Маркетинг
Понятие маркетинга
«Маркетинг - вид человеческой деятельности, направленные на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена». Филипп Котлер.
«Маркетинг - процесс планирования и реализации концепции развития, ценообразования, стимулирования сбыта и распределения идей, товаров и услуг с целью обмена, способного удовлетворить потребности людей и цели организаций». Американская ассоциация маркетинга.
«Маркетинг- система мероприятий по формированию спроса, стимулированию сбыта, изучению, анализу и прогнозированию рынка, направленная на максимальное удовлетворение потребностей потенциальных клиентов». Елизар Дорнау.
Термин “маркетинг” происходит от английского “market” (рынок) и означает деятельность в сфере рынка сбыта. Однако маркетинг как система экономической деятельности – более широкое понятие.
Главное в маркетинге - двуединый и взаимодополняющий подход. С одной стороны, это тщательное и всестороннее изучение рынка, спроса, вкусов и потребностей, ориентация на них производства, адресность выпускаемой продукции. С другой – активное воздействие на рынок и существующий спрос, на формирование потребностей и покупательских предпочтений
|
|
Основными вопросами маркетинга являются: что производить (что прод а вать)?для кого производить(кому продавать)? как довести продукцию и информацию о ней до покупателей (как продавать)? сколько изделие должно стоить (за сколько продавать)?
Для решения этих вопросов в маркетинге имеется набор специальных инструментов, получивший название комплекс маркетинга (маркетинг-микс, 4Р) (товар, цена, место, продвижение).
В комплекс маркетинга входит все, что фирма может предпринять для оказания воздействия на спрос своего товара. Многочисленные возможности можно объединить в четыре основные группы: товар, цена, методы распространения и продвижения.
Комплекс маркетинга — одно из основных понятий современной системы маркетинга. Мы определяем его следующим образом.
Комплекс маркетинга — набор поддающихся контролю переменных факторов маркетинга, совокупность которых фирма использует в стремлении вызвать желаемую ответную реакцию со стороны целевого рынка.
Питер Друкер отметил, что «цель маркетинга — сделать продажи как отдельный процесс вообще излишними». Хорошая вещь продает себя сама.
Главная задача маркетинга — выявить неудовлетворенные запросы и подготовить приемлемые для этого решения
Можно выделить следующие основные принципы маркетинга:
1. тщательный учет при принятии хозяйственных решений потребностей, состояния и динамики спроса и рыночной конъюнктуры;
|
|
2. создание условий для максимального приспособления производства к требованиям рынка, к структуре спроса исходя не из сиюминутной выгоды, а из долгосрочной перспективы;
3. информирование потенциальных потребителей и воздействие на них с помощью всех доступных средств, прежде всего рекламы, с целью склонить их приобрести именно данный товар.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МАРКЕТИНГА
В основе маркетинга лежат следующие ключевые понятия: нужда, потребность, запрос (спрос), товар, обмен, сделка и рынок.
Нужда - чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо, требующее удовлетворения.
Потребность – это нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.
Запрос (спрос) – потребность, подкрепленная покупательной способностью.
Товар – все, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.
Обмен – акт получения от кого-либо желаемого объекта путем предложения чего-либо взамен.
Сделка – это коммерческий обмен ценностями на рынке между двумя сторонами.
Рынок – это совокупность существующих или потенциальных продавцов и покупателей каких-то товаров.
Рынок продавца – это такой рынок, на котором продавцы имеют больше власти и где наиболее активными “деятелями рынка” приходится быть покупателям.
Рынок покупателя - это такой рынок, на котором больше власти имеют покупатели и где наиболее активными “деятелями рынка” приходится быть продавцам.