Литература Древней Греции и Древнего Рима
• Понятие об античном обществе.
• Долитературный период в греческом искусстве.
• Понятие о гексаметре.
• Труды Гесиода.
• Виды греческой лирики.
• Зарождение литературной прозы.
• Греческая историография. Геродот.
• Красноречие. Философский диалог. Теория поэзии.
• Эллинистическая комедия. Менандр.
• Александрийская поэзия.
• Литературные труды Плутарха.
• Сатира Лукиана.
• Римское красноречие. Цицерон.
• Мемуары Юлия Цезаря.
• Трактаты Лукреция.
• Поэзия Валерия Катулла.
• «Энеида» и «Буколики» Вергилия.
• Драмы и письма Сенеки.
Литература Древнего Востока
• Культурный обмен между восточными мирами. Взаимодействие литератур древнего Востока.
• Общее представление о древнейших литературных памятниках.
• Общая характеристика литературы Древнего Египта.
• Вавилонская литература. Мифы о Гильгамеше.
• Истоки и историческая основа Библии.
• Строение и содержание Библии.
|
|
• Основные книги Ветхого Завета.
• Мифы об Иисусе Христе.
• Священные памятники литературы древнего Ирана. «Авеста».
• Героический эпос и летописи древнего Ирана.
• Общая характеристика древнеиндийской литературы.
• Буддийские трактаты. «Ригведа».
• Древнеиндийские эпопеи. «Махабхарата».
• «Рамаяна». Строение, содержание, значение.
• Мифология древнего Китая.
• Конфуцианская литература.
• Традиции литератур древнего Востока и Азии в мировой литературе.
• Поэзия древнего Востока.
• «Апокалипсис». Анализ содержания.
• Легенды и мифы о пророках.
Вопросы для проверки усвоения материала
1. В течение какого исторического периода развивается античная литература?
2. На какие периоды можно разделить греческую и римскую литературу?
3. В чем состоит существенное отличие античной (в частности, греческой) литературы от других литератур мира?
4. В чем состоит историческое значение античной литературы?
5. Кто такие аэды и рапсоды?
6. Как построена «Илиада»? (расскажите о содержании)
7. Как построена «Одиссея»? (расскажите о содержании)
8. Кому адресована поэма «Труды и дни»?
9. На какие виды и жанры можно разделить древнегреческую литературу?
10. Как сформировалась греческая драма, ее особенности и жанры драматических произведений?
11. Расскажите об устройстве греческого театра и об организации театральных представлений?
12. Каково назначение театральной маски?
13. Что представляет собой «драма сатиров»?
14. Почему Эсхила назвали «отцом трагедии»?
15. Расскажите о трагедиях Эсхила.
16. В чем состоит драматическое мастерство Софокла, что нового внес он в развитие греческой драмы?
|
|
17. Расскажите о содержании, проблематике и художественных особенностях трагедии «Царь Эдип».
18. Чем персонажи Еврипида отличаются от персонажей Софокла и Эсхила?
19. Расскажите о женских образах в трагедиях Еврипида (Медея, Ипполита, Электра).
20. Расскажите об основной тематике комедий Аристофана.
21. Как изображен Сократ в комедиях Аристофана?
22. Расскажите о содержании наиболее известных комедий Аристофана?
23. В чем заключаются особенности исторических трудов Геродота?
24. Чем отличается отношение к материалу истории у Фукидида и Геродота?
25. Расскажите об ораторах Греции и искусстве красноречия.
26. Кого из философов вы знаете?
27. Расскажите о философских концепциях Греции (Сократ, Платон, Аристотель).
28. Что означает термин «эллинизм»?
29. Чем отличается новая аттическая комедия от древней?
30. Чьи традиции продолжает Менандр?
31. Какую поэзию принято называть александрийской и почему?
32. Что вы знаете о древних поэтах – лириках (Алкей, Сафо, Анакреон, Каллимах и др.)?
33. Что вы знаете о трудах Аполлония и Феокрита?
34. Какова сюжетная схема греческого романа?
35. Расскажите о поздней греческой прозе.
36. В чем состоят особенности римской литературы в сравнении с греческой?
37. Какова основная проблематика комедий Плавта?
38. Что представлял собой Цицерон как писатель, философ и оратор?
39. Какова тематика лирики Катулла?
40. На чью философскую систему опирается Лукреций в своей поэме «О природе вещей»?
41. Что представляет собой окружающий мир в понимании Лукреция?
42. Расскажите о первых произведениях Вергилия?
43. Кратко перескажите содержание «Энеиды» и охарактеризуйте ее композицию. Какова тематика ранних произведений Горация?
44. В чем видит Гораций свою главную заслугу?
45. Дайте краткую характеристику творчества Тибулла и Проперция.
46. Каков характер первых произведений Овидия?
47. Расскажите о структуре и содержании поэмы «Метаморфозы».
48. Что вам известно о жизни Овидия?
49. Каковы философские позиции Сенеки?
50. Расскажите о характере сатиры Петрония.
51. Расскажите об эпиграммах Марциала и баснях Федра.
52. В чем состоит отличие сатир Ювенала от сатир Горация?
53. Охарактеризуйте Тацита как историка и бытописателя.
54. Расскажите о содержании и структуре романа Апулея «Золотой осел».
55. В чем особенности трудов Плутарха?
56. Когда началось профессионально изучение литературы Древнего Египта?
57. В чем особенность ранних произведений древнеегипетской литературы?
58. Расскажите об особенностях литературы Древнего Египта периода развития рабовладельческих отношений.
59. Расскажите о наиболее известных произведениях «классического» периода древнеегипетской литературы.
60. Каковы особенности самых известных из дошедших до нас древнеегипетских сказок?
61. В чем заключаются особенности литературы древней Месопотамии?
62. Расскажите об устном народном творчестве Междуречья, пересказать содержание одного-двух известных мифов.
63. Какова основная тематика вавилонско0ассирийской литературы?
64. Расскажите об основных памятниках хеттской, урартской и финикийской литературы.
65. Каковы истоки Библии?
66. Какие книги, входящие в состав Библии, вам известны?
67. Перескажите содержание нескольких библейских книг.
68. Расскажите о строении Библии, ее композиции.
69. Откуда произошла древняя литература Ирана?
70. Расскажите о строении «Авесты».
71. Каковы основные темы эпоса древних иранцев?
72. В чем сходство и различие летописных текстов народов Египта, Междуречья и Ирана?
73. Что вам известно о драматическом искусстве древнего Ирана?
74. В чем особенности древнейшей индийской литературы?
75. «Веды» и «Упанишады». Расскажите о композиционных и художественных особенностях этих произведений.
|
|
76. Чем буддийская литература отличается от древнего индийского эпоса?
77. Расскажите о своеобразии жанров буддийской литературы («Типитака», джатаки и сутры).
78. Расскажите о повествовательных жанрах древней Индии.
79. Каковы отличительные сюжетно-композиционные особенности «Махабхараты»?
80. Перескажите содержание нескольких эпизодов из «Махабхараты».
81. Расскажите о художественных достоинствах «Рамаяны».
82. Каковы основные сюжетные ходы «Рамаяны»?
83. Расскажите о героях индийского эпоса (по выбору).
84. Как происходило развитие повествовательного жанра в литературе Древней Индии?
85. Что вам известно о жизни и творчестве Калидасы?
86. Расскажите об особенностях индийской драматургии, о драматических произведениях Калидасы.
87. В чем заключаются сюжетное, композиционное и художественное своеобразие прозы Древней Индии?
88. Какие древние памятники литературы и письменности Китая вам известны?
89. В чем причины необычайного жанрового разнообразия древних народных песен Китая?
90. Расскажите о наиболее известных народных песнях Древнего Китая.
91. Кто из ораторов и философов древнего Китая вам известен?
92. Расскажите о произведениях Конфуция.
93. Дайте краткое представление о Лао-Цзы и философии даосизма.
94. Расскажите о творчестве наиболее известных поэтов древнего Китая.
95. В чем заключается отличие литературы стран древнего Востока от литературы Рима и Греции?
96. Перечислите древнейшие литературные памятники мира.
97. Что вы знаете о письменности древнейших стран мира, их происхождении и становлении?
98. В чем причины столь малого количества дошедших до нас древнейших памятников литературы?
99. Что вам известно об ученых, исследователях древней культуры и искусства, археологах и историках?
100. Какое влияние оказали литературы древних цивилизаций на развитие мировой литературы Нового времени?
Литература
1. Алпатов М.В. Художественные проблемы искусства Древней Греции. – М, 1987.
|
|
2. Андреев Ю.В. Цена свободы и гармонии. Несколько штрихов к портрету греческой цивилизации. – Спб., 1990.
3. Андреев Ю. В. Раннегреческий полис. Гомеровский период. – Л., 1976.
4. Античная Греция. – М, 1983.
5. Античная культура и современная наука. – М, 1985.
6. Античная цивилизация. /Под ред. В.Д. Блаватского. – М, 1983.
7. Анпеткова-Шарова Г.Г. Античная литература. Учебное пособие. – М.: Академия, 2004.
8. Анпеткова-Шарова Г.Г., Дуров В.С. Античная литература. – М.: Академия, 2008.
9. Анпеткова-Шарова Г.Г., Чекалова Е.И. Античная литература. – Л.: Издательство Ленинградского университета, 1980.
10. Атхарваведа. Избранное. Пер. Т.Я.Елизаренковой. – М., 1976, 1996.
11. Афанасьева В.К. Предание, этиологический миф и мифологема в шумерской литературе // Жизнь мифа в античности, том 1. – М., 1988.
12. Афанасьева В.К. 100 статей о мифологических персонажах Древнего Двуречья // Мифы народов мира, тт. 1-2. – М., 1980-82.
13. Бонгард-Левин Г.М., Грантовскш Э.А. От Скифии до Индии. Древние арии: Мифы и история. – М., 1983.
14. Гаспаров М. Л. Занимательная Греция. Рассказы о древнегреческой культуре. – М., 1995.
15. Гиббон Э. Закат и падение Римской империи, в 7 т. – М.: Терра, 1997.
16. Гиленсон Б.А. История античной литературы. Книга 2. Древний Рим. – М.: Флинта, 2001.
17. Древние цивилизации. Под общей редакцией Г.М. Бонгард-Левина. – М.: «Мысль», 1989.
18. Древняя Индия: страна чудес. Энциклопедия. – М.: Терра, 1997.
19. Дьяконов И.М. Архаические мифы Востока и Запада. – М., 1990.
20. Зелинский Ф. Ф. История античной культуры. – СПб., 1995.
21. «Когда Ану сотворил Небо…». – М., Алетейя, 2000.
22. Конрад Н.И. Избранные труды. Синология. – M., 1977.
23. Коростовцев М.А. Писцы Древнего Египта. – СПб.: Нева, Летний сад, 2000.
24. Лирика Древнего Востока. – М., 1984.
25. Лисевич. И.С. Древнекитайская поэзия и народная песня. – M., 1969.
26. Литература Древнего Востока. Иран, Индия, Китай (тексты). – М., Издательство МГУ, 1984.
27. Лосев А.Ф. История античной эстетики. – М.: Искусство, – 1980.
28. Лурье С. Я. История Греции. Курс лекций. – СПб., 1993.
29. Мифы народов мира, в 2 т. – М.: Советская энциклопедия, 1982.
30. Никифорова О.Б. Античная литература: соотношение традиций и новаторства: Пособие / О.Б.Никифорова, А.Е.Мацевило. – Гродно: ГрГУ, 2002.
31. Никола М.И. Античная литература. – М.: Флинта, 2003.
32. Радциг С.И. История древнерусской литературы. – М.: Высшая школа, 1977.
33. Тахо-Годи А.А. Античная литература. – М.: Просвещение, 1986.
34. Тронский И.М. История античной литературы. – М.: Высшая школа, 1988.
35. Тураев Б.А. Египетская литература. – СПб.: Нева, Летний сад, 2000.
36. Финли М. Великие пророчества Библии. – Заокский: Источник жизни, 1998.
37. Фрэзер Д. Фольклор в Ветхом Завете. – М.: Политиздат, 1985.
38. Хрестоматия по истории древнего Востока. 1. – М., 1980.
39. Чистякова Н.А. История античной литературы. – М., Высшая школа, 1971.
40. Шифман И.Ш. Ветхий Завет и его мир. – М., 1987.
41. Яншина Э.М. Формирование и развитие древнекитайской мифологии. – M., 1984.
42. Ярхо В.И. Античная драма. – М.: Высшая школа, 1990.
43. Ярхо В.Н., Полонская К.П. Античная лирика. – М., 1967.
44. Ярхо В. Н. Эсхил и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. – М., 1978.
[1] Античный – antiquus – от латинского «древний
[2] Рабовладельческий -античный способ производства, основанный на эксплуатации труда рабов, первая историческая форма эксплуатации.
[3] Классицизм – от латинского classicus – образцовый – художественный стиль и направление в европейской литературе и искусстве XVII – начала XIX века, одной из важных черт которых являлось обращение к образцам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому образцу.
[4] Гексаметр (гекзаметр) – (в пер. с греч. – «шестимерник, шестистопный) – стихотворный размер античной эпической поэзии. Рифма отсутствует. Произведения, созданные при помощи гексаметра, рассчитаны на громкое исполнение вслух. В русскую поэзию введен В.К. Тредиаковским, использовался Н.И. Гнедичем, В.А. Жуковским, А.С. Пушкиным.
[5] Мелодекламация – чтение стихов или прозаического текста в сопровождении музыки.
[6] Оракул – у народов древнего Востока, Греции, Рима – жрец – прорицатель воли божества, дающий ответы на все вопросы; место, где давались прорицания (в древней Греции особой известностью пользовался оракул в Дельфах)
[7] Гимн – хвалебная песнь в честь богов и героев; в странах Западной Европы до 19 века – духовная песня; торжественная песня, являющаяся одним из символов государства; вообще – торжественная хвалебная песня.
[8] Пародия – в литературе, музыке, живописи – шуточное подражание, воспроизводящее в преувеличенном виде характерные особенности оригинала; смешное подобие чего-либо.
[9] Монодия – одноголосое пение (сольное, а также групповое в унисон или октаву).
[10] Демос – в Древней Греции – народ, основная полноправная часть населения, противопоставлявшаяся аристократии; в демос не входили рабы.
[11] Эпиграмма – в буквальном переводе с греч. «надпись» – короткое сатирическое стихотворение, в античной поэзии – стихотворение произвольного содержания, написанное особым стихом.
[12] Перикл (около 490 – 429 гг. до н. э.) – афинский стратег (главнокомандующий), вождь демократической группировки, законодатель, инициатор строительства храма Парфенон. Стремился к усилению и объединению Греции. Умер от чумы во время эпидемии.
[13] Софистика – учение древнегреческих софистов, платных преподавателей философии, применяющих в спорах или доказательствах ложные по существу умозаключения, формально кажущиеся правильными, основанными на преднамеренном, сознательном нарушении логики.
[14] Диалог – форма устной речи, разговор двух или нескольких лиц; здесь – самостоятельный публицистический и философский жанр (например, диалоги Платона).
[15] Трагедия – в буквальном переводе с греч. «козлиная песнь», вид драматического произведения, основу которого составляют столкновения личности с миром, роком, обществом.
[16] Комедия – от греч. komoidia – «песня комоса» – песня ватаги гуляк, совершающих прогулку после пирушки и распевающих песни насмешливого, хвалебного или любовного содержания.
[17] Дионис (Вакх) – бог виноградарства и виноделия, сын Зевса.
[18] Сатир – в греческой мифологии лесные божества, демоны плодородия в свите Диониса, похотливы, падки на вино; вместе с нимфами бродят по лесам и водят хороводы. Их тело покрыто шерстью, иногда их изображают с рогами и копытами (в переносном значении – похотливый, сладострастный человек).
[19] Пантеизм – религиозные и философские учения, отождествляющие Бога и мировое целое.
[20] Солон (между 640 и 635 – около 559 до н. э.) – афинский архонт и законодатель, философ и ученый, провел ряд серьезных реформ (запрещение долгового рабства и др.). Античные предания относят Солона к семи греческим мудрецам.
[21] Сфинкс -в греческой трагедии это существо женского пола.
[22] Софисты (от др. -греч. σοφιστής – «умелец, изобретатель, мудрец, знаток»):
1. в широком смысле – древнегреческое просторечное обозначение философа, мудрого человека.
2. в узком смысле – философская школа, представители которой (в основном греки V – IV вв. до н. э.) преподавали «мудрость» за деньги. Наиболее известные представители софистической философской школы – Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий. В целом с философской точки зрения направление было весьма эклектичным, не объединённым едиными социально-политическими, культурными и мировоззренческими основами. Тем не менее, общим для софистов было противостояние появлявшимся в то же время Сократу и сократикам.
[23]Карикатура – в искусстве (живописи, скульптуре, литературе, музыке и пр.) намеренно искаженное, пародийное, подчеркнуто смешное изображение какого-либо лица, события, явления, персонажа; жалкое, смехотворное подобие чего-либо.
[24] Космогония – учение о происхождении и развитии космических тел и их систем.
[25] Скипетр – жезл, один из знаков монархической власти.
[26] Филология – совокупность наук, изучающих письменные памятники, тексты, по которым можно описать язык и литературу того или иного народа.
[27] Буколический – (от греч. bukolikós – бычий, пастушеский) – жанр античной литературы, сюжет связан с идиллическим изображением сельской, пастушеской жизни на фоне прекрасной природы.
[28] Пунические войны – войны между Римом и Карфагеном (IIIII века до н.э.) за господство в Средиземноморье, завершились победой Рима; часть территории Карфагена была превращена в римскую провинцию Африка, часть передана Нумидии.
[29] Буффонада – в цирке, на эстраде, в театре – подчеркнутое внешнее комическое преувеличение, иногда окарикатуривание персонажей.
[30] Нобилитет (от лат. nobilitas – знать) – в Древнеримской республике правящее сословие рабовладельческого класса из патрициев и богатых плебеев. Нобилитет пришёл на смену родовой знати – патрициям. К началу III века до н. э. у нобилитета оказалась вся полнота государственной власти. Представителями нобилитета замещались высшие должности в республике и пополнялся сенат. Основу могущества нобилитета составляли богатства нобилей, источником которых были крупная земельная собственность, эксплуатация рабов, ограбление провинций.
[31] Претор (лат. praetor) – одно из высших должностных лиц Древнего Рима. Первоначально (с 367 г. до н.э.) обладали административной, военной, а также судебной властью по уголовным и гражданским делам.
[32] Геллеспонт – древнегреческое название пролива Дарданеллы.
[33] Латифундия – крупные земельные владения в Риме, возникшие во 2 веке до н.э. Остатки такой системы землевладения сохраняются в ряде стран до сих пор (в Бразилии, Эквадоре, ЮАР и др.).
[34] Гиксосы – кочевые азиатские племена, около 1700 года до нашей эры захватившие Египет и основавшие свою столицу Аварис. В начале XVI века их господство было ликвидировано египтянами.
[35] Анафора – (греч. anaphora, буквально – вынесение), стилистическая фигура; повторение начальных частей (звуков, слов, синтаксических или стилистических построений) смежных отрезков речи (слов, строк, строф, фраз): «Город пышный, город бедный…» (А. С. Пушкин).
[36] Пракриты – среднеиндийские языки и диалекты, продолжающие древнеиндийскую стадию развития индоевропейских диалектов и легшие в основу новоиндийских языков. Первая письменная фиксация пракритов – 3 век до н.э.