Добровольное и обязательное предложение о приобретении ценных бумаг открытого акционерного общества: понятие и основные отличия

Итак, идея законодателя при регулировании поглощений заключается прежде всего в том, что акционерам, не желающим "мириться" с приобретением каким-либо лицом контроля за компанией, должна быть предоставлена возможность "расстаться" со своими акциями, получив за них реальную цену.

Согласно п. 1 ст. 84.2 Закона об АО лицо, которое приобрело более 30% общего количества обыкновенных акций и голосующих в силу п. 5 ст. 32 Закона об АО привилегированных акций[1] открытого общества (причем с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам), обязано направить акционерам – владельцам остальных акций соответствующих категорий (типов) и владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, публичную оферту о приобретении у них названных ценных бумаг; эта публичная оферта (т.е. содержащее все существенные условия договора купли-продажи ценных бумаг предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется) именуется обязательным предложением. Владельцы ценных бумаг в свою очередь могут дать согласие на возмездное приобретение у них ценных бумаг; при этом, дабы не допустить параллельную скупку акций на иных условиях, лицо, направившее обязательное предложение, не вправе приобретать акции, в отношении которых сделано предложение, на условиях, отличных от условий публичной оферты, до истечения срока его принятия.

Правила об обязательном предложении распространяются и на приобретение доли соответствующих акций, превышающей 50 и 75% их общего количества. Например, гражданин X., купив 35% обыкновенных акций, сделал обязательное предложение, на которое откликнулись акционеры, владеющие 10% обыкновенных акций. В последующем к X. по договору купли-продажи перешло еще 10% обыкновенных акций. Поскольку в итоге X. стал владельцем 55% обыкновенных акций, он вновь вынужден направить публичную оферту. Выбор пороговых значений в 50 и 75% не случаен и в первую очередь связан с правилами принятия решений на общем собрании акционеров простым (более 50%) и квалифицированным (75%) большинством голосов.

Фактором, сдерживающим нарушение требования о направлении обязательного предложения, служит то обстоятельство, что с момента приобретения более 30% (или соответственно 50 и 75%) общего количества рассматриваемых акций открытого общества и до даты направления в общество обязательного предложения (причем соответствующего установленным требованиям!) приобретатель пакета акций и его аффилированные лица имеют право голоса только по акциям, составляющим 30% (или соответственно 50 либо 75%); остальные же акции, принадлежащие этому лицу и его аффилированным лицам, голосующими акциями не считаются и при определении кворума не учитываются. Например, акционер А. – владелец 25% обыкновенных акций купил у акционера Б. еще 7% обыкновенных акций. Пока в общество не будет направлено надлежащее обязательное предложение, акционер А. сможет голосовать на общем собрании акционеров лишь 30% обыкновенных акций (а 2% обыкновенных акций "восстановят" свой "голосующий статус" после направления публичной оферты). Как верно отмечается в литературе, "это действительно серьезная гарантия, ведь, по сути, данная норма означает одно: чем раньше лицо направит в общество обязательное предложение, тем быстрее оно получит возможность реализовать свою корпоративную власть, основанную на принадлежащем пакете акций"[2].

Наряду с обязательным предложением законодательство предусматривает и добровольное, рассчитанное на случаи, когда лицо (в том числе не являющееся акционером) только желает приобрести крупный пакет акций. Согласно п. 1 ст. 84.1 Закона об АО лицо, которое имеет намерение приобрести более 30% общего количества обыкновенных акций и привилегированных акций, предоставляющих право голоса в силу п. 5 ст. 32 Закона об АО (с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам), вправе направить в открытое общество публичную оферту (добровольное предложение), адресованную акционерам – владельцам акций соответствующих категорий (типов), о приобретении принадлежащих им акций открытого общества. Добровольное предложение, кроме того, может содержать сделанное владельцам эмиссионных ценных бумаг (а не акций!), конвертируемых в указанные акции (т.е. обыкновенные и голосующие в соответствии с п. 5 ст. 32 привилегированные акции), предложение приобрести у них такие ценные бумаги.

Правила о приобретении ценных бумаг на основании добровольного предложения имеют четкую направленность на охрану интересов продавцов ценных бумаг. Поэтому Закон об АО (п. 6 ст. 84.1) во избежание "обхода" этих правил предусматривает, что:

публичная оферта о приобретении рассматриваемых акций, в результате акцепта которой оферент намерен приобрести более 30% общего количества таких акций (с учетом уже имеющихся у него и аффилированных лиц), может быть сделана только в порядке, предусмотренном гл. XI. 1 Закона об АО;

приглашение делать оферты о приобретении, во-первых, обозначенной доли акций (т.е. более 30%) и, во-вторых, акций без указания их количества (ибо в итоге они могут превысить 30%), запрещается;

– оферент не вправе приобретать акции, в отношении которых сделано предложение, на условиях, отличных от условий публичной оферты, до истечения срока принятия предложения.

При заключении сделок в нарушение перечисленных требований наступают те же последствия, что и при ненаправлении обязательного предложения (акции, превышающие 30%, голосующими не считаются и при определении кворума не учитываются)[3]. Это – специальные (и достаточно суровые) последствия несоблюдения нормативных предписаний, исключающие вместе с тем в силу ст. 168 ГК РФ применение последствий недействительности сделок (возникает, правда, довольно существенное затруднение, связанное с тем, каким образом "реабилитировать" совершенные сделки).

Необходимо учитывать, что наличие правил о добровольном предложении вовсе не исключает приобретение акций лицом, намеренным "укрепить" свои позиции в обществе, в индивидуальном порядке ("работая" с акционерами по отдельности). Это важно, тем более что приобретение ценных бумаг на основании сделанной добровольно публичной оферты отличается процедурной сложностью и сопряжено с дополнительными финансовыми затратами. Но имеются и весомые положительные моменты, способные склонить приобретателя в пользу публичной оферты: в частности, "преимуществом лица, направившего добровольное предложение, будет являться то, что общество, получившее предложение, обязано разослать его всем акционерам, в то время как лицо, не направившее такое предложение, может не знать всех акционеров и их местонахождение"[4]. Кроме того, подача добровольного предложения обусловливает наступление особого порядка принятия решений органами управления общества (ст. 84.6 Закона об АО), сковывающего возможности менеджмента по противодействию поглощению.

Итак, правила как о добровольном, так и об обязательном предложении рассчитаны на случаи приобретения (намерения приобретения) более 30% общего количества, во-первых, обыкновенных акций и, во-вторых, привилегированных акций любого типа, но только если они голосуют вследствие невыплаты или неполной выплаты дивидендов в силу положений п. 5 ст. 32 Закона об АО [5]. Однако обязательное предложение должно направляться не только акционерам, а и владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в соответствующие акции.

Кроме того, при обязательном предложении круг возможных акцептантов изначально задан: это – все владельцы всех указанных видов (категорий, типов) ценных бумаг. Применительно к добровольному предложению, как следует из Положения о требованиях к порядку совершения отдельных действий в связи с приобретением более 30 процентов акций открытых акционерных обществ, утв. приказом ФСФР России от 13.07.2006 № 06-76/пз-н, допускается выбор оферентом адресата предложения, но лишь с точки зрения вида (категории, типа) ценных бумаг: п. 1.1 названного нормативного акта устанавливает, что добровольное предложение может касаться приобретения обыкновенных акций и (или) привилегированных акций, предоставляющих право голоса в соответствии с п. 5 ст. 32 Закона об АО, и (или) эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции. Следовательно, оферент может сделать предложение только, например, владельцам обыкновенных акций (но не некоторым их владельцам!), исключив из круга потенциальных акцептантов обладателей привилегированных акций. Правда, нельзя не заметить, что приведенные правила не вполне четко согласуются с довольно "витиеватыми" предписаниями ст. 84.1 Закона об АО на этот счет: их анализ может привести и к выводу о том, что добровольное предложение в обязательном порядке направляется владельцам обыкновенных акций и голосующих в силу п. 5 ст. 32 Закона об АО привилегированных акций и в факультативном порядке – владельцам иных эмиссионных ценных бумаг (к этому выводу приходят многие авторы, см., например: Савчук С. П. Ответы на вопросы // Акционерный вестник. 2006. № 11–12. С. 88). Поэтому ст. 84.1 нуждается в корректировке для внесения окончательной ясности по поднятому вопросу.

В завершение укажем, что правила ст. 84.2 Закона об АО об обязательном предложении в целом ряде случаев не применяются. Это относится:

1) к приобретению акций при учреждении или реорганизации открытого общества (получение акций здесь осуществляется по специальным правилам, рассмотренным ранее – см. 5.1, 6.2.2 и 9.1 учебника);

2) приобретению акций на основании ранее направленного добровольного предложения о приобретении всех ценных бумаг открытого общества, предусмотренных п. 1 ст. 84.2, в случае, если такое добровольное предложение соответствует требованиям п. 2–5 ст. 84.2 (т.е. когда добровольное предложение, как отмечалось, учитывало основные требования, выставляемые обязательному предложению);

3) приобретению акций на основании ранее направленного обязательного предложения (т.е. подачи "очередной" публичной оферты не требуется, повторимся, кроме случаев, вытекающих из положений п. 7 ст. 84.2 Закона об АО);

4) передаче акций лицом его аффилированным лицам или передаче акций лицу его аффилированными лицами (поскольку обращение акций в обозначенных случаях происходит внутри "одной группы"), а также в результате раздела общего имущества супругов и в порядке наследования;

5) погашению части акций открытым обществом (когда доля акций у всех акционеров, не совершающих сделок с ценными бумагами, автоматически возрастает);

6) приобретению акций в результате осуществления акционером преимущественного права на приобретение размещаемых дополнительных акций (ибо задействованы иные гарантийные механизмы обеспечения прав акционеров – см. 7.3.1 учебника);

7) приобретению акций в результате их размещения лицом, указанным в проспекте ценных бумаг в качестве лица, оказывающего услуги по организации размещения и (или) размещению акций, при условии, что срок владения такими ценными бумагами этим лицом составляет не более чем 6 месяцев;

8) направлению в открытое общество уведомления владельцам ценных бумаг о наличии у них права требовать выкупа ценных бумаг в соответствии со ст. 84.7 Закона об АО либо требования о выкупе ценных бумаг в соответствии со ст. 84.8 Закона об АО (об этом речь пойдет далее – см. 12.3 учебника);

9) приобретению акций в особых целях – для формирования имущества государственной корпорации, созданной на основании федерального закона, за счет имущественного взноса РФ (т.е. когда приобретаемые публичным образованием акции должны быть переданы учреждаемой им некоммерческой организации – государственной корпорации в качестве имущественного взноса).

 

·

41.Крупные сделки. Сделки с заинтересованностью. Охрана прав акционеров при проведении реорганизации акционерного обществаФедеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об обществах с ограниченной ответственностью" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2017)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: