А. Керна - Я. Йирасека

ОРИЕНТАЦИОННЫЙ ТЕСТ ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ

При составлении ориентировочного теста школьной зрелости Керна- Йирасек учитывались следующие принципах школьной зрелости:

1) В интеллектуальной сфере – дифференцированное восприятие, направленная концентрация внимания, аналитическое мышление, рациональный подход к действительности, логическое запоминание, интерес к занятиям, в которых результат может быть достигнут только усилием, интерес к новым знаниям, овладение на слух разговорной речью и способность понимания и применения символов вообще, развитие тонких движений руки и зрительно-двигательной координации.

2) В эмоциональной сфере – достижение сравнительно хорошей эмоциональной устойчивости и учебной мотивации (желание именно учиться, а не играть и не соревноваться),

3) В социальной сфере – потребность ребенка общаться с другими детьми и умение подчиняться интересам и обычаям детских групп, способность выполнять социальную роль школьника в ситуации школьного обучения.

Тест школьной зрелости состоит из трех заданий: в первом задании необходимо нарисовать мужчину; во втором – скопировать рукописный текст и в третьем – перерисовать расположенные в определенном порядке точки.

Из структуры теста следует, что центральным моментом школьной зрелости авторы считают зрительно-моторную координацию – способность к управлению движениями руки. Если в первом тесте можно выделить творческий и образный компоненты, то во втором и третьем значительный удельный вес принадлежит волевым аспектам.

 

 


Рубрикатор

 

1. Название методики: Ориентировочный тест школьной зрелости

2. Автор: Я. Йирасек, модификация теста А. Керна

3. Контингент испытуемых: дети 6-7 лет

4. Предмет диагностики: тонкая моторика руки, координация зрения и движения руки. Школьная зрелость

5. Шкалы методики, критерии оценки:

Перед выполнением первого задания ребенку предлагается изобразить фигуру мужчины. Если ребенок затрудняется выполнить это задание, то его следует подбодрить. Иногда дети спрашивают, нельзя ли вместо мужчины нарисовать женщину. В этом случае должен последовать отрицательный ответ. Если же ребенок начал рисовать женщину, то следует разрешить дорисовать ее, а затем попросить, чтобы рядом он нарисовал мужчину.

По окончании рисования ребенка просят перевернуть лист бумаги на другую сторону и предлагают ему скопировать два слова («Это шарик»), написанных письменными буквами (второе задание). Если ребенок не угадал длину фразы и одно слово не поместилось в строчке, то ему можно посоветовать написать это слово выше или ниже.

В третьем задании детям предлагается скопировать группу нарисованных точек.

 

Протокол №1.

Название методики: Определение готовности к школе

Испытуемый Андрутов Валентин

Возраст 6 лет

Инструкция:

Инструкция 1. Здесь нарисуй какого-нибудь человека, мужчину. Так, как сумеешь.


Инструкция 2. Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не научился писать, но попробуй, может быть, ты тоже сумеешь. Хорошенько посмотри, как это написано и здесь (справа) напиши так же.

Инструкция 3. Посмотри, здесь нарисованы точки. Попробуй нарисовать рядом такие же.

 

 

Обработка и интерпретация результатов:

Задание 1 – 2 балла. Нарисованная фигура имеет голову, туловище и конечности. Голова соединена с туловищем и не больше его. Размеры головы и туловища достаточно пропорциональны. При этом у человека очень длинная шея, что может свидетельствовать о некоторой зажатости и скованности рисующего. На голове имеются волосы, на лице – глаза, нос и рот. Руки заканчиваются пятью пальцами. Ступни внизу отогнуты. Фигура имеет мужскую одежду. Отдельные части тела (туловище, руки, ноги) как бы присоединены друг к другу, однако вместе составляют достаточно целостный человеческий образ. Кажется, что руки и ноги как бы «растут» из туловища, а не прикреплены к нему.

Задание 2 – 1 балл. Образец целиком скопирован. Буквы превышают размер букв образца не более, чем в два раза. Первая буква по высоте соответствует прописной. Буквы четко связаны в два слова. Скопированная фраза отклоняется от горизонтальной линии не более, чем на 30.

Задание 3 – 1 балл. Копирование рисунка практически совершенно. Соблюдены как пропорции композиции в целом, так и размеры точек. Рисунок параллелен образцу.

Общий итог – 4 балла – высокий уровень школьной зрелости.


 

 

Протокол №2.

Название методики: Определение готовности к школе

Испытуемый Колесников Алексей

Возраст 6 лет 2 месяца

Обработка и интерпретация результатов:

Задание 1 – 2 балла. Нарисованная фигура имеет голову, туловище и конечности. Голова соединена с туловищем, однако ее размеры не пропорциональны туловищу. На голове имеются волосы, на лице – глаза, нос и рот. Руки заканчиваются пятью пальцами. Ступни внизу отогнуты. Фигура имеет мужскую одежду. Конечности нарисованы синтетическим способом, фигура создает впечатление целостности, единства, законченности.

Задание 2 – 3 балла. Явная разбивка надписи на две части. Можно понять хотя бы четыре буквы образца.

Задание 3 – 3 балл. Рисунок в целом соответствует образцу, не превышая его по ширине и высоте более, чем вдвое. Число точек не соответствует образцу, но их количество не больше 20. Рисунок параллелен оригиналу.

Общий итог – 8 баллов – средний уровень школьной зрелости.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: