Темы для самостоятельного изучения по разделам

 

 

Литература Древней Греции и Древнего Рима

 

• Понятие об античном обществе.

• Долитературный период в греческом искусстве.

• Понятие о гексаметре.

• Труды Гесиода.

• Виды греческой лирики.

• Зарождение литературной прозы.

• Греческая историография. Геродот.

• Красноречие. Философский диалог. Теория поэзии.

• Эллинистическая комедия. Менандр.

• Александрийская поэзия.

• Литературные труды Плутарха.

• Сатира Лукиана.

• Римское красноречие. Цицерон.

• Мемуары Юлия Цезаря.

• Трактаты Лукреция.

• Поэзия Валерия Катулла.

• «Энеида» и «Буколики» Вергилия.

• Драмы и письма Сенеки.

 

 

Литература Древнего Востока

 

• Культурный обмен между восточными мирами. Взаимодействие литератур древнего Востока.

• Общее представление о древнейших литературных памятниках.

• Общая характеристика литературы Древнего Египта.

• Вавилонская литература. Мифы о Гильгамеше.

• Истоки и историческая основа Библии.

• Строение и содержание Библии.

• Основные книги Ветхого Завета.

• Мифы об Иисусе Христе.

• Священные памятники литературы древнего Ирана. «Авеста».

• Героический эпос и летописи древнего Ирана.

• Общая характеристика древнеиндийской литературы.

• Буддийские трактаты. «Ригведа».

• Древнеиндийские эпопеи. «Махабхарата».

• «Рамаяна». Строение, содержание, значение.

• Мифология древнего Китая.

• Конфуцианская литература.

• Традиции литератур древнего Востока и Азии в мировой литературе.

• Поэзия древнего Востока.

• «Апокалипсис». Анализ содержания.

• Легенды и мифы о пророках.

 

 

Вопросы для проверки усвоения материала

 

1. В течение какого исторического периода развивается античная литература?

2. На какие периоды можно разделить греческую и римскую литературу?

3. В чем состоит существенное отличие античной (в частности, греческой) литературы от других литератур мира?

4. В чем состоит историческое значение античной литературы?

5. Кто такие аэды и рапсоды?

6. Как построена «Илиада»? (расскажите о содержании)

7. Как построена «Одиссея»? (расскажите о содержании)

8. Кому адресована поэма «Труды и дни»?

9. На какие виды и жанры можно разделить древнегреческую литературу?

10. Как сформировалась греческая драма, ее особенности и жанры драматических произведений?

11. Расскажите об устройстве греческого театра и об организации театральных представлений?

12. Каково назначение театральной маски?

13. Что представляет собой «драма сатиров»?

14. Почему Эсхила назвали «отцом трагедии»?

15. Расскажите о трагедиях Эсхила.

16. В чем состоит драматическое мастерство Софокла, что нового внес он в развитие греческой драмы?

17. Расскажите о содержании, проблематике и художественных особенностях трагедии «Царь Эдип».

18. Чем персонажи Еврипида отличаются от персонажей Софокла и Эсхила?

19. Расскажите о женских образах в трагедиях Еврипида (Медея, Ипполита, Электра).

20. Расскажите об основной тематике комедий Аристофана.

21. Как изображен Сократ в комедиях Аристофана?

22. Расскажите о содержании наиболее известных комедий Аристофана?

23. В чем заключаются особенности исторических трудов Геродота?

24. Чем отличается отношение к материалу истории у Фукидида и Геродота?

25. Расскажите об ораторах Греции и искусстве красноречия.

26. Кого из философов вы знаете?

27. Расскажите о философских концепциях Греции (Сократ, Платон, Аристотель).

28. Что означает термин «эллинизм»?

29. Чем отличается новая аттическая комедия от древней?

30. Чьи традиции продолжает Менандр?

31. Какую поэзию принято называть александрийской и почему?

32. Что вы знаете о древних поэтах – лириках (Алкей, Сафо, Анакреон, Каллимах и др.)?

33. Что вы знаете о трудах Аполлония и Феокрита?

34. Какова сюжетная схема греческого романа?

35. Расскажите о поздней греческой прозе.

36. В чем состоят особенности римской литературы в сравнении с греческой?

37. Какова основная проблематика комедий Плавта?

38. Что представлял собой Цицерон как писатель, философ и оратор?

39. Какова тематика лирики Катулла?

40. На чью философскую систему опирается Лукреций в своей поэме «О природе вещей»?

41. Что представляет собой окружающий мир в понимании Лукреция?

42. Расскажите о первых произведениях Вергилия?

43. Кратко перескажите содержание «Энеиды» и охарактеризуйте ее композицию. Какова тематика ранних произведений Горация?

44. В чем видит Гораций свою главную заслугу?

45. Дайте краткую характеристику творчества Тибулла и Проперция.

46. Каков характер первых произведений Овидия?

47. Расскажите о структуре и содержании поэмы «Метаморфозы».

48. Что вам известно о жизни Овидия?

49. Каковы философские позиции Сенеки?

50. Расскажите о характере сатиры Петрония.

51. Расскажите об эпиграммах Марциала и баснях Федра.

52. В чем состоит отличие сатир Ювенала от сатир Горация?

53. Охарактеризуйте Тацита как историка и бытописателя.

54. Расскажите о содержании и структуре романа Апулея «Золотой осел».

55. В чем особенности трудов Плутарха?

56. Когда началось профессионально изучение литературы Древнего Египта?

57. В чем особенность ранних произведений древнеегипетской литературы?

58. Расскажите об особенностях литературы Древнего Египта периода развития рабовладельческих отношений.

59. Расскажите о наиболее известных произведениях «классического» периода древнеегипетской литературы.

60. Каковы особенности самых известных из дошедших до нас древнеегипетских сказок?

61. В чем заключаются особенности литературы древней Месопотамии?

62. Расскажите об устном народном творчестве Междуречья, пересказать содержание одного-двух известных мифов.

63. Какова основная тематика вавилонско0ассирийской литературы?

64. Расскажите об основных памятниках хеттской, урартской и финикийской литературы.

65. Каковы истоки Библии?

66. Какие книги, входящие в состав Библии, вам известны?

67. Перескажите содержание нескольких библейских книг.

68. Расскажите о строении Библии, ее композиции.

69. Откуда произошла древняя литература Ирана?

70. Расскажите о строении «Авесты».

71. Каковы основные темы эпоса древних иранцев?

72. В чем сходство и различие летописных текстов народов Египта, Междуречья и Ирана?

73. Что вам известно о драматическом искусстве древнего Ирана?

74. В чем особенности древнейшей индийской литературы?

75. «Веды» и «Упанишады». Расскажите о композиционных и художественных особенностях этих произведений.

76. Чем буддийская литература отличается от древнего индийского эпоса?

77. Расскажите о своеобразии жанров буддийской литературы («Типитака», джатаки и сутры).

78. Расскажите о повествовательных жанрах древней Индии.

79. Каковы отличительные сюжетно-композиционные особенности «Махабхараты»?

80. Перескажите содержание нескольких эпизодов из «Махабхараты».

81. Расскажите о художественных достоинствах «Рамаяны».

82. Каковы основные сюжетные ходы «Рамаяны»?

83. Расскажите о героях индийского эпоса (по выбору).

84. Как происходило развитие повествовательного жанра в литературе Древней Индии?

85. Что вам известно о жизни и творчестве Калидасы?

86. Расскажите об особенностях индийской драматургии, о драматических произведениях Калидасы.

87. В чем заключаются сюжетное, композиционное и художественное своеобразие прозы Древней Индии?

88. Какие древние памятники литературы и письменности Китая вам известны?

89. В чем причины необычайного жанрового разнообразия древних народных песен Китая?

90. Расскажите о наиболее известных народных песнях Древнего Китая.

91. Кто из ораторов и философов древнего Китая вам известен?

92. Расскажите о произведениях Конфуция.

93. Дайте краткое представление о Лао-Цзы и философии даосизма.

94. Расскажите о творчестве наиболее известных поэтов древнего Китая.

95. В чем заключается отличие литературы стран древнего Востока от литературы Рима и Греции?

96. Перечислите древнейшие литературные памятники мира.

97. Что вы знаете о письменности древнейших стран мира, их происхождении и становлении?

98. В чем причины столь малого количества дошедших до нас древнейших памятников литературы?

99. Что вам известно об ученых, исследователях древней культуры и искусства, археологах и историках?

100. Какое влияние оказали литературы древних цивилизаций на развитие мировой литературы Нового времени?

 

Литература

 

1. Алпатов М.В. Художественные проблемы искусства Древней Греции. – М, 1987.

2. Андреев Ю.В. Цена свободы и гармонии. Несколько штрихов к портрету греческой цивилизации. – Спб., 1990.

3. Андреев Ю. В. Раннегреческий полис. Гомеровский период. – Л., 1976.

4. Античная Греция. – М, 1983.

5. Античная культура и современная наука. – М, 1985.

6. Античная цивилизация. /Под ред. В.Д. Блаватского. – М, 1983.

7. Анпеткова-Шарова Г.Г. Античная литература. Учебное пособие. – М.: Академия, 2004.

8. Анпеткова-Шарова Г.Г., Дуров В.С. Античная литература. – М.: Академия, 2008.

9. Анпеткова-Шарова Г.Г., Чекалова Е.И. Античная литература. – Л.: Издательство Ленинградского университета, 1980.

10. Атхарваведа. Избранное. Пер. Т.Я.Елизаренковой. – М., 1976, 1996.

11. Афанасьева В.К. Предание, этиологический миф и мифологема в шумерской литературе // Жизнь мифа в античности, том 1. – М., 1988.

12. Афанасьева В.К. 100 статей о мифологических персонажах Древнего Двуречья // Мифы народов мира, тт. 1-2. – М., 1980-82.

13. Бонгард-Левин Г.М., Грантовскш Э.А. От Скифии до Индии. Древние арии: Мифы и история. – М., 1983.

14. Гаспаров М. Л. Занимательная Греция. Рассказы о древнегреческой культуре. – М., 1995.

15. Гиббон Э. Закат и падение Римской империи, в 7 т. – М.: Терра, 1997.

16. Гиленсон Б.А. История античной литературы. Книга 2. Древний Рим. – М.: Флинта, 2001.

17. Древние цивилизации. Под общей редакцией Г.М. Бонгард-Левина. – М.: «Мысль», 1989.

18. Древняя Индия: страна чудес. Энциклопедия. – М.: Терра, 1997.

19. Дьяконов И.М. Архаические мифы Востока и Запада. – М., 1990.

20. Зелинский Ф. Ф. История античной культуры. – СПб., 1995.

21. «Когда Ану сотворил Небо…». – М., Алетейя, 2000.

22. Конрад Н.И. Избранные труды. Синология. – M., 1977.

23. Коростовцев М.А. Писцы Древнего Египта. – СПб.: Нева, Летний сад, 2000.

24. Лирика Древнего Востока. – М., 1984.

25. Лисевич. И.С. Древнекитайская поэзия и народная песня. – M., 1969.

26. Литература Древнего Востока. Иран, Индия, Китай (тексты). – М., Издательство МГУ, 1984.

27. Лосев А.Ф. История античной эстетики. – М.: Искусство, – 1980.

28. Лурье С. Я. История Греции. Курс лекций. – СПб., 1993.

29. Мифы народов мира, в 2 т. – М.: Советская энциклопедия, 1982.

30. Никифорова О.Б. Античная литература: соотношение традиций и новаторства: Пособие / О.Б.Никифорова, А.Е.Мацевило. – Гродно: ГрГУ, 2002.

31. Никола М.И. Античная литература. – М.: Флинта, 2003.

32. Радциг С.И. История древнерусской литературы. – М.: Высшая школа, 1977.

33. Тахо-Годи А.А. Античная литература. – М.: Просвещение, 1986.

34. Тронский И.М. История античной литературы. – М.: Высшая школа, 1988.

35. Тураев Б.А. Египетская литература. – СПб.: Нева, Летний сад, 2000.

36. Финли М. Великие пророчества Библии. – Заокский: Источник жизни, 1998.

37. Фрэзер Д. Фольклор в Ветхом Завете. – М.: Политиздат, 1985.

38. Хрестоматия по истории древнего Востока. 1. – М., 1980.

39. Чистякова Н.А. История античной литературы. – М., Высшая школа, 1971.

40. Шифман И.Ш. Ветхий Завет и его мир. – М., 1987.

41. Яншина Э.М. Формирование и развитие древнекитайской мифологии. – M., 1984.

42. Ярхо В.И. Античная драма. – М.: Высшая школа, 1990.

43. Ярхо В.Н., Полонская К.П. Античная лирика. – М., 1967.

44. Ярхо В. Н. Эсхил и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. – М., 1978.

 


[1] Античный – antiquus – от латинского «древний

 

[2] Рабовладельческий -античный способ производства, основанный на эксплуатации труда рабов, первая историческая форма эксплуатации.

 

[3] Классицизм – от латинского classicus – образцовый – художественный стиль и направление в европейской литературе и искусстве XVII – начала XIX века, одной из важных черт которых являлось обращение к образцам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому образцу.

 

[4] Гексаметр (гекзаметр) – (в пер. с греч. – «шестимерник, шестистопный) – стихотворный размер античной эпической поэзии. Рифма отсутствует. Произведения, созданные при помощи гексаметра, рассчитаны на громкое исполнение вслух. В русскую поэзию введен В.К. Тредиаковским, использовался Н.И. Гнедичем, В.А. Жуковским, А.С. Пушкиным.

 

[5] Мелодекламация – чтение стихов или прозаического текста в сопровождении музыки.

 

[6] Оракул – у народов древнего Востока, Греции, Рима – жрец – прорицатель воли божества, дающий ответы на все вопросы; место, где давались прорицания (в древней Греции особой известностью пользовался оракул в Дельфах)

 

[7] Гимн – хвалебная песнь в честь богов и героев; в странах Западной Европы до 19 века – духовная песня; торжественная песня, являющаяся одним из символов государства; вообще – торжественная хвалебная песня.

 

[8] Пародия – в литературе, музыке, живописи – шуточное подражание, воспроизводящее в преувеличенном виде характерные особенности оригинала; смешное подобие чего-либо.

 

[9] Монодия – одноголосое пение (сольное, а также групповое в унисон или октаву).

 

[10] Демос – в Древней Греции – народ, основная полноправная часть населения, противопоставлявшаяся аристократии; в демос не входили рабы.

 

[11] Эпиграмма – в буквальном переводе с греч. «надпись» – короткое сатирическое стихотворение, в античной поэзии – стихотворение произвольного содержания, написанное особым стихом.

 

[12] Перикл (около 490 – 429 гг. до н. э.) – афинский стратег (главнокомандующий), вождь демократической группировки, законодатель, инициатор строительства храма Парфенон. Стремился к усилению и объединению Греции. Умер от чумы во время эпидемии.

 

[13] Софистика – учение древнегреческих софистов, платных преподавателей философии, применяющих в спорах или доказательствах ложные по существу умозаключения, формально кажущиеся правильными, основанными на преднамеренном, сознательном нарушении логики.

 

[14] Диалог – форма устной речи, разговор двух или нескольких лиц; здесь – самостоятельный публицистический и философский жанр (например, диалоги Платона).

 

[15] Трагедия – в буквальном переводе с греч. «козлиная песнь», вид драматического произведения, основу которого составляют столкновения личности с миром, роком, обществом.

 

[16] Комедия – от греч. komoidia – «песня комоса» – песня ватаги гуляк, совершающих прогулку после пирушки и распевающих песни насмешливого, хвалебного или любовного содержания.

 

[17] Дионис (Вакх) – бог виноградарства и виноделия, сын Зевса.

 

[18] Сатир – в греческой мифологии лесные божества, демоны плодородия в свите Диониса, похотливы, падки на вино; вместе с нимфами бродят по лесам и водят хороводы. Их тело покрыто шерстью, иногда их изображают с рогами и копытами (в переносном значении – похотливый, сладострастный человек).

 

[19] Пантеизм – религиозные и философские учения, отождествляющие Бога и мировое целое.

 

[20] Солон (между 640 и 635 – около 559 до н. э.) – афинский архонт и законодатель, философ и ученый, провел ряд серьезных реформ (запрещение долгового рабства и др.). Античные предания относят Солона к семи греческим мудрецам.

 

[21] Сфинкс -в греческой трагедии это существо женского пола.

 

[22] Софисты (от др. -греч. σοφιστής – «умелец, изобретатель, мудрец, знаток»):

1. в широком смысле – древнегреческое просторечное обозначение философа, мудрого человека.

2. в узком смысле – философская школа, представители которой (в основном греки V – IV вв. до н. э.) преподавали «мудрость» за деньги. Наиболее известные представители софистической философской школы – Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий. В целом с философской точки зрения направление было весьма эклектичным, не объединённым едиными социально-политическими, культурными и мировоззренческими основами. Тем не менее, общим для софистов было противостояние появлявшимся в то же время Сократу и сократикам.

 

[23]Карикатура – в искусстве (живописи, скульптуре, литературе, музыке и пр.) намеренно искаженное, пародийное, подчеркнуто смешное изображение какого-либо лица, события, явления, персонажа; жалкое, смехотворное подобие чего-либо.

 

[24] Космогония – учение о происхождении и развитии космических тел и их систем.

 

[25] Скипетр – жезл, один из знаков монархической власти.

 

[26] Филология – совокупность наук, изучающих письменные памятники, тексты, по которым можно описать язык и литературу того или иного народа.

 

[27] Буколический – (от греч. bukolikós – бычий, пастушеский) – жанр античной литературы, сюжет связан с идиллическим изображением сельской, пастушеской жизни на фоне прекрасной природы.

 

[28] Пунические войны – войны между Римом и Карфагеном (IIIII века до н.э.) за господство в Средиземноморье, завершились победой Рима; часть территории Карфагена была превращена в римскую провинцию Африка, часть передана Нумидии.

 

[29] Буффонада – в цирке, на эстраде, в театре – подчеркнутое внешнее комическое преувеличение, иногда окарикатуривание персонажей.

 

[30] Нобилитет (от лат. nobilitas – знать) – в Древнеримской республике правящее сословие рабовладельческого класса из патрициев и богатых плебеев. Нобилитет пришёл на смену родовой знати – патрициям. К началу III века до н. э. у нобилитета оказалась вся полнота государственной власти. Представителями нобилитета замещались высшие должности в республике и пополнялся сенат. Основу могущества нобилитета составляли богатства нобилей, источником которых были крупная земельная собственность, эксплуатация рабов, ограбление провинций.

 

[31] Претор (лат. praetor) – одно из высших должностных лиц Древнего Рима. Первоначально (с 367 г. до н.э.) обладали административной, военной, а также судебной властью по уголовным и гражданским делам.

 

[32] Геллеспонт – древнегреческое название пролива Дарданеллы.

 

[33] Латифундия – крупные земельные владения в Риме, возникшие во 2 веке до н.э. Остатки такой системы землевладения сохраняются в ряде стран до сих пор (в Бразилии, Эквадоре, ЮАР и др.).

 

[34] Гиксосы – кочевые азиатские племена, около 1700 года до нашей эры захватившие Египет и основавшие свою столицу Аварис. В начале XVI века их господство было ликвидировано египтянами.

 

[35] Анафора – (греч. anaphora, буквально – вынесение), стилистическая фигура; повторение начальных частей (звуков, слов, синтаксических или стилистических построений) смежных отрезков речи (слов, строк, строф, фраз): «Город пышный, город бедный…» (А. С. Пушкин).

 

[36] Пракриты – среднеиндийские языки и диалекты, продолжающие древнеиндийскую стадию развития индоевропейских диалектов и легшие в основу новоиндийских языков. Первая письменная фиксация пракритов – 3 век до н.э.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: