Определяется как сумма квадратов долей всех фирм, действующих на рынке:
Индекс Херфиндаля-Хиршмана принимает значения от 0 (в идеальном случае совершенной конкуренции, когда на рынке бесконечно много продавцов, каждый из которых контролирует ничтожную долю рынка) до 1 (когда на рынке действует только одна фирма, производящая 100% выпуска). Если считать рыночные доли в процентах, индекс будет принимать значения от 0 до 10 000. Чем больше значение индекса, тем выше концентрация продавцов на рынке.
Индекс Херфиндаля-Хиршмана служит основным ориентиром при осуществлении антимонопольной политики. Его преимуществом служит способность реагировать на перераспределение долей между фирмами, действующими на рынке. В табл.2 показано, как меняется значение индекса Херфиндаля-Хиршмана при увеличении доли крупнейшей фирмы на рынке, с одной стороны, и при изменении числа фирм, входящих в олигополию, с другой.
Таблица 2 Зависимость индекса Херфиндаля-Хиршмана от доли рынка доминирующей фирмы и числа фирм в рамках олигополии
Рыночная доля крупнейшей фирмы | Значение индекса Херфиндаля-Хиршмана | Число фирм-олигополистов (рынок разделен на равные доли) | Значение индекса Херфиндаля-Хиршмана |
0,01 | свыше 0,001 | ||
0,1 | свыше 0,01 | ||
0,2 | свыше 0,04 | 0,1000 | |
0,3 | свыше 0,09 | 0,1250 | |
0,4 | свыше 0,16 | 0,1667 | |
0,5 | свыше 0,25 | 0,2000 | |
0,6 | свыше 0,36 | 0,2500 | |
0,7 | свыше 0,49 | 0,3333 | |
0,8 | свыше 0,64 | 0,5000 | |
0,9 | свыше 0,81 | ||
1,0 | свыше 1,0 |
Рост доли крупнейшей фирмы на рынке, например, с 40 до 70%, вызывает повышение значения индекса Херфиндаля-Хиршмана с 1 до 30% (0,16-0,49 против 0,001-0,09, на 33 процентных пункта против 8,9). Этот рост адекватно отражает усиление монопольной власти в геометрической прогрессии, когда крупная фирма захватывает все большую долю рынка. Индекс Херфиндаля-Хиршмана предоставляет сопоставимую информацию о возможности фирм влиять на рынок в условиях разных рыночных структур. Рыночная власть доминирующей фирмы в конкурентном окружении, контролирующей 50% рынка, действительно сопоставима с рыночной властью каждого из четырех продавцов-олигополистов. Точно так же в среднем каждый из дуополистов, контролирующих рынок, будет обладать приблизительно теми же возможностями влиять на рыночную цену, что и доминирующая фирма, контролирующая 70% рынка.
Значение индекса Херфиндаля-Хиршмана прямо связано с показателем дисперсии долей фирм на рынке:
(5.1)
где σ2 – показатель дисперсии долей фирмы на рынке, равный
; (5.2)
причем – средняя доля фирмы на рынке =; n – количество фирм на рынке.
Приведенная формула позволяет разграничить влияние на индекс Херфиндаля-Хиршмана числа фирм на рынке и распределения рынка между ними. Если все фирмы на рынке контролируют одинаковую долю, показатель дисперсии равен нулю, и значение индекса Херфиндаля-Хиршмана обратно пропорционально числу фирм на рынке. При неизменном числе фирм на рынке чем больше различаются их доли, тем выше значение индекса.