Историко-философские традиции в анализе культур

 

При исследовании культуры различают культурную статику и культурную динамику. Культурная статика – это внутренне строение культуры, совокупность элементов, которые ее составляют и связей между ними.

Культурная динамика описывает те изменения, которые пре­терпевает культура во времени (исторический аспект) или при распространении в пространстве.

В первом случае, то есть с точки зрения истории, культура характеризуется процессами развития, усложнения (прогресса) и деградации, регресса. Культурное сообщество постоянно сталки­вается с новыми проблемами, от решения которых зависит его дальнейшее существование. Так, в настоящий момент Россия яв­ляется открытой страной, и в нашу жизнь в виде новостей, книг, фильмов, предметов ворвался поток информации о других куль­турах. Естественно, этому нельзя препятствовать: контакт куль­тур может принести много полезного (хотя и не все является по­лезным). Однако, в любом случае очевидно, что наша культура постепенно изменяется, трансформируется, приобретает новые черты, которых она не имела раньше, и утрачивает прежние чер­ты. Изменения в культуре могут происходить не только из-за активных культурных контактов. Например, изменение природ­ных условий существования народа может вызвать серьезные из­менения в его представлениях о мире.

Культура изменяется и при ее распространении. Когда какие-то элементы одной культуры попадают в другую, они оказывают­ся на уже "обработанной" почве. А потому культура пытается приспособить к себе эти чужеродные элементы, вписать их в свою систему ценностей и свое видение мира.

Рассмотрим в качестве примера любой художественный текст. Такой текст является порождением определенной культуры, он отражает ее особенности, ценности и подход к миру. Когда этот текст переводится на другой язык, он попадает в инородную сре­ду; носителям другой культуры не все в этом тексте понятно, а что-то они понимают иначе, чем носители той культуры, в кото­рой этот текст был создан. Естественно, перед представителями "принимающей" культуры встает задача адаптировать этот текст, сделать его понятным для себя. И сам текст обрастает новыми значениями, возникшими в результате взаимодействия двух куль­тур. Прекрасным примером такого процесса является перевод Библии на церковнославянский язык. Благодаря этому русская культура заметно обогатилась и трансформировалась. В то же время ценности, которые пришли в Россию вместе с христиан­ством, трансформировались, изменились под влиянием древних представлений восточных славян и особенностей их культуры. Русское христианство заметно отличается от европейского хрис­тианства.

Как уже указывалось, термин "культура" может использовать­ся для обозначения конкретного, уникального и отличного от всех остальных культурного организма. И действительно, русская куль­тура значительно отличается от английской, немецкой, французс­кой и других культур. Каждой культуре присущи индивидуаль­ные черты, которые проявляются при культурных контактах. На­пример, такие русские слова, как "свобода", "воля", "судьба" не могут быть переведены на европейские языки точно, без искаже­ния смысла: в европейских языках нет слов, которые точно пере­давали бы все оттенки значения этих слов. Конечно, и европейцы знают, что такое свобода, но понимают они ее совершенно иначе. Если для русского человека свобода – это в первую очередь полное отсутствие ограничений (как со стороны обстоятельств, так и со стороны других людей), то для европейцев свобода – это самоогра­ничение. Не зря в Европе говорят, что свобода человека заканчи­вается там, где начинается свобода другого человека. Другими сло­вами, для европейцев важно не вторгаться в личное пространство другого человека, не нарушать его собственной свободы.

В то же время, пожалуй, в каждой культуре имеются элемен­ты, которые могут быть названы культурными универсалиями. Культурные универсалии – это такие черты, нормы, свойства, традиции, обычаи, которые присущи всем культурам независимо от того, на каком этапе развития они находятся и в каком месте земного шара локализуются. Американский социолог Джордж Мердок в 1959 году описал такие универсалии. Он отнес к ним значимость различия между людьми по возрасту, использование нательных украшений, спорт, гадание, танцы, декоративное ис­кусство, ухаживание и другие культурные феномены (всего им было выделено 70 универсалий).

Существует два крайних подхода к рассмотрению культурных универсалий:

1) релятивизм, в основе которого лежит принцип: "каждую культуру нужно воспринимать исходя из ее ценностей и норм". Другими словами, релятивизм отрицает существование культур­ных универсалий и утверждает, что в культурах есть лишь спе­цифичное. Следовательно, сравнительное изучение культур ока­зывается невозможным, так как нет ничего общего, что можно было бы взять в качестве точки отсчета для сравнения;

2) этноцентризм, основанный на принципе: "Моя культура – лучшая, а остальные – так себе". На самом деле сторонники этого подхода не определяют свою позицию таким образом; скорее, это формулировка, как и сам ярлык "этноцентризм", была бы умест­ной в устах их критиков. С точки зрения этноцентризма различий между культурами нет, то есть реальная действительность в оди­наковой степени доступна для представителей всех национально­стей и никак не искажается культурной картиной мира.

На самом деле ярлык "этноцентризм" более уместен приме­нительно к опасности, которую влечет за собой подобный подход, – опасности давать оценку и интерпретировать факты с позиций своей собственной культуры. Естественно, такой подход возмо­жен и имеет право на существование. Однако он совершенно не способствует пониманию между культурами и, в конечном счете, грозит культурным милитаризмом.

 

Культурная статика

 

Как уже указывалось, культурная статика – это особый взгляд на культуру, который выделяет в ней ее элементы и соотношение между ними. Культуры разительно отличаются друг от друга, так как отражают уникальный, неповторимый опыт разных на­родов. Однако между ними есть и много общего. В частности, они могут содержать одни и те же элементы и обычно выполняют одни и те же функции. Именно это общее и имеется в виду, когда говорят о культурной статике.

Внутри каждой культуры можно выделить отдельные элемен­ты и самостоятельные, относительно независимые друг от друга сферы. Различают шесть форм культуры:

– народная культура – это произведения искусства, в том числе и прикладного, которые создаются непрофессиональными авторами: сказки, былины, песни, мифы, предания и т.д. Основ­ное проявление народной культуры – фольклор; однако его отли­чительной чертой является локализованность, то есть привязан­ность к определенной территории, что не является обязательным признаком для народной культуры;

– элитарная культура – это произведения искусства, вос­приятие которых требует высокого уровня образования; к ней относят академическую музыку, литературу и изящные искусст­ва. Произведения элитарной культуры создаются привилегиро­ванной частью общества либо по ее заказу. Как правило, при помощи этого термина обозначают то, что непонятно для широ­кого круга людей и потребляется только искушенной частью об­щества;

3) массовая культура – явление, возникшее в XX веке вследствие развития средств массовой информации, которые обладают огромной аудиторией. В результате культурные тексты (в широком смысле этого слова, то есть не обязательно языковые) стали доступными одновременно для очень большого числа людей. Массовая культура доступна для всех слоев и социальных групп. Она может быть как национальной, так и общей. Термин "массовая
культура" часто связывается с индустрией культуры и употребляется в уничижительном смысле;

4) субкультура – культура, выработанная в той или иной социальной группе, в том или ином сообществе. Употребление этого термина предполагает наличие культуры, которая охваты­вает более широкий круг людей. Например, субкультурой можно считать культуру любой национальности по отношению к обще­человеческой культуре, культуру молодежных группировок по отношению к национальной культуре и т.д.;

5) доминирующая культура – культура, которую разделяет большинство членов того или иного сообщества, антоним контр­культуры;

6)контркультура – совокупность культурных норм и цен­ностей, способов коммуникации и т.д., выработанная членам ка­кого-то сообщества в противовес общепринятым номам и ценнос­тям. Обязательным признаком контркультуры является ее оппо­зиционность.

 

К основным нематериальным элементам культуры относят:

1)ценности – признанные всем обществом или большей его частью представления о том, к каким целям должен и (или) мо­жет стремиться человек, а к чему он стремиться не может (на­пример, десять христианских заповедей);

2) нормы – правила и стандарты поведения, которым должен следовать человек, если он разделяет систему ценностей культу­ры. Нормы поддерживаются санкциями, то есть наказаниями и наградами за их нарушение. Соответственно, санкции могут быть негативными и позитивными;

3) обычаи – установившиеся схемы (паттерны) поведения,
обязательно на уровне культуры в целом; их можно охарактеризовать как культурные привычки;

4) этикет – совокупность правил поведения по отношению к
другим людям, включающая особые традиции, ритуалы и нормы, которые были выработаны обществом или его частью и могут иметь религиозное, философское или какое-то другое обоснование; как правило, этикет характерен для высших слоев общества;

5) традиции – совокупность элементов культурного наследия, которые передаются их поколения в поколение и являются цен­ностью в рамках данной культуры;

6) язык – совокупность знаков, используемая членами обще­ства для коммуникации, а также в рамках вторичных моделирую­щих систем (в художественной литературе, поэзии, ритуальных текстах и т.д.). Язык представляет собой систему, отражающую и поддерживающую картину мира, характерную для данной куль­туры, а также обеспечивающую социальный контроль (поскольку норма не может существовать, не будучи выраженной языком);

7) обряд – совокупность коллективных действий, воплощаю­щих в себе определенные представления и ценности данного об­щества и вызывающих у всех носителей данной культуры анало­гичные чувства; такие чувства могут носить коллективный ха­рактер.

Культура выполняет важные функции в жизни людей и обще­ства в целом. Выделяют следующие функции культуры:

а) кумулятивная функция направлена на накопление и со­хранение опыта, полученного культурой в результате вза­имодействия индивидов внутри культуры и взаимодействия с другими культурами. Существование этой функции по­зволяет определить культуру как особое средство передачи социальной информации;

б) коммуникативная функция связана с передачей сообще­ний в ходе совместной деятельности, а также предполагает передачу социального опыта как внутри поколений, так и между ними (от старших к младшим);

в) регулятивная функция культуры заключается в том, что общество создает ориентиры для человеческих действий и систему контроля за этими действиями. Культура поощря­ет людей действовать определенным образом и не совер­шать неприемлемых действий. И то, что каким-то образом поступать просто не принято, оказывается существенным ограничением для большинства людей;

г) интегрирующая функция, благодаря которой люди объединяются, обеспечивает целостность культуры, осознание этой целостности индивидами, принадлежащими к ней. Данная функция осуществляется за счет создания системы значе­ний, ценностей и норм, которые гарантируют стабильность социальных систем и отношений.

 

Культурная динамика

 

Как и любое другое сложное образование, культура постоянно меняется. Эти изменения обозначают при помощи выражения "культурная динамика".

Культура меняется постепенно. Если принять, что культура – это сложная система, включающая в свой состав большое коли­чество разнородных элементов, то изменение культуры можно представить как постепенное изменение некоторых из этих эле­ментов. Эти элементы связаны между собой, и изменение одного из них нередко влечет изменение других.

Например, представим себе примитивное общество, в котором не известны автомобили, телефоны, самолеты и другие техниче­ские средства. Это общество в один прекрасный момент в резуль­тате контактов с европейцами узнает об их существовании. Неиз­вестно, как члены этого общества отнесутся к этим техническим средствам, однако можно предположить, что рано или поздно они все-таки примут их и станут использовать. Так в культуре по­явятся новые элементы, которых в ней раньше не было.

Однако на этом изменения не оканчиваются. Новые явления всегда должны быть поименованы, без этого о них просто невоз­можно говорить. В результате в языке появляются новые слова, которые могут быть как заимствованы из европейских языков, так и созданы на основе родного языка членов этого общества. Но и это не все. Со временем новые явления становятся знакомыми и привычными, вписываются в Жизнь общества, обрастают раз­нообразными историями и т.д. И в результате этого изменяется картина мира. Если раньше для этого примитивного общества эталоном скорости был, например, ягуар, то теперь для них эта­лоном скорости будет уже автомобиль (возможно, тот же "Ягу­ар"). А это уже существенное изменение. Естественно, с появле­нием автомобилей в арсенале членов данного общества появятся и новые умения, о которых раньше они даже не задумывались (умение водить автомобиль, умение его чинить).

 

1. Изменения внутри культуры описываются при помощи сле­дующих понятий: инновации, открытия и изобретения.

Инновация – это создание или признание новых элементов культуры, особенно в тех случаях, когда они опираются на нечто уже известное и принятой данной культурой.

Открытие – разновидность инновации, акт получения каче­ственно новых знаний о мире, которые описывают то, что ранее не было известно.

Изобретение – разновидность инновации, создание новой ком­бинации уже известных фактов или элементов.

Инновация, открытие и изобретение – это явления, в наи­большей степени характерные для европейской культуры: имен­но она поставила техническое развитие во главу угла. Конечно, это не означает, что в других культурах никто ничего не изобре­тает и сама культура не рождает ничего нового. Например, в Ки­тае изобрели порох и бумагу – материалы, без которых трудно представить себе жизнь европейского человека. Однако в евро­пейской культуре стремление к изменениям и развитию выража­ется наиболее сильно – гораздо сильнее, чем в других культурах.

Основное понятие, которое описывает изменения культу­ры, причина которых находится за ее пределами, то есть в дру­гой культуре, – это диффузия. Диффузия – проникновение черт одной культуры в другую культуру либо взаимный "обмен" куль­турными чертами. Диффузия всегда происходит в условиях куль­турного контакта и, следовательно, всегда предполагает наличие контакта; культурный контакт, напротив, не всегда предполага­ет диффузию, так как не всегда приводит к ней и может завершаться без каких-либо последствий.

Например, какое-нибудь африканское примитивное общество может либо принять то, что несет с собой европейская культура, либо отвергнуть это. В первом случае диффузия будет иметь мес­то, во втором – нет. Однако в обоих случаях должен состояться культурный контакт: только в условиях контакта можно совер­шать выбор между принятием и отвержением. Если культура принимает чуждые ей элементы, диффузия имеет место. При этом нужно иметь в виду, что диффузия приносит как положитель­ные, так и отрицательные результаты. Если же диффузии нет, то границы культуры укрепляются, а ее носители начинают более четко осознавать свои отличия от других культур.

 

Вопросы и задания

1. Перечислите основные признаки культуры.

2. В чем состоит различие между духовной и материальной культурой? Как они связаны друг с другом? Придумайте примеры, которые иллюстрировали бы различия и связь между ними.

3. Что такое культурная статика?

4. Перечислите основные элементы культуры.

5. Что такое культурная динамика?

6. Что такое культурная диффузия? Приведите примеры из сферы поли­тики, искусства, материальной культуры и продемонстрируйте проявле­ние этого процесса в современной жизни.

7. Какие функции выполняет культура?

8. Какие формы культуры вы знаете?

9. Что такое цивилизация? В чем состоит ее отличие от культуры?

10. Какие типы цивилизаций вы знаете?

11. Существование культуры невозможно без

А) государственных учреждений, ведающих делами культуры;

Б) демократического государственного устройства;

В) государственного финансирования культурных мероприятий;

Г) культурных традиций и их преемственности.

ТЕМА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: