Состояние начальной школы

 

На протяжении 1890-х гг. и до начала 1900-х гг. заметно расширилась сеть начального образования. В нее входили сельские одноклассные и двухклассные народные училища, городские училища, одноклассные и двухклассные церковно-приходские школы, а также школы различных ведомств. В большинстве губерний увеличилось число земских народных училищ и городских школ. Увеличивается количество начальных учебных заведений повышенного образования — 5-6-летних городских училищ. Растет число начальных школ и обучающихся в них детей.

Если в 1909 г. количество учеников и начальных училищ при Министерстве просвещения составляло соответственно 4 млн. и 50 тыс., то в 1913 г. эти показатели выросли до 5,2 млн. и 63.4 тыс., т.е. на 27 и 30%. В 1911 г. общее число начальных школ и учеников таких заведений составило соответственно около 100 тыс. и 6 млн. В 1914 г. контингент учащихся начальных школ вырос до 7 млн.

Меняются приоритеты развития разных видов начальных школ. До середины 1890-х гг. сеть церковно-приходских школ расширялась быстрее, чем других начальных учебных заведений. В дальнейшем картина меняется. Рост земских и городских начальных школ превысил темпы увеличения церковно-приходских школ.

В результате в 1906 г. насчитывалось до 48 тыс. земских и городских начальных школ и около 43 тыс. церковно-приходских школ. Эта тенденция сохранилась и в дальнейшем. К 1911 г. число церковно-приходских школ сократилось до 40 тыс. Сеть земских школ, наоборот, продолжала расти. В 1917 г. Временное правительство приняло постановление об окончательном упразднении церковно-приходских школ.

Увеличивается число начальных школ с более длительным сроком обучения по сравнению с 3-4-годичными учебными заведениями начального обучения. Растет количество двухклассных начальных училищ с 5-6-летним курсом (впрочем, их было очень мало: в 1911 г. — лишь около 1,8 тыс.).

В 1912 г. появились высшие начальные училища с 4-годичным сроком обучения (после 3-4-летней элементарной школы). Прежние городские училища (созданы по Положению 1872 г.) были преобразованы в высшие начальные училища. Их открывали не только в городах, но и в селах. Общее число высших начальных училищ достигло в 1915 г. 1,5 тыс. Большинство начальных школ (около двух третей), однако, были заведениями с 3-летним обучением.

Происходящие изменения требовали увеличения масштабов подготовки учителей начальных школ. Растет число курсов подготовки учителей для земских училищ: в 1890-1896 гг. было устроено 8 таких курсов, в 1897-1902 гг. — 34. Возрастает количество учительских институтов и семинарий. Возникают неправительственные высшие педагогические учебные заведения: Шелапутинский педагогический институт в Москве, Педагогическая академия в Петербурге, Высшие фребелевские курсы в Киеве и Петербурге.

Постепенно улучшались материальное положение и методическая база начального образования, особенно в промышленно развитых уездах. Например, в половине обследованных в 1911 г. уездов имелись музеи наглядных пособий. Повсеместно устраивались учительские библиотеки, летние курсы, конференции. Ученики некоторых школ совершали учебные экскурсии; организовывались поездки учителей в различные регионы России.

Застрельщиками новой организации начального обучения выступили частные экспериментальные учебно-воспитательные учреждения: «Дом свободного ребенка» (1906-1909), «Сеттльмент» (1907-1908), «Детский труд и отдых» (1909-1918).

По инициативе Константина Николаевича Вентцеля в Москве был создан Дом свободного ребенка. В нем находились дети в возрасте от 5 до 12 лет. Основой их жизни был провозглашен свободный, творческий труд как путь развития и совершенствования личности. В Доме свободного ребенка старались создать благоприятную семейную атмосферу воспитания. Имелась столярная мастерская, дети занимались лепкой, картонажными работами и пр. Внедрялось самообслуживание. Вначале работа шла без заранее составленных программ. Затем, однако, руководители Дома сочли необходимым планировать занятия. Совместная деятельность детей, родителей и воспитателей рассматривалась как магистральное направление учебно-воспитательного процесса. В ходу были собрания детей, коллективный труд воспитанников в мастерской, совместные дежурства и пр. Во главе учреждения стояла команда из педагогов и родителей. Важнейшие вопросы жизни Дома решались на общем собрании педагогов и родителей учащихся.

В Москве Александром Устиновичем Зеленко и Станиславом Теофиловичем Шацким было создан просветительно-воспитательное учреждением Сеттльмент. В нем юноши и подростки могли получать профессиональную подготовку и учиться в начальной школе. Сеттльмент был возрожден С.Т. Шацким под новым названием — Детский труд и отдых. В этом учреждении детский труд рассматривался как средство воспитания, способ организации коллектива. Особое значение придавалось связям обучения и воспитания с социокультурным окружением. Была создана вертикальная педагогическая система — от воспитания детей дошкольного возраста до воспитания взрослых. Детская жизнь организовывалась на основе производительного труда. Педагоги стремились учитывать возрастные и индивидуальные запросы детей и подростков.

Несмотря на положительные изменения в начальном образовании, значительная часть населения России на рубеже XIX-XX вв. оставалась неграмотной (27%). По данным земской статистики на 1906 г., при существовавших темпах роста сети элементарных школ для достижения всеобщего начального обучения в центральной России потребовалось бы не менее 120 лет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: