Управление образованием

 

Система образования подчинена федеральному министерству, органам управления субъектов Российской Федерации, местным муниципальным органам управления. В компетенции федеральных органов находится разработка целевых программ развития образования, общегосударственных стандартов обучения, определение порядка аттестации работников образования, формирование структуры системы образования, финансирование образовательных учреждений.

На региональном уровне школами ведают органы управления образованием, а также местные органы самоуправления. В их компетенцию входят регистрация образовательных учреждений; разработка региональных базисных учебных планов, национально-регионального компонента программы общего образования; организация питания учащихся; вопросы перевода отдельных учащихся в коррекционные классы и классы компенсирующего обучения и др.

Управление учебными заведениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формы самоуправления: совет школы, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и др. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает свой учебный план на основе регионального и федерального стандартов, имеет право по просьбе родителей открывать группы продленного дня, классы компенсирующего обучения и коррекционные классы. Учебное заведение решает вопросы о переводе учащихся в следующий класс и т.п.

Состояние образования и воспитания

 

Показатели кризиса

 

В конце 1980-х — начале 1990-х гг. в России ослабла традиционно сильная тяга к образованию. Согласно статистике в 1989 г. лишь 10% выпускников средней школы проявили интерес к учебе. В 1987 г. 50% опрошенных учащихся старших классов поставили образование в середине перечня социальных ценностей — после дружбы, любви, силы, поп-музыки, денег, секса и т.д. Во время опросов общественного мнения в конце 1980-х гг. образование назвали приоритетным 10-12% респондентов. Резкое снижение уровня жизни россиян оказалось проблемой куда более актуальной.

В середине 1990-х гг. произошел новый всплеск интереса к образованию. Растут конкурсы в высшие учебные заведения. Если в 1992 г. на одно место в университеты претендовали в среднем два человека, то в 1997 г. — 5, в юридические вузы — не 8, а 10, в технические — не 1,8, а 2,2. Это свидетельствует о том, что тяга к духовности не утрачена и в обществе возрождается понимание важности образования для жизненного успеха.

Функциональная неграмотность остается хронической болезнью современной России, унаследованной от прошлого. В Советском Союзе в 1988 г. численность функционально неграмотного населения составляла около 13% общего числа граждан. На эффективность обучения отрицательно повлиял количественный рост полного общего образования. Превращение образования в массовое привело к ухудшению знаний учащихся. Так, на международных состязаниях по математике и естествознанию школьники показывают худшую, чем прежде, подготовку. Если в 1980-х гг. на международных олимпиадах по этим предметам им почти всегда доставались первые места, то в 1990-х гг. они опустились на 8-9 позиций.

В молодом поколении многое вызывает тревогу: преступность, насилие, издевательства. В 1990-х гг. в среднем ежегодно около 90 тыс. детей совершали уголовные преступления. В одном только 1997 г. было зарегистрировано свыше 200 тыс. уголовных преступлений, совершенных учащимися. Подобное положение крайне тревожит российское общество.

Беспокоит и состояние физического воспитания. По данным на 1996 г., опасений не вызывает здоровье только 13% поступающих в начальную школу. У детей, закончивших начальную школу, нет проблем со здоровьем только у 7%. В целом за период обучения в школе число здоровых детей сокращается в 3-4 раза. Здоровье каждого третьего российского школьника неблагополучно. В числе причин — недостатки медицинской службы, физического воспитания и спорта. В школах не хватает спортивных залов, плавательных бассейнов. Из врачебных работников в школе обычно есть лишь медсестра.

Неблагополучие со здоровьем российских школьников усугубляется вследствие учебных перегрузок и иных негативных педагогических факторов. Учителя плохо знают особенности работы с больными детьми. В классах с бескомпромиссным, властным учителем возрастает текущая заболеваемость. Иная картина в классах с мягким, доброжелательным преподавателем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: