Педагогические направления и идеи

 

В общественной педагогической мысли России на рубеже XIX-XX вв. можно выделить три крупные тенденции, в русле которых развивались взгляды на воспитание и образование: во-первых, тенденция развития классической педагогики XIX столетия; во-вторых, линия на философское осмысление проблем воспитания и развития личности; в-третьих, идейное движение, сходное с реформаторской педагогикой (новым воспитанием) Запада.

Педагогика традиционализма

 

Заметный наследник отечественной и мировой классической педагогики Петр Федорович Каптерев (1849-1921) продолжил традицию антропологического обоснования воспитания, подчеркивая бесперспективность развития педагогики без данных физиологии и психологии. По его мнению, педагогика — прикладная отрасль человеческого знания, которая опирается на капитальные законы, открытые науками о человеке. Педагогика как наука не должна поэтому ориентироваться на эмпирические наблюдения и рекомендации, являющиеся обобщением личного опыта.

Излюбленное суждение Каптерева — о целесообразности автономии педагогического процесса от государства, церкви и политической борьбы. Он отказывал государству в праве вмешиваться в воспитание, заниматься которым следует прежде всего родителям. Каптерев отстаивал тезисы народности воспитания на основе гражданского согласия, сочетания национального и общечеловеческого воспитания, предостерегал от идеологизации и национализма в педагогике. Универсальные законы воспитания, говорил ученый, проявляются в отдельно взятой стране, отчего нелепо говорить о немецкой и английской педагогике как науке. Можно говорить только об английском или немецком воспитании, т.е. о практическом осуществлении научных педагогических начал в условиях английской и немецкой жизни.

Каптерев разделил идею о полезности как критерии отбора содержания образования. В его трудах имеются указания о соблюдении принципов воспитывающего обучения, учете психологических особенностей детей, сочетании гуманитарного и естественнонаучного обучения в гимназии, налаживании связей в обучении, особенно между родственными дисциплинами, и др. Для него было характерно стремление опереться на классификации наук как основу построения системы общеобразовательного знания.

Введя в педагогику понятие образовательного процесса, Каптерев пытался вскрыть одновременно его психологическую и социальную сущность. Он понимал образовательный процесс как один поток развития личности — саморазвития и самоусовершенствования. При саморазвитии педагог должен помочь воспитаннику, опираясь на знание свойств его организма и развития. Самоусовершенствование — это прежде всего гармоничная социализация воспитанника, развитие всех духовных и физических сил человека. «Не школа и образование суть основа и источник самовоспитания и самообразования, как принято думать, а, наоборот, саморазвитие есть та самая необходимая почва, на которой школа только и может существовать», — писал П.Ф. Каптерев.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: