Задания содержат расчет как минимум одного показателя на основании данных выданных преподавателем, по итогам расчета студент должен проанализировать полученный результат:
Задача 1.
Определите цены, обеспечивающие максимизацию прибыли магазинов в модели «линейного города» Хотеллинга длиной 35 ед., если расходы покупателя на доставку товара на единицу пути составляют 10 ед. Расстояния от магазинов А и В до ближайшего конца улицы – 0,2 и 0, 3 длины города, соответственно.
Задача 2.
Спрос на товар А на отраслевом рынке выражен функцией: PD = 800 – QD, где PD - цена товара (в тыс. руб.), QD - величина спроса на товар (в тоннах). Товар А производится одной фирмой в данном регионе. Функция валовых издержек фирмы имеет следующий вид: TC = Q2. региональные органы власти ввели налог на продажи фирмы-монополиста в размере 10 тысяч рублей за 1 тонну товара. Определите: каким образом эта мера отразится на благосостоянии жителей региона и на прибыли самой фирмы-монополиста.
Задача 3.
Отраслевой рынок представляет собой структуру с доминирующей фирмой. Кроме фирмы-лидера на рынке функционируют еще 10 фирм-аутсайдеров. Функция спроса на продукцию фирмы: QD = 700 – 4P, где QD - величина спроса на товар, P – цена товара. Предельные издержки доминирующей фирмы равны: MC = Q/2. Предельные издержки фирм-аутсайдеров: MC = Qi + 10, где Qi – объем спроса на продукцию i фирмы-аутсайдера. Определить чему равны: равновесная цена, равновесный объем продаж, выпуск доминирующей фирмы на рынке.
Задача 4.
Фирма увеличила цену на свой товар в данном месяце с 19 до 20 рублей. При этом объем продаж товара сократился с 25 до 22 тысяч единиц в неделю. В следующем месяце фирма увеличила расходы на рекламу своего товара на 10% по сравнению с предыдущим месяцем. При этом объем продаж увеличился с 22 до 22,5 тысяч единиц в неделю. Фирма пытается выбрать наиболее эффективную стратегию в области рекламы. Определить: оптимальную долю расходов на рекламу в общем доходе (выручке от реализации) фирмы.
Задача 5.
Ситуация на рынке данного товара – совершенная конкуренция. Спрос на товар представлен уравнением: QD = 100 – P, QD - величина спроса на товар, P – цена товара. Предложение товара выражается функцией: QS = -50 + P, где QS - величина предложения товара. Определите параметры рыночного равновесия: равновесную цену, равновесный объем продаж. На рынке появляется доминирующая фирма. Предельные издержки данной фирмы составляют: MC = 10. Рассчитайте, как изменятся параметры равновесия после внедрения на рынок доминирующей фирмы. Сравните общественное благосостояние до и после внедрения доминирующей фирмы.
Задача 6.
Валовые (совокупные) издержки фирмы-монополиста выражены функцией: TC = 10Q, где Q – объем выпуска, равный Q = 6 тыс. штук. Постоянные издержки фирмы составляют 25 тысяч рублей. Предельный доход фирмы выражен уравнением: MR = 50 – Q. Определить: а) по какой цене фирме-монополисту выгодно продавать товар; б) показатель монопольной власти фирмы.
Задача 7.
Функция цены на продукцию фирмы-монополиста имеет следующий вид: Р= 40 – 4Q, а функция совокупных издержек ТС = 5Q2 + 4Q + 750. Определите объем производства (в тыс. ед.) фирмы в условиях краткосрочного равновесия.
Задача 8.
Спрос на продукцию монополизированной отрасли описывается функцией Q = 200 – Р, где P – цена товара, а восходящий отрезок кривой предельных издержек выражен функцией МС = 5Q – 10. При какой цене монополист обеспечит себе максимальную экономическую прибыль?
Задача 9.
Функция рыночного спроса имеет вид Р= 42 – Q, а функция совокупных издержек фирмы ТС = Q2 + 2Q + 35. Определите оптимальный объем производства и цену в условиях совершенной конкуренции и чистой монополии.
Задача 10.
Предприятие-монополист, у которого постоянные издержки (FC) равны 7500 тыс. руб., запланировало на следующий год следующие показатели.
Р, руб./шт. | |||||
Q, тыс. шт. | |||||
ТС, тыс. руб. |
Определите наиболее выгодную для предприятия цену (P) и оптимальный объем продаж (Q). Необходимо использовать при этом два метода: а) сопоставление TR (валовой доход) и TC (валовые издержки), б) сопоставление MR (предельный доход) и MC (предельные издержки). Дайте графическую иллюстрацию полученным результатам.
Задача 11.
Функция спроса на продукцию монополиста имеет вид Р = 14 – 5Q, а функция валовых (совокупных) издержек ТС = 2Q2 + 80. Определите коэффициент рыночной власти данной фирмы.
Задача 12.
На рынке в условиях совершенной конкуренции действуют 10 фирм, общие издержки которых описываются одинаковой функцией ТС = Q2 – 10Q + 35. Рыночный спрос задан функцией Q = 110 – Р. Найти равновесную цену и объем продаж для каждой из этих фирм.
Задача 13.
Валовые (совокупные) издержки при каждом объеме производства представлены в таблице. На продукцию фирмы на рынке сложилась цена (P) 60 рублей. Постоянные издержки фирмы (FC) равны 60 рублям.
Q | ||||||
TC |
Определите, какой объем производства выберет фирма в условиях совершенной конкуренции.
Задача 14.
В условиях олигополистической рыночной отраслевой структуры действуют 4 предприятия. Предприятия имеют следующие доли рынка: 1 фирма – 10%, 2 фирма – 20%, 3 фирма – 30%, 4 фирма – 40%. Определите величину индекса Херфиндаля-Хиршмана и оцените степень экономической концентрации в данной отрасли.
Задача 15.
Отраслевая рыночная структура представлена моделью дуополии Курно. Рыночная цена является линейной функцией отраслевого объема спроса и представлена следующим уравнением: P(Q) = 200 – Q, где P – цена товара, Q – величина спроса на товар. Положительные константы в функции равны: a = 200, b = 1. У каждой фирмы средние издержки равны 50 рулям. Определите значение равновесной цены дуополии Курно.
Задача 16.
На рынке действую две фирмы. Функции издержек обеих фирм идентичны и выражены уравнением: TC = 10Q, где TC – общие (валовые) издержки, Q – объем выпуска. Функция спроса на товар описывается уравнением: QD = 1500 – 50P, где P – цена товара. Найдите параметры рыночного равновесия для модели Курно и модели Бертрана.
Задача 17.
Рассмотрим 2 отрасли промышленности – А и В. В каждой отрасли функционирует по 10 фирм. В отрасли А рыночная доля самой крупной фирмы равна 49%. Рыночные доли следующих трех фирм составляют по 7%, а оставшиеся шесть фирм имеют доли по 5%. В отрасли В доля каждой из четырех крупнейших фирм составляет 19%. Доля следующей по величине фирмы насчитывает 14%, а пять самых мелких фирм поровну разделили оставшиеся 10% рынка. Рассчитайте индекс Херфиндаля-Хиршмана для обеих отраслей. Допустим, что три вторые по величине фирмы в отрасли А объединили свои операции, сохранив за собой долю рынка в 21%. Рассчитайте, каким будет индекс Херфиндаля-Хиршмана после объединения операций. Опишите, как изменится уровень концентрации в отрасли А.
Задача 18.
Спрос на продукцию фирмы-монополиста представлен уравнением: P = 100 – 10Q, где P – цена товара, Q – объем выпуска. Функция издержек фирмы имеет следующий вид: TC = 20 + 5Q, где TC – общие (валовые) издержки. Рассчитайте максимально возможные величины выручки и прибыли монополиста. Монополист осуществляет ценовую дискриминацию первой степени. Определите, во сколько раз при этом возросла бы выручка фирмы.
Задача 19.
Отраслевой рынок представляет собой структуру, в которой функционируют 4 фирмы. Каждая фирма контролирует 25% рыночных продаж в условиях взаимодействия по Курно. Акционерный капитал каждой фирмы имеет номинал – 100 млн. долларов. Акции всех четырех фирм на рынке можно прожать втрое дороже номинала. Норма прибыли составляет 23%. Нормальная прибыль для отрасли – 8% на акционерный капитал. Ценовая эластичность спроса составляет /-2/. Определить следующие показатели рыночной власти: индекс Лернера, индекс Бейна, индекс Тобина.
Задача 20.
Определите оптимальное с позиции покупателя количество магазинов в модели «кругового города» Салопа, если расходы покупателя на доставку товара на единицу пути составляют 10 ед., в городе 1000 домохозяйств, а постоянные издержки магазина равны 50 единицам.
Задача 21.
Продукцию фирмы приобретают покупатели двух различных групп, спрос которых отличается по степени эластичности. Спрос одного покупателя первой группы выражается функцией: QD1 = 20 – P. Спрос покупателя второй группы: QD2 = 20 – 2P. В первой и во второй группах покупателей по 500 человек. Средние издержки производства товара для фирмы постоянны и равны 2. Определите объем продаж фирмы, сумму ее прибыли, величину выигрыша потребителей, если:
а) фирма осуществляет совершенную ценовую дискриминацию;
б) фирма использует разные схемы двухчастного тарифа;
в) фирма осуществляет ценовую дискриминацию третьего типа;
г) фирма вообще не проводит политику ценовой дискриминации.
Задача 22.
Предположим, что рынок функционирует в условиях количественной дуополии Курно. На рынке действуют два розничных продавца, которые закупают товар у единственного оптового посредника. Ценовой дискриминации со стороны посредника нет. Функция затрат оптовика имеет следующий вид: C(Q) = C * Q (a > с > 0). На розничном рынке установилась цена: P(Q) = a – Q. Определите равновесную цену на розничном рынке.
Задача 23.
Отраслевой рынок функционирует в условиях монополии. Товар монополиста пользуется спросом со стороны двух различных групп покупателей. Количество покупателей в обеих группах составляет по 100 человек. Спрос индивидуального покупателя первой группы описывается уравнением: QD1 = 1 – P. Спрос со стороны одного покупателя второй группы представлен функцией: QD2 = 3(1 – P). Функция затрат продавца: C = Q/2. Рассчитайте, каким будет оптимальный двухставочный тариф.
2.2.1.2. Шкалы оценивания результатов обучения на экзамене
Оценка результатов обучения по дисциплине в форме уровня сформированности компонентов знать, уметь, владеть заявленных дисциплинарных компетенций проводится по 4 балльной шкале оценивания путем выборочного контроля во время экзамена.
Типовые шкала и критерии оценки результатов обучения при сдаче экзамена для компонентов знать, уметь и владеть приведены в общей части ФОС бакалаврской программы.