Эффективное и рациональное использование человеком природных ресурсов регламентируется эколого-правовыми нормами. В частности, осуществленная в последние годы кодификация законодательства, регулирующего порядок использования различных природных ресурсов, свидетельствует о наличии более пристального внимания со стороны государства к проблеме юридического закрепления отношений природопользования.
Таким образом, можно заключить, что право природопользования представляет собой систему правовых норм, регулирующих отношения в области рационального и эффективного использования человеком природных ресурсов с целью удовлетворения разнообразных потребностей.
Такие нормы сосредоточены, как правило, в специальных нормативно-правовых актах, регламентирующих так называемые природоресурсовые отношения: земельном, водном, лесном, фаунистическом и т.д.
Нормы, осуществляющие регулирование отношений рационального природопользования и предусматривающие ответственность за нарушение предусмотренных в них требований, содержатся также в гражданском, административном и уголовном законодательстве РФ.
Понятие и виды экологических прав граждан.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВА ГРАЖДАН — общепризнанные и закрепленные в законодательстве права, обеспечивающие удовлетворение разнообразных потребностей индивида в процессе взаимодействия с природой.
К Э.п.г. относятся гарантированные Конституцией и действующим законодательством права каждого человека на:
1) благоприятную окружающую среду;
2) получение достоверной информации о ее состоянии;
3) возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением
Обязанности государства, муниципальных органов, органов местного самоуправления по обеспечению экологических прав граждан и их объединений.
Система гос. мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду (ст. 13 ФЗ «Об охране окружающей среды») включает следующие положения.
Органы гос. власти РФ и должностные лица обязаны оказывать содействие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в реализации их прав в области охраны окружающей среды. При размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде, решение об их размещении должно приниматься с учетом мнения населения или результатов референдума. Не допускается вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, кроме случаев, предусмотренных законодательством. Должностные лица, препятствующие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, реализации их прав, предусмотренных законодательством, привлекаются к ответственности в установленном порядке.
Еще одним направлением является целевое финансирование отдельных общественных программ в области охраны окружающей среды по заявкам общественных объединений.






