Питер Друкер - один из ведущих специалистов в области теории управления, утверждает: «У бизнеса есть всего две базовые функции – маркетинг и инновации … Маркетинг настолько важен для бизнеса, что организация без маркетинга или в котором маркетинг осуществляется только от случая к случаю, это на самом деле не бизнес, и поэтому им не следует управлять как бизнесом».
Анализируя эволюцию взглядов на роль маркетинга в компании, Ф. Котлер выделяет следующие этапы:
• маркетинг становится равнозначной функцией наряду с управлением производством, финансами и персоналом;
• роль маркетинга по сравнению с перечисленными функциями возрастает;
• маркетинг вырастает в основную функцию, которой подчинены остальные (управление производством, финансами, персоналом);
• потребитель становится контролирующим звеном, направляющим развитие остальных перечисленных функций;
• потребитель выступает как контролирующая функция, маркетинг — как интегрирующая между центром (ядром) управления, в качестве которого выступает потребитель, и управлением производством финансами и персоналом.
|
|
Маркетинг, развиваясь, перерастает рамки отдельно взятой функции фирмы. Он представляет нечто большее, интегрирующее все функции компании, задающее ориентиры ее развитию, определяющее устойчивое положение на рынке. Он может существовать в компании без специального выделения в отдельное подразделение, и напротив, существование отдельного подразделения маркетинга еще не гарантирует того, что фирма в своей деятельности ориентирована на потребителя.
Этапы развития маркетинга
Реальное начало маркетингу положила Великая Депрессия в Соединенных Штатах (1929-1933 гг.), когда падение производства в разных отраслях составило от 45% до 52%. Именно во время Великой Депрессии в США впервые произошло сопоставление:
а) товара - как сочетания продукта, рекламы и общественного отношения;
б) спроса- как производной потребностей, в свою очередь являющихся порождением нужд и традиций.
Потребность в маркетинге возникает при переходе от рынка продавца (условие диктует продавец) к рынку покупателя (когда условия диктует покупатель), когда обостряется конкуренция.
Маркетинг в своем развитие прошел следующие основные этапы:
Массовый маркетинг
Товарно-дифференцированный маркетинг
Целевой маркетинг
Также развитие маркетинга характеризуют использование тех или иных концепций развития маркетинга:
1)Концепция совершенствования производства.
2) Концепция совершенствования товара
3) концепция интенсификации коммерческих усилий
4) концепция маркетинга
|
|
5) концепция социально-этического маркетинга.
Функции маркетинга и содержание маркетинговой работы
К специфичным для маркетинговой деятельности функциями, относятся аналитическая, товарно-производственная и сбытовая, а именно:
• комплексное исследование рынка, рыночной среды и запросов потребителей, анализ производственно-сбытовых возможностей фирмы;
• сегментация рынка, выбор целевого рынка, позиционирование;
• товарная политика;
• ценовая политика;
• сбытовая (дистрибьюционная) политика;
• коммуникационная политика (формирование спроса и стимулирование сбыта).
Маркетинговые стратегии