Устное деловое общение: общие правила

Правила для слушающего Правила для говорящего
· Показывайте взглядом, позой доброжелательность, интерес, внимание. · Не перебивайте собеседника без необходимости. · Извинившись за то, что перебили, переспрашивайте с целью уточнить, привести пример и т.д. Делайте это, когда собеседник закончил свою реплику. · Не исправляйте замеченные речевые ошибки. · Говорите спокойно, доброжелательно. · Чаще обращайтесь к собеседнику, называйте его по имени (имени-отчеству). · Спрашивайте, все ли понятно. · Цитируйте и развивайте мысль партнера. · Развивайте то, что является общим в ваших позициях, особенно в «трудных» разговорах. · Не поучайте. · Не провоцируйте. · Не иронизируйте.

 

В ситуации делового общения мы используем «речь в социально ориентированном общении». Речь обслуживает совместную деятельность. Поэтому ее использование регламентировано рядом правил.

 

Принцип кооперации:

Высказывание должно содержать столько информации, сколько требуется для текущего общения;

Высказывание должно быть по возможности правдивым. Не врать. Не говорить того, в чем не уверен или чего не знаешь;

Высказывание должно быть ясным. Лучше говорить на языке понятном собеседникам.

Принцип вежливости:

Общение прерывается по общему согласию;

Соблюдаются общие правила речевого этикета;

Использование эфемизмов – формул, заменяющих резкие выражения.

Нарушения правил вежливости: невоспитанность и грубость.

Принцип комбинирования речевых стилей.

Высокий речевой стиль – подчеркнуто «правильная» речь.

Низкий речевой стиль – свободная речь, в том числе и приспосабливаемая к особенностям речи собеседника.

Влиятельный речевой стиль – использование форм прямого побуждения к действия.

Невлиятельный речевой стиль – использование косвенных речевых оборотов, указывающих на интересы говорящего:, просительные, вопросительные, эмоциональные, уклончивые.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: