев "Мертвых душ" русского писателя Н. Гоголя – мечтательное, бездеятельное отношение к жизни) и обломовщина (по имени Обломова – героя романа "Обломов" русского писателя И. Гончарова – безволие, состояние бездеятельности и лени), ожидание манны небесной (от государства), пассивное созерцание того, как процветают другие народы, отлынивание от работы, празднолюбие и разгульное, беззаботное пьянство все так же широко распространены в нашем обществе.

И вокруг путей будущего развития страны сегодня все так же идут нескончаемые дискуссии.

Разумеется, у российского общества всегда были и останутся свои духовные особенности и неповторимые черты культуры. Но наряду с ними неизбежно и творческое усвоение того эффективного опыта, который выработан и проверен на практике современным цивилизованным Западом. Иначе Россия обречена оставаться "вечно вчерашней".

Диалог культур предполагает взаимопроникновение, взаимообогащение культур. Не случайно культурный обмен (выставки, концерты, фестивали и т.д.) стал доброй традицией в жизни современной цивилизации. В результате диалога создаются общечеловеческие культурные ценности, важнейшими из которых являются нравственные нормы, и в первую очередь такие, как гуманизм, милосердие, взаимопомощь.

 

Вопросы и задания

 

1. Какие две линии человеческой цивилизации можно выделить? Каковы их истоки?

2. Охарактеризуйте основные различие восточной и западной культур.

3. Какова историческая судьба западной цивилизации?

4. Какие две основные идеи сформировались в XIX в. по поводу путей развития России?

5. Каковы различия в подходах славянофилов и западников?

6. Что такое евразийство? Когда оно появилось? В чем его суть?

7. В чем перекликается и в чем расходится евразийство со славянофильством?

8. Какие негативные явления, описанные в русской литературе XIX в. характерны для нашего общества и сегодня? Как, по-вашему, их можно преодолеть?

9. Что такое диалог культур? Приведите примеры такого диалога в реальной жизни.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: