Правила для слушающего | Правила для говорящего |
· Показывайте взглядом, позой доброжелательность, интерес, внимание. · Не перебивайте собеседника без необходимости. · Извинившись за то, что перебили, переспрашивайте с целью уточнить, привести пример и т.д. Делайте это, когда собеседник закончил свою реплику. · Не исправляйте замеченные речевые ошибки. | · Говорите спокойно, доброжелательно. · Чаще обращайтесь к собеседнику, называйте его по имени (имени-отчеству). · Спрашивайте, все ли понятно. · Цитируйте и развивайте мысль партнера. · Развивайте то, что является общим в ваших позициях, особенно в «трудных» разговорах. · Не поучайте. · Не провоцируйте. · Не иронизируйте. |
В ситуации делового общения мы используем «речь в социально ориентированном общении». Речь обслуживает совместную деятельность. Поэтому ее использование регламентировано рядом правил.
Принцип кооперации:
Высказывание должно содержать столько информации, сколько требуется для текущего общения;
|
|
Высказывание должно быть по возможности правдивым. Не врать. Не говорить того, в чем не уверен или чего не знаешь;
Высказывание должно быть ясным. Лучше говорить на языке понятном собеседникам.
Принцип вежливости:
Общение прерывается по общему согласию;
Соблюдаются общие правила речевого этикета;
Использование эфемизмов – формул, заменяющих резкие выражения.
Нарушения правил вежливости: невоспитанность и грубость.
Принцип комбинирования речевых стилей.
Высокий речевой стиль – подчеркнуто «правильная» речь.
Низкий речевой стиль – свободная речь, в том числе и приспосабливаемая к особенностям речи собеседника.
Влиятельный речевой стиль – использование форм прямого побуждения к действия.
Невлиятельный речевой стиль – использование косвенных речевых оборотов, указывающих на интересы говорящего:, просительные, вопросительные, эмоциональные, уклончивые.