Прядок выбора объекта исследования и предмета

Курсовая работа выполняется студентами во внеаудиторное время. Ее защита проводится согласно расписанию зачетно-экзаменационной сессии и непосредственно предшествует экзамену по дисциплине. Успешная защита курсовой работы является необходимым условием для допуска студента к экзамену по курсу.

Объект исследования студент выбирает самостоятельно. Предметом исследования является тема ВКР студента.

 

3.Примерные планы курсовых работ (проекта)

Содержание курсовой работы зависит от тематики исследования, конкретной задачи и индивидуального задания каждого студента. Однако во всех случаях основное содержание работы представляется в виде пояснительной записки, которая должна давать полное представление о цели работы, задачах, решаемых студентом, проведенных им расчетах и сделанных на их основании выводах.

Курсовая работа должна включать следующие разделы:

- содержание;

- введение;

- теоретическая часть (1 раздел);

- характеристика организационно-экономических условий объекта исследования (2 раздел);

- анализ сложившегося состояния изучаемого вопроса (3 раздел);

- проектная часть, содержащая управленческие решения, направленные на совершенствование или улучшение состояния изучаемого вопроса и их экономическую оценку (4 раздел);

- заключение;

- библиографический список;

- приложения (не являются обязательным элементом; их наличие целесообразно в том случае, если автор использует большое количество громоздких таблиц, статистического материала, расчетов и т.д.).

При написании работы целесообразно придерживаться объемов отдельных разделов: введение – 2–3 страницы, теоретическая часть – 7–9 страниц, характеристика объекта исследования –7–10 страниц, аналитический раздел – 10–14 страниц, проектная часть (рекомендации) и их экономическая оценка – 12–15 страниц, заключение – 2–3 страницы. Необходимо помнить, что это единая работа и практическая и теоретическая части в ней составляют единое целое.

Во введении обосновывается актуальность темы, показывается ее народнохозяйственная значимость в современных условиях. Четко формулируются цель и задачи, подлежащие решению в курсовой работе, называются объект изучения и методы экономических исследований, примененные в процессе ее выполнения, а также источники данных.

В первом разделе, на основе результатов изучения указанных в библиографическом списке и полученных знаний в курсах экономических дисциплин раскрываются основные теоретические положения темы курсовой работы, освещается состояние изучаемой проблемы в целом, обобщаются различные точки зрения на сущность излагаемых вопросов, формулируется собственное мнение студента по отношению к ним.

При обосновании теоретических положений нельзя ограничиваться только учебной литературой. Необходимо обращаться к монографиям, сборникам научных трудов, периодической печати и другой литературе по рассматриваемой проблеме, приводить соответствующие ссылки с обязательным указанием источников и, опираясь на них, раскрывать существо излагаемых вопросов. Особое внимание нужно обращать на характеристику различных точек зрения и подходов разных авторов к рассматриваемой проблеме.

Изложение теоретических положений темы курсовой работы целесообразно строить по принципу постоянного перехода от общетеоретических вопросов к конкретно прикладным. И на основе этого обосновать свою позицию, исходя из которой, будет проводиться анализ состояния рассматриваемых вопросов в изучаемой организации (районе, области и т.д.).

Во втором разделе приводятся общие сведения об объекте исследования и подробно анализируются динамика и уровень показателей, характеризующих его организационно-экономические условия.

В этих целях необходимо указать местонахождение организации (административный район, природно-экономическая зона). Если объектом исследования является сельскохозяйственная организация, то дать краткую характеристику почвенно-климатических условий хозяйства (тепло- и влагообеспеченности, рельефа, почв и оценки земли). Охарактеризовать специализацию и ее уровень, сделать выводы о соответствии специализации условиям зоны расположения хозяйства.

Оценить ресурсный потенциал изучаемой организации. Подробно проанализировать достигнутый уровень обобщающих показателей экономической эффективности производства с учетом состояния использования ресурсного потенциала.

Все цифровые данные, приводимые во второй главе, должны быть представлены в виде сводных результативных таблиц с обстоятельными выводами. Раздел должен заканчиваться обобщающим заключением о степени обеспеченности предприятия производственными ресурсами и его экономическом состоянии. Для обоснованности такого заключения, анализируемые во втором разделе показатели изучаемого предприятия необходимо оценивать в сравнении со среднерайонными и областными данными, с показателями передовых хозяйств и соответствующими нормативами, учитывающими величину производственного (ресурсного) потенциала.

Все материалы, производимые во втором разделе, должны быть тесно увязаны с темой курсовой работы. Поэтому в зависимости от темы содержание вторых разделов в разных курсовых проектах может и должно различаться.

В третьем разделе, который основан на глубоком анализе с применением разнообразных методов экономических исследований, дается обоснованная оценка существующего состояния изучаемого вопроса в организации, выявляются тенденции изменения главных показателей, характеризующих исследуемый вопрос, объясняются причины происшедших изменений, исследуются факторы, повлиявшие на изменение результативных показателей в динамике по годам и на их отклонение от показателей передовых хозяйств, среднерайонных и областных данных, вскрываются имеющиеся резервы роста эффективности производства.

В обобщенном виде показываются основные недостатки в экономике и организации изучаемых отраслей, а также при производстве различных видов продукции ив использовании ресурсов.

Основное внимание в третьем (аналитическом) разделе должно быть уделено выявлению причин (факторов) изменения результативных показателей, характеризующих состояние изучаемых вопросов. Анализ факторов, оказавших влияние на изменение результативных показателей, и их экономическая оценка должны быть конкретными и целенаправленными. Нельзя подменять аргументированные доказательства и выводы о состоянии изучаемого вопроса простой констатацией фактов об уровне и динамике показателей, характеризующих этот вопрос. В целях углубления анализа и повышения достоверности выводов и заключений рекомендуется использовать экономические группировки, индексы, корреляционно-регрессионный анализ и другие методы и приемы экономических исследований.

Материалы, приводимые в третьем разделе, должны быть тесно увязаны как с теоретическими и методическими положениями, которые обосновываются в первом разделе, так и с характеристикой объекта исследования, даваемой во втором разделе. Более конкретное построение изложения третьего раздела определяется темой курсового проекта.

В заключение третьего раздела на основании проведенного анализа делается вывод об основных проблемах в организации в рамках исследуемого вопроса.

В четвертом разделе предлагается управленческое решение, даются обоснованные и конкретные рекомендации, способствующие улучшить показатели, характеризующие изучаемое явление, процесс, отрасль, направленные на дальнейшее укрепление экономики организации и повышение эффективности производства.

Четвертый раздел является наиболее важной составной частью курсовой работы. В нем на основе результатов проведенного анализа вырабатываются навыки принятия управленческих решений по увеличению объемов производства продукции, сокращению ее потерь, повышению качества, снижению себестоимости, рациональному использованию ресурсов, росту производительности труда, рентабельности производства и т.д. Обязательным элементом при выполнении этого раздела должно быть экономическое обоснование и оценка предлагаемых мероприятий.

Вне зависимости от различий в темах курсовой работы особое внимание в четвертом разделе рекомендуется обратить внимание на обоснование путей улучшения состояния изучаемых вопросов за счет совершенствования всех звеньев экономического механизма хозяйствования, интенсификации производства, упорядочения внутрихозяйственных экономических отношений, внедрения новых прогрессивных форм организации сельскохозяйственного производства, совершенствования системы материального стимулирования труда, мотивации производственной деятельности.

Заключение должно органически вписываться в содержание курсового проекта, завершая и обобщая его, быть краткими, конкретными и излагаться в виде отдельных пунктов, каждый из которых размещается в одном-двух абзацах.

Отдельные предложения курсовой работы целесообразно иллюстрировать схемами, диаграммами, графиками и другим наглядным материалом.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: