Активность и самосознание личности

Активность – это способность человека производить общественно значимые преобразования окружающего, проявляющиеся в общении, совместной деятельности, в творчестве. Трактовки активности личности и ее природы сегодня различны (это психоанализ, гуманистический подход), но все их условно можно разделить на биологические и социальные. По теории деятельности, человек проявляет активность в совместной деятельности с другими людьми. В основе деятельности лежат осознанные потребности, которые могут превращаться в мотив деятельности.

Стержневая характеристика личности – ее направленность как совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность человека.

Мотивы – это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением определенных потребностей. Если потребности составляют сущность всех видов человеческой активности, то мотивы выступают как конкретные проявления этой сущности. Мотивы отличаются друг от друга видом потребности, которая в них проявляется, формами, которые они принимают, широтой или узостью, конкретным содержанием деятельности, в которой они реализуются. Мотивы могут быть осознанными и неосознанными.

Основная роль направленности личности принадлежит осознанным мотивам. Виды мотивов:

- органические (в основе лежит удовлетворение органических потребностей),

- материальные (социализированное удовлетворение органических потребностей),

- социальные (стремление человека занимать определенное место в обществе, стремление к общению),

- функциональные (удовлетворение потребностей к занятиям какого-либо вида деятельностью),

- духовные (удовлетворение эстетических потребностей).

Потребности – это испытываемая человеком необходимость в определенных условиях жизни и развития. Потребности – основная побудительная сила познавательной и практической деятельности человека.

Потребности человека многообразны. Группируя их, можно выделить материальные, духовные и общественные потребности:

1. материальные потребности лежат в обнове жизнедеятельности человека (это потребности в еде, одежде, жилище);

2. духовные потребности – специфические человеческие потребности. Это потребности в познании и эстетическом наслаждении;

3. общественные потребности – к ним мы относим потребность в достижении определенного статуса, общественной оценке, дружбе, товариществе, любви, общественной деятельности и т.п.

Интересы – это эмоциональные проявления познавательных потребностей человека. Интересы возникают на основе потребностей, но не сводятся к ним.

Интересы различаются:

- по их содержанию и направленности. В этом плане можно выделить материальные, общественные и духовные интересы.

- различие по признаку цели выявляет наличие непосредственных и опосредованных интересов. Непосредственный интерес – это интерес к самому процессу деятельности. Опосредованный интерес - это интерес к результату деятельности.

- по уровню действенности различают пассивные и активные интересы. Пассивные интересы – это созерцательные интересы, при которых человек ограничивается восприятием интересующего объекта. Активные интересы – это интересы действенные, когда человек не ограничивается созерцанием, а действует, овладевая объектом интереса.

Интересы являются важной стороной мотивации деятельности, но не единственной. Существенным мотивом деятельности является убеждение.

Убеждения – это система осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

Убеждения бывают: научные, профессиональные, моральные.

Стремления – это мотивы поведения, где находит выражение потребность в таких условиях существования и развития, которые непосредственно не представлены в данной ситуации, но могут быть созданы как результат специально организованной деятельности личности.

Мировоззрение – это система взглядов человека на себя, окружающий мир, которая определяется отношением человека к действительности.

Мировоззрение служит высшим регулятором поведения и действий личности.

Мировоззрение может быть научным, религиозным, нравственным.

Цели – это представления человека о конечном результате деятельности. Цель определяет направленность деятельности человека.

Виды целей таковы: близкие, средние, далекие.

Зрелость личности определяется ее способностью починять свое поведение и деятельности далеким целям.

Идеал – это образ, которым руководствуется личность в настоящем и который определяет план самовоспитания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: