Активность – это способность человека производить общественно значимые преобразования окружающего, проявляющиеся в общении, совместной деятельности, в творчестве. Трактовки активности личности и ее природы сегодня различны (это психоанализ, гуманистический подход), но все их условно можно разделить на биологические и социальные. По теории деятельности, человек проявляет активность в совместной деятельности с другими людьми. В основе деятельности лежат осознанные потребности, которые могут превращаться в мотив деятельности.
Стержневая характеристика личности – ее направленность как совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность человека.
Мотивы – это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением определенных потребностей. Если потребности составляют сущность всех видов человеческой активности, то мотивы выступают как конкретные проявления этой сущности. Мотивы отличаются друг от друга видом потребности, которая в них проявляется, формами, которые они принимают, широтой или узостью, конкретным содержанием деятельности, в которой они реализуются. Мотивы могут быть осознанными и неосознанными.
Основная роль направленности личности принадлежит осознанным мотивам. Виды мотивов:
- органические (в основе лежит удовлетворение органических потребностей),
- материальные (социализированное удовлетворение органических потребностей),
- социальные (стремление человека занимать определенное место в обществе, стремление к общению),
- функциональные (удовлетворение потребностей к занятиям какого-либо вида деятельностью),
- духовные (удовлетворение эстетических потребностей).
Потребности – это испытываемая человеком необходимость в определенных условиях жизни и развития. Потребности – основная побудительная сила познавательной и практической деятельности человека.
Потребности человека многообразны. Группируя их, можно выделить материальные, духовные и общественные потребности:
1. материальные потребности лежат в обнове жизнедеятельности человека (это потребности в еде, одежде, жилище);
2. духовные потребности – специфические человеческие потребности. Это потребности в познании и эстетическом наслаждении;
3. общественные потребности – к ним мы относим потребность в достижении определенного статуса, общественной оценке, дружбе, товариществе, любви, общественной деятельности и т.п.
Интересы – это эмоциональные проявления познавательных потребностей человека. Интересы возникают на основе потребностей, но не сводятся к ним.
Интересы различаются:
- по их содержанию и направленности. В этом плане можно выделить материальные, общественные и духовные интересы.
- различие по признаку цели выявляет наличие непосредственных и опосредованных интересов. Непосредственный интерес – это интерес к самому процессу деятельности. Опосредованный интерес - это интерес к результату деятельности.
- по уровню действенности различают пассивные и активные интересы. Пассивные интересы – это созерцательные интересы, при которых человек ограничивается восприятием интересующего объекта. Активные интересы – это интересы действенные, когда человек не ограничивается созерцанием, а действует, овладевая объектом интереса.
Интересы являются важной стороной мотивации деятельности, но не единственной. Существенным мотивом деятельности является убеждение.
Убеждения – это система осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.
Убеждения бывают: научные, профессиональные, моральные.
Стремления – это мотивы поведения, где находит выражение потребность в таких условиях существования и развития, которые непосредственно не представлены в данной ситуации, но могут быть созданы как результат специально организованной деятельности личности.
Мировоззрение – это система взглядов человека на себя, окружающий мир, которая определяется отношением человека к действительности.
Мировоззрение служит высшим регулятором поведения и действий личности.
Мировоззрение может быть научным, религиозным, нравственным.
Цели – это представления человека о конечном результате деятельности. Цель определяет направленность деятельности человека.
Виды целей таковы: близкие, средние, далекие.
Зрелость личности определяется ее способностью починять свое поведение и деятельности далеким целям.
Идеал – это образ, которым руководствуется личность в настоящем и который определяет план самовоспитания.