При расчете металлических конструкций по методу предельных состояний различают нормативные и расчетные значения нагрузок. Нагрузки включают вес металлической конструкции (неподвижная нагрузка), вес тележки, вес груза, динамические нагрузки при подъеме и передвижении крана, а также (по специальным требованиям) нагрузки от ветра и обледенения, от предварительного напряжения, температурного воздействия, специальные технологические, при наезде крана на буфера, монтажные и транспортные.
Нагрузки от веса балок моста и рабочих площадок принимаются условно равномерно распределенными. Нагрузки, создаваемые весом механизмов передвижения моста, кабины крановщика и др., принимаются в виде сосредоточенных. Значения динамического коэффициента ψ определяются на основе расчета, экспериментальных данных и опыта эксплуатации.
При прохождении краном стыков рельсов также возникают динамические нагрузки в вертикальной плоскости, учет которых производится с помощью коэффициента толчков kT.
|
|
Горизонтальная сила инерции Р И учитывается с коэффициентом перегрузки п = 1,3.
Сила перекоса, являющаяся также динамической нагрузкой, определяется при пуске крана. Она приложена к ободу приводного колеса концевой балки и определяется как R П = 2 jm пр ≤ μ 0 N пр,
где j – ускорение крана с грузом, м/с2; m пр – масса, приведенная к той концевой балке, около которой тележки нет; N пр – давления приводных ходовых колес этой балки; μ 0 = 0,2 – коэффициент трения. Приведенная масса определяется по формуле
m пр ≈ 0,25 ∙ 2 m п.б + m к.б.,
где m п.б, m к.б. – массы одной пролетной и одной концевой (приложена сила R п ) балки.
При расчете рама моста рассматривается как пространственная система. Для малых пролетов (4 – 11м) несущей конструкцией мостов для всех грузоподъемностей является прокатный двутавр. У кранбалок больших пролетов (12 – 28,5м) несущей конструкцией мостов являются две решетчатые фермы из прокатных уголков. Ездовой прокатный двутавр подвешен посередине между вертикальными несущими фермами к поперечным двутаврам.
Устойчивость мостов (ездовых двутавров) от горизонтальных инерционных сил обеспечивается горизонтальной решетчатой фермой из легких уголков. За рубежом получили развитие также кран-балки с мостами из тонкостенных коробчатых балок. Концевые балки свариваются из листовой стали. Напряжения местного изгиба от сосредоточенных нагрузок на полки суммируются с напряжениями общего изгиба двутавра в целом. Допускаемый прогиб мостов кран-балок [ f ] = l/ 400.
а – с подвесной грузовой тележкой и двухстоечными опорами; б – с опорно-подвесной грузовой тележкой; в – с двух балочным мостом и двухрельсовой опорной грузовой тележкой; г – с одностоечными опорами и консольной грузовой тележкой
Компоновочные схемы козловых кранов.