Занятие 18
Задачи: учить ребенка выделять пальцы, формировать способность согласованного действия пальцами обеих рук; закреплять навыки изображения с помощью цвета свойств предметов; учить ребенка выполнять предметно-игровые действия; развивать совместные действия.
Задание 1. Игра «Перчатки»
Цель: учить ребенка выделять пальцы, формировать способность согласованного действия пальцами обеих рук.
Оборудование: детские перчатки с вышитыми мордочками животных на концах пальцев (зайчик, лягушка, лисичка).
Педагог одевает ребенку перчатки; рассматривает вместе с ним мордочки, предлагает пальчикам одной руки поздороваться с пальчиками другой руки: «Здравствуй, пальчик, здравствуй, пальчик!»
Задание 2. Рисование красками па тему «Снежинки»*
Цель: закреплять навыки изображения с помощью цвета свойств предметов.
Оборудование: альбомный лист, краски, простой карандаш, кисточка; картинка, нарисованная на прошлом занятии.
Педагог показывает картинку, нарисованную на прошлом занятии, фиксируя внимание ребенка на цвете. Затем он просит ребенка самостоятельно на новом альбомном листе нарисовать снежинки.
Задание 3. Игра «Покатай ежат»
Цель: учить ребенка выполнять предметно-игровые действия; развивать совместные действия.
Оборудование: игрушки — карусели, ежата (мелкие предметы).
Педагог показывает игрушки, говорит: «Вот ежик — ни головы, ни ножек!», — предлагает покатать ежат, расставив их по местам на карусели. Педагог рассказывает потешку:
Еле-еле, еле-еле закружились карусели,
А потом, потом, потом — все бегом, бегом, бегом.
Занятие 19
Задачи: формировать согласованность движений обеих рук, пинцетный и щипковый захват мелких предметов; группирование по цвету, называние цвета; учить ребенка выполнять предметно-игровые действия.
Задание 1. Игра «Сделаем бусы»
Цель: формировать согласованность движений обеих рук, пинцетный и щипковый захват мелких предметов.
Оборудование: крупные бусины, мягкий, толстый шнурок с узлом на конце.
Педагог показывает ребенку, как нужно нанизывать бусины на шнурок,
В конце игры связать шнурок, надеть бусы на ребенка, полюбоваться в зеркало.
Задание 2. Изготовление бус*
Цель: группирование по цвету.
Оборудование: крупные разноцветные бусины основных цветов, шнурок, кукла.
Педагог предлагает изготовить бусы для куклы. Просит ребенка выбирать из коробочки бусины желтого цвета и назвать его. Затем совместными движениями педагог с ребенком собирают бусы, одевают на куклу.
Задание 3. Игра «В гостях у куклы»
Цель: учить ребенка выполнять предметно-игровые действия.
Оборудование: две куклы, набор одинаковой детской посуды (две тарелки, две ложки, две чашки, чайник с водой), чечевица в кастрюле.
Педагог ставит перед ребенком куклу, объясняет, что она пригласила в гости другую куклу и ее надо угостить «кашей», напоить «чаем». В случае необходимости педагог показывает, как надо насыпать чечевицу, либо действует совместно с ребенком. Затем педагог спрашивает: «Чем будут куклы есть кашу? Чем ты ешь кашу?» Просит взять ложки, раздать куклам, покормить их, произносит: «Кушай, Ляля, ам, ам». Аналогично раздаются чашки и наливается в чашки «чай» из чайника. Если ребенок испытывает затруднения, используются совместные действия.
Занятие 20
Задачи: закрепить умение выделять каждый палец руки; закрепить навыки группирования по цвету, называние цвета.
Задание 1. Игра «Поиграем, потанцуем»
Цель: закрепить умение выделять каждый палец руки.
Оборудование: детское пианино, кукла.
Педагог предлагает ребенку поиграть на пианино: ребенка учат нажимать на клавиши одним пальцем, затем каждым пальцем поочередно.
Педагог показывает, как кукла пляшет под музыку.
Задание 2. Изготовление бус*
Цель: закрепление навыков группирования по цвету.
Оборудование: крупные разноцветные бусины основных цветов, шнурок, кукла.
Педагог предлагает изготовить бусы для мамы. Просит ребенка выбрать из коробочки бусины нравящегося маме
цвета, назвать его. Затем самостоятельно собрать бусы для мамы. Бусы дарятся маме.
Задание 3. Игра «Подарки мишкам»
Цель: формировать интерес у ребенка к предметноигровым действиям, умение выполнять их.
Оборудование: игрушки — мишка, белка, «чудесный мешочек», шишка, грибок.
Педагог дает ребенку игрушки и предлагает рассмотреть, поиграть с ними. Через некоторое время показывает «чудесный мешочек», говорит, что в него можно спрятать игрушки. Предлагает ребенку положить свои игрушки в мешочек. Затягивает шнурок, трясет мешочек. Тут появляются мишка и белка, педагог просит для зверушек достать подарки: для мишки — шишку, для белочки — грибок, не заглядывая в мешочек. Игру можно повторить с другими предметами.
Занятие 21
Задачи: учить ребенка захватывать мелкие предметы пальцами, удерживать ложку и совершать вращательные движения кистью руки; чередование по величине; формировать у ребенка интерес к строительным играм, учить выполнять предметно-игровые действия, подражая педагогу.
Задание 1. Игра «Варим кашу»
Цель: учить ребенка захватывать мелкие предметы пальцами, удерживать ложку и совершать вращательные движения кистью руки.
Оборудование: деревянная ложка, детская кастрюлька с горохом, игрушечный петушок.
Педагог предлагает ребенку варить для петушка гороховую кашу. Достает детскую кастрюльку с горохом и «нечаянно» рассыпает его на пол. «Антоша, горох просыпался, помоги собрать горошек в кастрюльку».
Педагог показывает ребенку, как правильно собирать горошек (щепотью). «Молодец, Антоша, берет пальчиками каждую горошинку. Вот так. Мы сейчас будем варить кашу».
После того как горошины собраны в кастрюльку, взрослый показывает движения размешивания «каши» ложкой. «Ох, вкусная каша получилась у Антоши. На, Антоша, корми сам петушка!»
Задание 2. Нанизывание больших и маленьких бусин*
Цели: чередование по величине; называние величин.
Оборудование: большие и маленькие бусины, шнурок.
Педагог предлагает ребенку разложить бусины на большие и маленькие, дать название величинам. Далее совместными движениями с ребенком собирают бусы, чередуя размер, Бусы дарятся петушку.
Задание 3. Игра «Построим забор»
Цели: формировать у ребенка интерес к строительным играм, учить выполнять предметно-игровые действия, подражая взрослому.
Оборудование: игрушки — машина, кирпичики, домик, петушок.
Педагог обращает внимание ребенка на домик, в котором живет петушок. Предлагает построить забор вокруг домика петушка, защитить его от хитрой лисы. Педагог просит ребенка загрузить машину кирпичиками и отвезти их к домику петушка. Затем педагог и ребенок строят забор вокруг домика. Ребенок действует, подражая педагогу.
Занятие 22
Задачи: учить ребенка удерживать клубок в одной руке, выполнять специфические действия — наматывать нитку на клубок; закрепление навыка чередования предметов по величине; формировать у ребенка интерес к строительным играм, учить выполнять предметно-игровые действия, подражая педагогу.
Задание 1. Игра «Клубок для котенка»
Цель: учить ребенка удерживать клубок в одной руке, выполнять специфические действия — наматывать нитку на клубок.
Оборудование: клубок, игрушка котенок (на конце нитки привязана игрушка).
Педагог предлагает ребенку поиграть с котенком, распускает нитки, просит наматывать нитку на клубок. При этом педагог обращает внимание ребенка па приближающуюся игрушку. При испытываемых малышом затруднениях педагог оказывает помощь, действуя вместе с ним.
Задание 2. Нанизывание больших и маленьких бусин*
Цели: закрепление навыка чередования предметов по величине; называние величин.
Оборудование: большие и маленькие бусины, шкурок.
Педагог предлагает ребенку разложить бусины на большие и маленькие, дать название величинам. Далее самостоятельно ребенок собирает бусы, чередуя размер. При необходимости оказывается организующая помощь. Бусы дарятся котенку.
Задание 3. Игра «Построим лесенку»
Цели: формировать у ребенка интерес к строительным играм, учить выполнять предметно-игровые действия, подражая взрослому.
Оборудование: игрушки — машина, кубики, игрушка котенок.
Педагог предлагает ребенку построить лестницу для котенка. Они нагружают кубики в машину и везут в игровой уголок. Затем педагог вовлекает ребенка в постройку лестницы, показывает, как нужно расставлять кубики, обыгрывает постройку.
Занятие 23
Задачи: учить ребенка удерживать в пальцах карандаш (фломастер); чередование по форме, называние форм; формировать интерес к строительным играм, учить выполнять предметно-игровые действия, подражая педагогу.
Задание 1. Игра «Рисуем клубок»
Цель: учить ребенка удерживать в пальцах карандаш (фломастер).
Оборудование: два листа бумаги с аппликацией — изображением щенка, карандаши.
Педагог предлагает ребенку рассмотреть аппликацию и говорит: «Щенок хочет поиграть с клубочком, давай нарисуем клубок!», показывает, как рисовать клубок на первом листе. Затем дает ребенку второй лист бумаги и предлагает нарисовать клубок для другого щенка.
Задание 2. Нанизывание бусин разной формы*
Цели: чередование по форме, называние форм.
Оборудование: бусины разной формы, шнурок, игрушка щенок.
Педагог предлагает ребенку разложить бусины на круглые и квадратные, дать название формам. Далее совместными движениями с ребенком собирают бусы, чередуя форму. Бусы дарятся щенку.
Задание 3. Игра «Сделаем домик для щепка»
Цели: формировать интерес к строительным играм, учить выполнять предметно-игровые действия, подражая педагогу.
Оборудование: кубики, кирпичики, игрушка щенок.
Педагог предлагает ребенку сделать домик для щенка. Затем он сооружает перед ребенком стены для домика, сверху ставит крышу, просит ребенка повторить эти действия. После этого домик обыгрывается.
Занятие 24
Задачи: учить ребенка выполнять соотносящие действия; закрепление навыка чередования предметов по форме; называние форм; развивать у ребенка интерес к сюжетной игре.
Задание 1. Игра «Выложи дорожку»
Цель: учить ребенка выполнять соотносящиеся действия.
Оборудование: мозаика с крупными деталями, игрушка мишка.
Педагог обыгрывает игрушку: «Мишка принес интересную игру “Мозаика”. Мы будем вместе играть», показывает на образце простой вариант дорожки из одинаковых деталей, сообщает, что эту дорожку выложил Мишка, Просит ребенка выложить такую же. Затем педагог показывает, как Мишка топает по дорожке, произносит потешку:
Мишка топал по дорожке —
Топ, топ, топ, топ, топ, топ.
У него устали ножки —
Топ, топ, топ, топ, топ, топ!
Задание 2. Нанизывание бусин разной формы*
Цели: закрепление навыка чередования предметов по форме; называние форм.
Оборудование: бусины различной формы, шнурок, игрушка мишка.
Педагог предлагает ребенку разложить бусины на круглые и квадратные, дать название формам. Далее самостоятельно ребенок собирает бусы, чередуя форму. При необходимости оказывается организующая помощь. Бусы дарятся Мишке.
Задание 3. Игра «Поймай воздушный шарик»
Цель: развивать у ребенка интерес к сюжетной игре.
Оборудование: воздушные шарики, ленточки, игрушка мишка.
Педагог, держа в руках мишку, достает воздушный шарик и предлагает ребенку поиграть с ним. Становится с мишкой в руках напротив ребенка, показывает, как надо ловить шарик за ленточку, а затем подбрасывать шарик вверх. При этом педагог говорит:
Ловим мы воздушный шарик.
Он упругий и цветной.
Мы за ленточку потянем
И подбросим высоко!»
Занятие 25
Задачи: знакомство с русской народной сказкой «Репка»; развивать у ребенка соотносящие действия; изображение с помощью цвета признаков предметов.
Задание 1. Обыгрывание сюжета сказки «Репка»
в настольном кукольном театре
Цель: знакомство с русской народной сказкой «Репка».
Педагог показывает настольный кукольный театр «Репка».
Задание 2. Игра «Посади репку»
Цель: развивать у ребенка соотносящиеся действия.
Оборудование: деревянная доска прямоугольной формы с ячейками и мелкие предметы, репка.
Педагог предлагает ребенку сажать на «грядки» (ячейки) репки. Демонстрирует, как нужно брать репки и «сажать» их в «грядки» (ячейки). При затруднениях, испытываемых ребенком, используются совместные действия и показ.
Задание 3. Рисование красками по замыслу
Цель: изображение с помощью цвета признаков предметов.
Оборудование: альбомный лист, краски, простой карандаш, кисточка.
Педагог предлагает нарисовать репку. Далее он рисует карандашом контур репки, фиксирует внимание ребенка на цвете. Затем совместными движениями с ребенком продолжает раскрашивать репку.
Занятие 26
Задачи: учить ребенка продевать шнурок в дырку; изображение с помощью цвета признаков предметов; формировать у ребенка предметно-игровые действия.
Задание 1. Игра «Построим заборчик»
Цель: учить ребенка продевать шнурок в дырку.
Оборудование: дидактическая игра «Зайка» (плоскостное изображение зайца с дырочками).
Педагог говорит: «Зайка прибежал, просит сделать ему заборчик, чтобы спрятаться от Лисы. Надо помочь Зайке».
Педагог дает игру ребенку и просит продеть шнурок через отверстия.
Если ребенок испытывает затруднения, используются совместные действия и показ.
Задание 2. Рисование красками но замыслу*
Цель: изображение с помощью цвета признаков предметов.
Оборудование: альбомный лист, краски, простой карандаш, кисточка.
Педагог предлагает нарисовать морковку для зайки. Далее он рисует карандашом контур морковки, фиксирует внимание ребенка на цвете. Затем совместными движениями с ребенком продолжает раскрашивать морковку.
Цель: формировать у ребенка предметно-игровые действия.
Оборудование: машина, кубики-кирпичики, игрушка зайчик.
Педагог обращает внимание ребенка на зайчика, которому надо построить домик. Предлагает ребенку нагрузить машину строительным материалом и отвезти его на ковер. Далее педагог показывает, как надо строить из кирпичиков домик для зайчика. Домик обыгрывается.
Занятие 27
Задачи: формировать зрительно-двигательную координацию; чередование по цвету, называние цвета; развивать у ребенка интерес к общению.
Задание 1. Игра «Посади цветочки па лужок»
Цель: формировать зрительно-двигательную координацию.
Оборудование: зеленое полотно, на которое нашиты части кнопок разного цвета; цветы, вырезанные из плотной ткани, с пришитыми частями кнопок (разного цвета).
Педагог предлагает посадить на лужок красивые цветочки. Объясняет, что цветок нужно пристегнуть к соответствующей по цвету кнопке.
После того как все цветы «посажены», педагог просит собрать цветы в корзинку для мамы, показывает способ выполнения действий отсоединения. Действия сопровождаются потешкой:
Мы в корзинку соберем яркие цветы:
Розы, лилии, тюльпаны — все для нашей мамы!
Аналогичную игру можно проводить с использованием липучек и пуговиц.
Задание 2. Нанизывание бусин разного цвета
Цель: чередование по цвету, называние цвета.
Оборудование: разноцветные бусины, шнурок.
Педагог предлагает ребенку разложить бусины по основным цветам, дать название каждому цвету. Далее совместными движениями с ребенком собирают бусы, чередуя цвет. Бусы дарятся маме.
Задание 3. Игра «Позвони по телефону»
Цель: развивать у ребенка интерес к общению.
Оборудование: 2 детских телефона с дисками.
Педагог предлагает ребенку позвонить своей маме по телефону: одной рукой ребенок берет трубку, второй рукой набирает номер, вставляя палец в отверстие диска и прокручивая его. Действия сопровождаются словами: «Алло! Алло! Мама, это я — Аня».
Занятие 28
Задачи: учить детей вы полнять руками соотносящиеся действия; закрепление навыка чередования предметов по цвету; называние основных цветов; развивать у ребенка совместные действия обеих рук; формировать орудийные действия.
Задание 1. Игра «Собери зайку»
Цель: учить детей выполнять руками соотносящиеся действия.
Оборудование: игрушка зайка, сшитый из плотной ткани; части игрушки (ушки, голова, туловище, лапки, хвостик) скреплены между собой с помощью липучек.
Педагог читает стихи А, Барто:
Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка,
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
Затем педагог говорит: «Наш Зайка промок, все лапки его отсоединились. Соберем Зайку!».
Если ребенок испытывает трудности, используются совместные действия и показ.
Задание 2. Нанизывание бусин разного цвета*
Цели: закрепление навыка чередования предметов по цвету; называние основных цветов.
Оборудование: бусины различного цвета, шнурок, игрушка зайка.
Педагог предлагает ребенку разложить бусины по основным цветам, дать название каждому цвету. Далее самостоятельно ребенок собирает бусы, чередуя цвета. При необходимости оказывается организующая помощь. Бусы дарятся зайке.
Задание 3. Игра «Поймай шарики»
Цели: развивать у ребенка совместные действия обеих рук; формировать орудийные действия.
Оборудование: таз с водой, разноцветные шарики (пластмассовые, резиновые — 5 штук), сачок, полотенце, банка.
Педагог показывает шарики и бросает их в таз с водой. Затем берет сачок, достает шарик и опускает его в банку. Далее ребенок действует, подражая. При затруднениях, испытываемых ребенком, взрослый действует вместе с ним.
Занятие 29
Задачи: учить ребенка выполнять соотносящиеся действия рук; изображение с помощью цвета свойств и признаков предметов; продолжать развивать у ребенка навыки совместных действий обеих рук; формировать орудийные действия.
Задание 1. Игра «Поможем маме»
Цель: учить ребенка выполнять соотносящиеся действия рук.
Оборудование: фасоль и орехи фундук (перемешанные), два прозрачных сосуда.
Педагог предлагает ребенку помочь маме разложить фасоль и орехи в сосуды, при этом показывает, что фасоль надо опускать в один сосуд, а орехи — в другой.
При необходимости педагогом используются совместные с ребенком действия и показ.
Задание 2. Рисование красками на тему «Овощи»
Цель: изображение с помощью цвета свойств и признаков предметов.
Оборудование: альбомный лист, краски, карандаш,
На альбомном листе нанесены контуры овощей. Педагог рассматривает совместно с ребенком картину; дает название овощам, заостряя внимание ребенка на цвете и свойствах овощей. Далее ребенку предлагается раскрасить овощи.
Задание 3. Игра «Поймай шарики»
Цели: продолжать развивать у ребенка навыки совместных действий обеих рук; формировать орудийные действия.
Оборудование: таз с водой, разноцветные шарики (пластмассовые, резиновые — 5 штук), сачок, полотенце, банка.
Педагог показывает шарики и бросает их в таз с водой. Затем берет сачок, достает шарик и опускает его в банку. Далее ребенок действует самостоятельно.
Занятие 30
Задачи: учить ребенка действовать целенаправленно, выполнять соотносящиеся действия; изображение с помощью цвета свойств и признаков предметов; учить ребенка выполнять соотносящиеся действия; формировать согласованность действий обеих рук.
Задание 1. Игра «Надень шапочки»
Цель: учить ребенка действовать целенаправленно, выполнять соотносящиеся действия.
Оборудование: цветные наперстки — «шапочки».
Педагог показывает ребенку прозрачную коробочку с цветными наперстками, демонстрирует, как надо надевать «шапочки» на пальцы. Затем предлагает ребенку поочередно надевать наперстки на каждый палец своей руки.
Произносит потешку:
Пальчики гуляют, шапки надевают,
Раз, два, три, четыре, пять — вышли пальцы погулять!
Задание 2. Рисование красками на тему «Фрукты»
Цель: изображение с помощью цвета свойств и признаков предметов.
Оборудование: альбомный лист, краски, карандаш.
На альбомном листе нанесены контуры фруктов. Педагог рассматривает совместно с ребенком картину; дает название фруктам, заостряя внимание ребенка на цвете и свойствах фруктов. Далее ребенку предлагается раскрасить фрукты.
Задание 3. Игра «Что в коробочке?»
Цели: учить ребенка выполнять соотносящиеся действия; формировать согласованность действий обеих рук.
Оборудование: две коробочки, муляжи овощей и фруктов.
Педагог показывает ребенку две коробки. Затем просит разложить по коробкам муляжи овощей и фруктов, помогая ребенку сделать правильный выбор. Когда ребенок закроет коробку, педагог говорит: «Молодец, ты разложил все правильно».
ЛИТЕРАТУРА
1. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет / Л.А. Венгер и др. — М., 1998,
2. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. С.Л. Новоселовой. — М., 1985.
3. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л.А. «Венгера. — М., 1978.
4. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии / Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. — М., 2002.
5. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Под ред. Л.А. Венгера. — М., 1989.
6. Катаева А.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. — М., 1991.
7. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. — М., 1990.
8. Павлова Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром. — М., 1987.
9. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников / Н.Ю. Борякова, А.В. Соболева, В.В. Ткачева, — М., 2000.
10. Раннее детство: познавательное развитие / Е.Б. Волосова, Л.Н. Павлова, Э.Г. Пилюгина. — М., 2006.
11. Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет / Под ред. О.М. Дьяченко. — М., 1991.
СОДЕРЖАНИЕ
ОТ АВТОРОВ.............................................................................. 3
ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ.
С ДЕТЬМИ ОТ 1 ГОДА ДО 2-Х ЛЕТ....................................... 6
Примерное календарное планирование занятий........ 6
Последовательность проведения игр-занятий с детьми 2-го года жизни 7
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
С ДЕТЬМИ ОТ 1 ГОДА ДО 1 ГОДА 6 МЕСЯЦЕВ.................. 8
Занятие 1......................................................................... 8
Занятие 2........................................................................... 9
Занятие 3......................................................................... 10
Занятие 4......................................................................... 11
Занятие 5......................................................................... 12
Занятие 6......................................................................... 13
Занятие 7.........................................................................14
Занятие 8......................................................................... 15
Занятие 9......................................................................... 16
Занятие 10....................................................................... 17
Занятие 11....................................................................... 18
Занятие 12................................................................... 19
Занятие 13....................................................................... 20
Занятие 14....................................................................... 21
Занятие 15....................................................................... 21
Занятие 16....................................................................... 23
Занятие 17....................................................................... 24
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
С ДЕТЬМИ ОТ 1 ГОДА 6 МЕСЯЦЕВ ДО 2-Х ЛЕТ............... 25
Занятие 18....................................................................... 25
Занятие 19....................................................................... 26
Занятие 20..................................................................... 27
Занятие 21..................................................................... 28
Занятие 22................................................................... 29
Занятие 23..................................................................... 30
Занятие 24...................................................................... 31
Занятие 25....................................................................... 32
Занятие 26........................................................................ 33
Занятие 27........................................................................ 34
Занятие 28........................................................................ 35
Занятие 29........................................................................ 36
Занятие 30........................................................................ 36
ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
С ДЕТЬМИ ОТ 2-Х ДО 3-Х ЛЕТ................................................ 38
Примерное календарное планирование занятий............ 38
Последовательность проведения
игр-занятий с детьми 3-го года жизни............................. 39
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ
ОТ 2-Х ЛЕТ ДО 2-Х ЛЕТ 6 МЕСЯЦЕВ...................................... 40
Занятие 1.......................................................................... 40
Занятие 2.......................................................................... 41
Занятие 3.......................................................................... 42
Занятие 4....................................................................... 44
Занятие 5......................................................................... 45
Занятие 6....................................................................... 46
Занятие 7........................................................................ 48
Занятие 8.......................................................................... 49
Занятие 9.......................................................................... 50
Занятие 10........................................................................ 52
Занятие 11........................................................................ 53
Занятие 12........................................................................ 54
Занятие 13...................................................................... 56
Занятие 14...................................................................... 57
Занятие 15.................................................................... 58
Занятие 16....................................................................... 59
Занятие 17........................................................................ 60
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ
ОТ 2-Х ЛЕТ 6 МЕСЯЦЕВ ДО 3-Х ЛЕТ........................................ 62
Занятие 18........................................................................ 62
Занятие 19........................................................................ 63
Занятие 20...................................................................... 64
Занятие 21........................................................................ 65
Занятие 22........................................................................ 66
Занятие 23........................................................................ 68
Занятие 24........................................................................ 69
Занятие 25........................................................................ 70
Занятие 26........................................................................ 71
Занятие 27........................................................................ 72
Занятие 28........................................................................ 73
Занятие 29........................................................................ 74
Занятие 30.................................................................. 75
ЛИТЕРАТУРА............................................................................ 77
[1] В этой и последующих играх называется имя ребенка, с которым играет взрослый.






