В последнем Вавилоне будет все больше зрелищного, шумового, визуального и информативного, а человеческого голоса будет все меньше

Христос о дне сошествия Святого Духа говорил: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся» (Лук. 12:42). Зверь Апокалипсиса «сотворит огонь, чтобы с неба он нисходил на землю» – это будет анти-Пятидесятница, деяние духовное и такого же всемирного масштаба, но противоположного значения, – страшное дело оборотнической религии.

 


[1] Заключительная статья из серии статей о языке: 1) Глоссолалия – речь на «губе». 2) Богообщение – слышать «голос». 3) Многоязычие – смешение «языка». 4) Вавилон и Пятидесятница.

[2] В передаче того, что такое «смешение языка» и наступившее безгласие, Масоретский текст существенно отличается от перевода LXX. «И сказал Яхве… Давай, сойдем и смешаем там речь (сафа) их, чтобы не слышали – каждый речи (сафа) ближнего своего» (Быт. 11:6, 7 ТМ). В Масоретском тексте Быт. 11:7 нет различия между первичным говором, который назывался «губа» (сафа), и новым речевым субстратом – «языком» (который сразу явился на земле во множестве «языков»). То, что смешал Яхве, было не язык, но «губа». То есть Господь ничего нового для людей не приготовил.

Также и упоминания «голоса» вообще нет в Масоретском тексте о Вавилоне. Согласно ТМ, единая сфера общения распалась не потому, что не было богообщения («единого гласа», а люди при том слушали голос друг друга и через то возрастали в грехе), нет, первичная речь (сафа) разделилась на ручейки, в результате люди перестали понимать и слышать «слова» (см. Быт. 11:1 ТМ) чужой речи. Вполне можно представить себе ситуацию, что кто-то из народов (например, евреи) говорит на первичном наречии.

[3] Преп. Максим Исповедник. Мистагогия, гл. 1.

[4] ТМ: «прекратили строить город», упоминание башни отсутствует. Но ведь именно башня есть острие греха, город – это только его внешняя оболочка.

[5] «Универсальная церковь вне местной окажется культурно развоплощенной в силу невозможности универсальной культуры, или это будет явно демоническое культурная форма, неизбежно навязывающая себя миру» (Митр. Иоанн Зизиулас. Бытие как общение. М., 2006, с. 265).

[6] Выражение «уста всей земли» может также служить напоминанием о том, что земля может сама открывать рот (tХ stТma; пех hp) и кричать голосом крови (Быт. 4:10, 11), и это уже независимо от языка и территории.

[7] Как разделению языков, так и соединению во Христовой Церкви предшествовал Великий Совет Пресвятой Троицы: «Свыше показуя единственную Богоначальных в триех ипостасех державу, Отче, рекл еси равнодетельному Твоему Сыну и Духу: приидите сошедше, языки их слияим (смесим)» (Глас 1, в неделю утра, Канон ко Святей и Живоначальной Троице, песнь 1).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: