В рассеянии народов не было смуты, а был замысел и число: Всевышний «поставил пределы народам по числу Ангелов Божиих»

Каждому народу дан язык (а языку дан народ) и своя земля – и свой Ангел. Ангелы хранители народов и должны были содействовать тому, чтобы народы «искали Бога».

После Вавилона в одном из многих народов должна найтись Церковь Божия: это будет семья Авраама и народ Израиля... О том, что было от Вавилона до Авраама, Св. Писание поведает в свой черед. А оттого что человечество разошлось по языкам и землям, возможным стало возникновение «язычества», поклонение богам своего племени и своей земли. Писание не говорит, когда началось многобожие, но возможным оно стало лишь после того, как богообщение пресеклось: земля тогда перестала быть «единый глас», а Господь замесил язык людей, дал каждому народу свой язык, пределы обитания языковой общности («устна земли») и Своего Ангела.

Ближайший пример язычества – имя «Вавилон». Тот народ, который поселился в земле Сеннаар, начал поклоняться богу Белу, построил Bab-Bel, Ворота Бела, и отсюда стали понимать «Вавилон» как «Ворота Бела».

То, как Бог поступил со строителями башни, было отражением их собственного помысла. Столпотворители полагали себя достойными рассеяться по всей земле и стать семенами нового миропорядка. Они сказали: «Приидите … построим башню, и глава ее в небе … прежде, чем рассеяться нам по лицу всей земли». Бог, Который «на небе», дал отразиться этому помыслу и сказал в Себе: «Приидите … И рассеял их Господь по лицу всей земли».

Мы наблюдаем такое вмешательство Бога в историю, когда свобода человека не отменяется, но, попадая в сферу Божественного промысла, приносит иной результат, чем ею предполагался.

Бог спас человека от него самого и вернул человека на землю, где ему и положено для собственного блага трудиться и в истории жить. Как изгнание из рая было одновременно наказанием и спасением, так и смешение языка было одновременно наказание (отъятие дара первичной речи), и милость – созидание многоязычия и восстановление связи с землей.

Отъятие дара – у Бога через века сопровождается возмещением дара.

С пришествием Спасителя человечество заново обретает рай... То же и райская речь: Господь отъял, но не навсегда, вернул, но нечто иное. Через века после Вавилона человечество испытало, что это было до Вавилона: глас един у всех… После Христова Воскресения открылся рай для душ праведных; обновилась райская жизнь, но обновилась и земля – в иной форме явилось то, что было до Вавилона, когда «была вся земля – глас един у всех». Событие произошло в Пятидесятницу.

После Воскресения Христова человечеству было дано Богоявление (теофания), когда отчетливо явилась Третья Ипостась – Святого Духа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: