Понятия о посадках и допуске посадки

Механизмы всех машин и приборов состоят из деталей и сборочных единиц. Характер соединений должен обеспечивать точность положения или перемещения деталей и сборочных единиц. В одних случаев необходимо получить подвижное соединение, в других - неподвижное.

ПОСАДКА - характер соединения деталей, определяемый разностью их размеров до сборки.

Посадки характеризуют свободу относительного перемещения соединённых деталей.

Зазором называется положительная разность между размерами отверстия и вала S = D — d (рис. 3 а).

Натяг N - разность размеров вала и отверстия до сборки соединения, если размер вала больше размера отверстия (рис. 3 б).

Различают три вида посадок: посадки с зазором, посадки с натягом, переходные посадки.


 

Рис.3

 

Посадки с зазором

Посадка с зазором – посадка, при которой всегда образуется зазор в соединении, она характеризуется предельными зазорами.

Наибольший зазор - разница наибольшего предельного размера отверстия и наименьшего предельного размера вала:

Smax = Dmax – dmin или Smax= ES – ei

Наименьший зазор - разница наименьшего предельного размера отверстия и наибольшего предельного размера вала:

Smin = Dmin – dmax или Smin= EI – es

 

Допуск посадки равен сумме допусков отверстия и вала:

ТП= TD + Td или ТS= Smax - Smin

 

Посадки с натягом

Посадка натягом – посадка, при которой всегда образуется натяг в соединении. Посадка с натягом характеризуется предельными натягами.

Наибольший натяг - разница наибольшего предельного размера вала и наименьшего предельного размера отверстия:

Nmax = dmax - Dmin или Nmax = es- EI

Наименьший натяг - разница наименьшего предельного размера вала и наибольшего предельного размера отверстия:

Nmin= dmin - Dmax или Nmin= ei – ES

 

Допуск посадки равен сумме допусков отверстия и вала:

ТП= TD + Td или ТN = Nmax- Nmin

Переходная посадка

Переходная посадка – посадка, при которой возможно получение как зазора так и натяга в соединении, в зависимости от действительных размеров отверстия и вала. Переходные посадки - характеризуется наличием наибольшими зазорами и наибольшими натягами.

Допуск посадки: ТП= Smax +Nmax

 

 


СИСТЕМА ДОПУСКОВ И ПОСАДОК ГЛАДКИХ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ

 

Посадки всех трех групп с различными зазорами и натягами можно получить, изменяя положение обеих сопрягаемых деталей.

 

 

Расположение полей допусков посадок: а — с зазором; б — с натягом; в — переходной

 

Если при конструировании будут назначены любые поля допусков, то таких полей допусков может оказаться бесчисленное множество. Но это означает, что практически невозможно будет централизовано выпускать в продажу обрабатывающий, мерительный инструменты. Т.е. в технологическом и эксплуатационном отношениях удобнее получать разнообразные посадки, изменяя положение поля допуска только одной детали (отверстия или вала).

Такие отверстия и валы получили название основные.

Деталь, у которой положение поля допуска не зависит от вида посадки, наз. основной деталью. Таким образом, основная деталь — это деталь, поле допуска которой является базовым для образования посадок, установленных в данной системе допусков и по­садок.

Основное отверстие – отверстие, нижнее отклонение которого равно нулю (EI).

Основной вал – вал, верхнее отклонение которого равно нулю (es).

Посадки, группирующие около основных деталей образуют систему допусков и посадок.

Система допусков и посадок - совокупность рядов допусков и посадок, закономерно построенных на основе опыта, теоретических и экспериментальных исследований и оформленных в виде стандартов.

Посадки в системе отверстия: посадки, в которых требуемые зазоры и натяги

получаются сочетанием различных полей допусков валов с полем допуска основного отверстия.

Посадки в системе вала: посадки, в которых требуемые зазоры и натяги получаются сочетанием различных полей допусков отверстий с полем допуска основного вала.

 

Посадки в системе отверстия

 

Посадки в системе вала

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: