В рамках освоения дисциплины предусмотрены следующие формы работы студента: посещение лекций, семинарских занятий, подготовка докладов, рефератов, выполнение домашних заданий, практических заданий, участие в дискуссии, написание эссе, участие в деловой игре.
Дисциплина разбита на темы, которые представляют собой логически завершенные блоки и являются комплексом знаний, умений и навыков, которые подлежат контролю.
Контроль освоения тем включает в себя прохождение тестирования, выполнение письменных контрольных работ, проведение дискуссии предусмотренных рабочей программой дисциплины и др.
В курсе используются классические аудиторные методы проведения занятий. Освоение темы на лекции, при выполнении внеаудиторной (самостоятельной) работы завершается на семинарском занятии.
Проведение занятий в форме лекций имеет своей целью обеспечение студентов теоретическими знаниями, развитие интереса к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, сформирование ориентиров для самостоятельной работы над курсом. В ходе обучения применяются лекции следующих типов: вводная, информационная и обзорная, проблемная, лекционный материал ориентирован на интерактивную форму подачи материала.
|
|
На семинарских занятиях предполагается рассмотреть наиболее важные, существенные, сложные вопросы, которые наиболее трудно усваиваются при самостоятельном изучении дисциплины.
Семинарские занятия включают в себя специально подготовленные доклады, выступления по одной из актуальных проблем согласно темам, включенным в круг вопросов для изучения дисциплины. Тема для такого выступления выбирается студентом из предложенного перечня тем. На семинаре студент проявляет свое знание предмета, корректирует информацию, полученную в процессе лекционных и внеаудиторных занятий, формирует определенный имидж в глазах преподавателя, получает навыки устного выступления и культуры дискуссии.
Практические занятия направлены на то, чтобы с помощью преподавателя студенты закрепили лекционный материал и получили практический навык решения учебных ситуаций и задач.
Для успешного овладения приемами решения конкретных задач предлагаются следующие этапы:
1) предварительное ознакомление с методикой решения задач. На этом этапе студенту предлагаются типовые задачи, решение которых позволяет отработать приемы, использующиеся при их решении, осознать связь между полученными теоретическими знаниями и конкретными проблемами, на решение которых они могут быть направлены;
2) рассматриваются задачи и ситуации, приближенные к практике системы прогнозирования;
|
|
3) выполнение контрольной работы, позволяющей проверить навыки решения конкретных задач.
Выполнение итогового практического задания в форме задачи включающей в себя элементы разных заданий из тематики курса.
После каждого контрольного задания предусмотрено проведение консультаций по анализу наиболее типичных ошибок и выработке совместных рекомендаций по методике решения задач.
Требования к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы.
1.Самостоятельная работа должна выполняться в соответствии с заданием преподавателя.
2. Результаты самостоятельной работы должны, иметь научную или практическую значимость, демонстрировать компетентность автора в раскрываемых вопросах, проявлять умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач.
3.Самостоятельная работа, выполненная в письменной форме, должна быть оформлена в соответствии с требованиями и представлена для контроля преподавателю в установленные сроки.
Выполнение указанных требований учитывается при оценке самостоятельной работы обучающегося.
Виды самостоятельной работы: проработка лекций, чтение обязательной и дополнительной литературы, подготовка к дискуссии, написание и подготовка доклада, решение контрольных задач и заданий, выполнение лабораторных работ.
Этапы выполнения заданий самостоятельной работы.
- определение целей самостоятельной работы;
- конкретизация поставленной задачи;
- самооценка готовности к самостоятельной работе по решению поставленной или выбранной задачи;
- выбор путей и средств для решения поставленной задачи;
- планирование (самостоятельно или с помощью преподавателя) самостоятельной работы по решению задачи;
- реализация программы выполнения самостоятельной работы;
- самоконтроль промежуточных и конечного результатов работы, их корректировка
- определение причин и устранение выявленных ошибок.
В ходе изучения дисциплины по каждому блоку студентам предлагается:
1. В рамках лекционных занятий – принимать участие в лекциях-дискуссиях;
2. В рамках практических (лабораторных) занятий – решить практические задачи по пройденным темам; принимать участие в деловой игре;
3. В рамках промежуточного тестирования – решить тестовые задания, позволяющие оценить остаточные знания;
4. В рамках самостоятельной работы – решить задачи по пройденным разделам; готовить доклады на заданную тематику;
5. Итоговый контроль осуществляется в форме экзамена.
Вопросы для самостоятельной подготовки к занятиям лекционного типа
Тема 1. Методологическая и организационно-правовая база государственного прогнозирования.
- Значение и регулирование прогнозирования и планирования в деятельности государства.
- Развитие социальных и экономических процессов в обществе.
Тема 2. Методологические основы прогнозирования и планирования.
1. Современные методологические подходы к прогнозированию и планированию.
2. Общие тенденции прогнозов на государственном, региональном уровнях и в организации.
3. Общие тенденции проблем в планировании деятельности.
Тема 3. Эффективные методы сбора и презентации информации.
- Основные тенденции современных подходов к сбору информации.
- Влияние эффективной презентации на восприятие информации.
Тема 4. Организация прогнозирования и планирования на предприятии
- Основные этапы прогнозирования и планирования на предприятии.
- Основные отличия и сходства прогнозирования на государственном уровне и на предприятии.
- Роль эффективного планирования в деятельности предприятия.
Тема 5. Стратегическое планирования в организации.
- Роль стратегического планирования.
- Сущность и специфика стратегического планирования.
- Современные подходы к стратегическому планированию на предприятии.
|
|
Тема 6. Прогнозирование и планирование внутренней культуры организации.
1. Роль организационной культуры.
2. Способы формирования организационной культуры на предприятии.
3. Современные подходы к функционированию организационной культуры.
Тема 7. Основные экономические прогнозы организации.
1. Виды экономических прогнозов.
2. Взаимосвязь и взаимозависимость экономических прогнозов
Тема 8. Глобальный аспект прогнозирования основных социальных проблем человеческого сообщества.
1. Глобализация и специфика ее развития.
2. Особенности прогнозирования при глобализации.
3. Прогнозирование различных глобальных аспектов.
Тема 9. Бизнес-план как необходимый инструмент развития организации.
1. Роль бизнес-планирования.
2. Определение ответственных за бизнес-план в организации.
3. Современные подходы к бизнес-планированию.
Вопросы для самостоятельной подготовки к практическим занятиям
Тема 1. Методологическая и организационно-правовая база государственного прогнозирования.
- Роль и специфика прогнозирования и планирования
- Организационные формы государственного прогнозирования.
- Сущность, взаимосвязь и значение прогнозирования и планирования в деятельности государства по регулированию социальных и социально-экономических процессов.
- Значение прогнозирования и планирования в условиях функционирования рыночного хозяйства.
- Взаимообусловленность развития социальных и экономических процессов в обществе, как объективная база комплексного подхода к управлению ими.
Тема 2. Методологические основы прогнозирования и планирования.
- Методика, специфика, логика и основные этапы разработки прогнозов.
- Классификация, виды и назначение прогнозов.
- Параметры прогнозов и их характеристика.
- Классификация планов. Организация планирования.
Тема 3. Эффективные методы сбора и презентации информации.
- Методы получения первичной информации, количественные и качественные исследования.
- Планирование выборочных исследований. Определение объема выборки.
- Методы получения вторичной информации.
- Значение эффективной презентации собранной информации для повышения качества прогнозирования.
- Методы разработки эффективной презентации информации.
|
|
Тема 4. Организация прогнозирования и планирования на предприятии
- Порядок разработки и утверждения прогнозов.
- Служба прогнозирования и ее место в структуре управления, периодичность проведения прогнозов.
- Методы прогнозировании.
- Методы планирования.
- Делегирование полномочий.
- Тайм-менеджмент.
Тема 5. Стратегическое планирования в организации.
- Анализ внешней и внутренней среды.
- Видение, миссия и цели организации.
- Методы стратегического анализа, применяемые для определения стратегических альтернатив.
- Конкурентный анализ.
- Формулирование стратегии: процесс формулирования стратеги, типы общих стратегий.
Тема 6. Прогнозирование и планирование внутренней культуры организации.
- Понятие и функции культуры организации.
- Объекты планирования организационной культуры.
- Неформальные способы организации хозяйственных элементов.
- Формы культурного взаимодействия.
- Процесс планирования организационной культуры.
Тема 7. Основные экономические прогнозы организации.
- Основные подходы к классификации внутрифирменных планов, их взаимосвязь.
- Планирование прибыли и рентабельности.
- Расчет издержек.
- Методы определения экономического эффекта.
- Планирование персонала фирмы.
- Методика и алгоритм прогнозирования объемов производства.
Тема 8. Глобальный аспект прогнозирования основных социальных проблем человеческого сообщества.
- Роль глобального подхода к прогнозированию состояния экологической, транспортной, производственной, денежно-кредитной, финансовой системы.
- Прогностика особенностей глобальной динамики социологии труда, науки, политики и государственного управления, культуры и религии, семьи, преступности. Прогнозирование миграции, и поликультурности в условиях развития глобализации.
- Внешнеэкономические отношения: возможности и проблемы прогнозирования и планирования в условиях глобализации.
Тема 9. Бизнес-план как необходимый инструмент развития организации.
Деловая игра. Тема: «Составление и защита бизнес-плана организации».
6. Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
6.1. Основная литература.
- Теория менеджмента [Текст]: учеб.пособие / под ред. Н. И. Бобровской, В. В. Некрасовой. - Ростов н/Д: ЮРИФ РАНХиГС, 2013. - 364 с.
- Стёпочкина Е.А. Планирование и прогнозирование в условиях рынка [Электронный ресурс]: учебное пособие.— Саратов: Вузовское образование, 2015.. / URL: http://www.iprbookshop.ru/29290
6.2. Дополнительная литература.
1. Светуньков И. С. Методы социально-экономического прогнозирования: В 2 т. [Текст]: учеб. и практ. для академ. бак.: Рек. УМО. Т. 2: Модели и методы / И. С. Светуньков, С. Г. Светуньков. - М.:Юрайт, 2016.
2. Светуньков И. С. Методы социально-экономического прогнозирования: В 2 т. [Текст]: учеб. и практ. для академ. бак.: Рек. УМО. Т. 1: Теория и методология / И. С. Светуньков, С. Г. Светуньков. - М.:Юрайт, 2016.
3. Макроэкономическое планирование и прогнозирование [Текст]: учебник: Рек. / А. Н. Семин [и др.]. - М.:Кнорус, 2016. - 308 с.
4. Прогнозирование и планирование в условиях рынка [Текст]: учеб.пособие / Т. Н. Бабич [и др.]. - М.: Инфра-М, 2016. - 336 с.
6.3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы.
1. Пащенко У.Ю. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплинам «Прогнозирование и планирование» Электронная версия.
6.4. Нормативные правовые документы.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. // Консультант Плюс.
2.Основные направления бюджетной политики на текущий год и плановый период/ Официальный сайт Министерства финансов РФ // www.minfin.ru
6.5. Интернет-ресурсы.
1. www.nalog.ru – официальный сайт Федеральной налоговой службы Российской. Федерации.
2. www.minfin.ru – официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации.
3. www.gks.ru. – официальный сайт Федеральной службы государственной статистики.
4. www.pfrf.ru – официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации.
5. www.fss.ru – официальный сайт Фонда социального страхования Российской Федерации.