Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины. В рамках освоения дисциплины предусмотрены следующие формы работы студента: посещение лекций, семинарских занятий

 

В рамках освоения дисциплины предусмотрены следующие формы работы студента: посещение лекций, семинарских занятий, подготовка докладов, рефератов, выполнение домашних заданий, практических заданий, участие в дискуссии, написание эссе, участие в деловой игре.

Дисциплина разбита на темы, которые представляют собой логически завершенные блоки и являются комплексом знаний, умений и навыков, которые подлежат контролю.

Контроль освоения тем включает в себя прохождение тестирования, выполнение письменных контрольных работ, проведение дискуссии предусмотренных рабочей программой дисциплины и др.

В курсе используются классические аудиторные методы проведения занятий. Освоение темы на лекции, при выполнении внеаудиторной (самостоятельной) работы завершается на семинарском занятии.

Проведение занятий в форме лекций имеет своей целью обеспечение студентов теоретическими знаниями, развитие интереса к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, сформирование ориентиров для самостоятельной работы над курсом. В ходе обучения применяются лекции следующих типов: вводная, информационная и обзорная, проблемная, лекционный материал ориентирован на интерактивную форму подачи материала.

На семинарских занятиях предполагается рассмотреть наиболее важные, существенные, сложные вопросы, которые наиболее трудно усваиваются при самостоятельном изучении дисциплины.

Семинарские занятия включают в себя специально подготовленные доклады, выступления по одной из актуальных проблем согласно темам, включенным в круг вопросов для изучения дисциплины. Тема для такого выступления выбирается студентом из предложенного перечня тем. На семинаре студент проявляет свое знание предмета, корректирует информацию, полученную в процессе лекционных и внеаудиторных занятий, формирует определенный имидж в глазах преподавателя, получает навыки устного выступления и культуры дискуссии.

Практические занятия направлены на то, чтобы с помощью преподавателя студенты закрепили лекционный материал и получили практический навык решения учебных ситуаций и задач.

Для успешного овладения приемами решения конкретных задач предлагаются следующие этапы:

1) предварительное ознакомление с методикой решения задач. На этом этапе студенту предлагаются типовые задачи, решение которых позволяет отработать приемы, использующиеся при их решении, осознать связь между полученными теоретическими знаниями и конкретными проблемами, на решение которых они могут быть направлены;

2) рассматриваются задачи и ситуации, приближенные к практике системы прогнозирования;

3) выполнение контрольной работы, позволяющей проверить навыки решения конкретных задач.

Выполнение итогового практического задания в форме задачи включающей в себя элементы разных заданий из тематики курса.

После каждого контрольного задания предусмотрено проведение консультаций по анализу наиболее типичных ошибок и выработке совместных рекомендаций по методике решения задач.

 

Требования к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы.

1.Самостоятельная работа должна выполняться в соответствии с заданием преподавателя.

2. Результаты самостоятельной работы должны, иметь научную или практическую значимость, демонстрировать компетентность автора в раскрываемых вопросах, проявлять умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач.

3.Самостоятельная работа, выполненная в письменной форме, должна быть оформлена в соответствии с требованиями и представлена для контроля преподавателю в установленные сроки.

Выполнение указанных требований учитывается при оценке самостоятельной работы обучающегося.

Виды самостоятельной работы: проработка лекций, чтение обязательной и дополнительной литературы, подготовка к дискуссии, написание и подготовка доклада, решение контрольных задач и заданий, выполнение лабораторных работ.

Этапы выполнения заданий самостоятельной работы.

- определение целей самостоятельной работы;

- конкретизация поставленной задачи;

- самооценка готовности к самостоятельной работе по решению поставленной или выбранной задачи;

- выбор путей и средств для решения поставленной задачи;

- планирование (самостоятельно или с помощью преподавателя) самостоятельной работы по решению задачи;

- реализация программы выполнения самостоятельной работы;

- самоконтроль промежуточных и конечного результатов работы, их корректировка

- определение причин и устранение выявленных ошибок.

В ходе изучения дисциплины по каждому блоку студентам предлагается:

1. В рамках лекционных занятий – принимать участие в лекциях-дискуссиях;

2. В рамках практических (лабораторных) занятий – решить практические задачи по пройденным темам; принимать участие в деловой игре;

3. В рамках промежуточного тестирования – решить тестовые задания, позволяющие оценить остаточные знания;

4. В рамках самостоятельной работы – решить задачи по пройденным разделам; готовить доклады на заданную тематику;

5. Итоговый контроль осуществляется в форме экзамена.

Вопросы для самостоятельной подготовки к занятиям лекционного типа

Тема 1. Методологическая и организационно-правовая база государственного прогнозирования.

  1. Значение и регулирование прогнозирования и планирования в деятельности государства.
  2. Развитие социальных и экономических процессов в обществе.

Тема 2. Методологические основы прогнозирования и планирования.

1. Современные методологические подходы к прогнозированию и планированию.

2. Общие тенденции прогнозов на государственном, региональном уровнях и в организации.

3. Общие тенденции проблем в планировании деятельности.

 

Тема 3. Эффективные методы сбора и презентации информации.

  1. Основные тенденции современных подходов к сбору информации.
  2. Влияние эффективной презентации на восприятие информации.

 

Тема 4. Организация прогнозирования и планирования на предприятии

  1. Основные этапы прогнозирования и планирования на предприятии.
  2. Основные отличия и сходства прогнозирования на государственном уровне и на предприятии.
  3. Роль эффективного планирования в деятельности предприятия.

 

Тема 5. Стратегическое планирования в организации.

  1. Роль стратегического планирования.
  2. Сущность и специфика стратегического планирования.
  3. Современные подходы к стратегическому планированию на предприятии.

 

Тема 6. Прогнозирование и планирование внутренней культуры организации.

1. Роль организационной культуры.

2. Способы формирования организационной культуры на предприятии.

3. Современные подходы к функционированию организационной культуры.

 

Тема 7. Основные экономические прогнозы организации.

1. Виды экономических прогнозов.

2. Взаимосвязь и взаимозависимость экономических прогнозов

 

Тема 8. Глобальный аспект прогнозирования основных социальных проблем человеческого сообщества.

1. Глобализация и специфика ее развития.

2. Особенности прогнозирования при глобализации.

3. Прогнозирование различных глобальных аспектов.

 

Тема 9. Бизнес-план как необходимый инструмент развития организации.

1. Роль бизнес-планирования.

2. Определение ответственных за бизнес-план в организации.

3. Современные подходы к бизнес-планированию.

 

Вопросы для самостоятельной подготовки к практическим занятиям

Тема 1. Методологическая и организационно-правовая база государственного прогнозирования.

  1. Роль и специфика прогнозирования и планирования
  2. Организационные формы государственного прогнозирования.
  3. Сущность, взаимосвязь и значение прогнозирования и планирования в деятельности государства по регулированию социальных и социально-экономических процессов.
  4. Значение прогнозирования и планирования в условиях функционирования рыночного хозяйства.
  5. Взаимообусловленность развития социальных и экономических процессов в обществе, как объективная база комплексного подхода к управлению ими.

 

Тема 2. Методологические основы прогнозирования и планирования.

  1. Методика, специфика, логика и основные этапы разработки прогнозов.
  2. Классификация, виды и назначение прогнозов.
  3. Параметры прогнозов и их характеристика.
  4. Классификация планов. Организация планирования.

 

Тема 3. Эффективные методы сбора и презентации информации.

  1. Методы получения первичной информации, количественные и качественные исследования.
  2. Планирование выборочных исследований. Определение объема выборки.
  3. Методы получения вторичной информации.
  4. Значение эффективной презентации собранной информации для повышения качества прогнозирования.
  5. Методы разработки эффективной презентации информации.

 

Тема 4. Организация прогнозирования и планирования на предприятии

  1. Порядок разработки и утверждения прогнозов.
  2. Служба прогнозирования и ее место в структуре управления, периодичность проведения прогнозов.
  3. Методы прогнозировании.
  4. Методы планирования.
  5. Делегирование полномочий.
  6. Тайм-менеджмент.

 

Тема 5. Стратегическое планирования в организации.

  1. Анализ внешней и внутренней среды.
  2. Видение, миссия и цели организации.
  3. Методы стратегического анализа, применяемые для определения стратегических альтернатив.
  4. Конкурентный анализ.
  5. Формулирование стратегии: процесс формулирования стратеги, типы общих стратегий.

 

Тема 6. Прогнозирование и планирование внутренней культуры организации.

  1. Понятие и функции культуры организации.
  2. Объекты планирования организационной культуры.
  3. Неформальные способы организации хозяйственных элементов.
  4. Формы культурного взаимодействия.
  5. Процесс планирования организационной культуры.

 

Тема 7. Основные экономические прогнозы организации.

  1. Основные подходы к классификации внутрифирменных планов, их взаимосвязь.
  2. Планирование прибыли и рентабельности.
  3. Расчет издержек.
  4. Методы определения экономического эффекта.
  5. Планирование персонала фирмы.
  6. Методика и алгоритм прогнозирования объемов производства.

 

Тема 8. Глобальный аспект прогнозирования основных социальных проблем человеческого сообщества.

  1. Роль глобального подхода к прогнозированию состояния экологической, транспортной, производственной, денежно-кредитной, финансовой системы.
  2. Прогностика особенностей глобальной динамики социологии труда, науки, политики и государственного управления, культуры и религии, семьи, преступности. Прогнозирование миграции, и поликультурности в условиях развития глобализации.
  3. Внешнеэкономические отношения: возможности и проблемы прогнозирования и планирования в условиях глобализации.

 

Тема 9. Бизнес-план как необходимый инструмент развития организации.

 

Деловая игра. Тема: «Составление и защита бизнес-плана организации».

 

6. Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

 

6.1. Основная литература.

  1. Теория менеджмента [Текст]: учеб.пособие / под ред. Н. И. Бобровской, В. В. Некрасовой. - Ростов н/Д: ЮРИФ РАНХиГС, 2013. - 364 с.
  2. Стёпочкина Е.А. Планирование и прогнозирование в условиях рынка [Электронный ресурс]: учебное пособие.— Саратов: Вузовское образование, 2015.. / URL: http://www.iprbookshop.ru/29290

 

6.2. Дополнительная литература.

1. Светуньков И. С. Методы социально-экономического прогнозирования: В 2 т. [Текст]: учеб. и практ. для академ. бак.: Рек. УМО. Т. 2: Модели и методы / И. С. Светуньков, С. Г. Светуньков. - М.:Юрайт, 2016.

2. Светуньков И. С. Методы социально-экономического прогнозирования: В 2 т. [Текст]: учеб. и практ. для академ. бак.: Рек. УМО. Т. 1: Теория и методология / И. С. Светуньков, С. Г. Светуньков. - М.:Юрайт, 2016.

3. Макроэкономическое планирование и прогнозирование [Текст]: учебник: Рек. / А. Н. Семин [и др.]. - М.:Кнорус, 2016. - 308 с.

4. Прогнозирование и планирование в условиях рынка [Текст]: учеб.пособие / Т. Н. Бабич [и др.]. - М.: Инфра-М, 2016. - 336 с.

 

6.3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы.

1. Пащенко У.Ю. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплинам «Прогнозирование и планирование» Электронная версия.

 

6.4. Нормативные правовые документы.

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. // Консультант Плюс.

2.Основные направления бюджетной политики на текущий год и плановый период/ Официальный сайт Министерства финансов РФ // www.minfin.ru

 

6.5. Интернет-ресурсы.

1. www.nalog.ru – официальный сайт Федеральной налоговой службы Российской. Федерации.

2. www.minfin.ru – официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации.

3. www.gks.ru. – официальный сайт Федеральной службы государственной статистики.

4. www.pfrf.ru – официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации.

5. www.fss.ru – официальный сайт Фонда социального страхования Российской Федерации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: