Нормативно-параметрические методы ценообразования

Это методы, используемые при расчёте цены на аналогичную продукцию, т.е. продукцию, удовлетворяющую одинаковую потребность, и идентичную по физико-химическому составу (средство прогноза затрат и цен). Эта группа методов применяется, когда основные потребительские параметры продукции поддаются четкому количественному определению и описываются параметрическим рядом.

Параметрический ряд – это группа продукции, которая однородна по конструкции и технологии изготовления, имеет одинаковое или сходное функциональное назначение и различается между собой количественным уровнем потребительских свойств. Если новая цена рассчитывается лишь с учетом изменения самих параметров, то данный метод называется параметрическим. В общем виде метод может быть представлен следующей формулой (17):

, (17)

где: ЦН – цена нового изделия; ЦБ – цена базового изделия;

КК – корректирующий коэффициент (показывает улучшение параметров, количественное их снижение или увеличение по сравнению с базовым).

Если новая цена рассчитывается с помощью показателя нормативных затрат на единицу параметра, то такой метод называется нормативно- параметрическим. В общем виде метод может быть представлен следующей формулой:

, (18)

где НЗ – нормативные затраты на единицу потребительского параметра изделия.

Формулы параметрического и нормативно-параметрического метода могут дополняться суммами скидок и надбавок за изменение вспомогательных параметров.

Виды параметрических методов:

- метод удельной цены;

- метод баллов;

- метод регрессии;

- метод с учетом потребительского эффекта.

Метод удельной цены. Используется для определения цен или ценового анализа по небольшим группам продукции, характеризующейся наличием одного основного параметра, величина которого в значительной мере определяет общий уровень цены изделия. В общем виде представлен формулой:

 

(19)

 

где ppar – удельная цена единицы параметра;

р0 – цена базисного изделия;

N0 – величина основного параметра базисного изделия;

N1 – величина основного параметра нового изделия;

р1 – цена нового изделия.

Метод баллов. При использовании данного метода каждому потребительскому параметру продукции присваивается на основе экспертных оценок определённое число баллов, суммирование которых с учётом их весомости (также определяемой экспертным путём) даёт оценку общего технико-экономического уровня товара, то есть интегральную оценку его качества.

Методика определения цены нового товара:

1. Рассчитаем цену одного балла:

(20)

 

где: рball – цена одного балла,

р0 – цена базового изделия-эталона,

Ni0 – балловая оценка i-го параметра базового изделия,

Vi – весомость параметра.

2. Определим расчётную цену нового изделия:

 

, (21)

Метод регрессии. Состоит в определении эмпирических формул

(регрессионных уравнений) зависимости цен от величины нескольких основных параметров качества в рамках параметрического ряда товаров. При этом цена выступает как функция от параметров качества товара. Этот метод позволяет моделировать изменение цен в зависимости от совокупности их параметров, строго определять аналитическую форму связи, а также использовать уравнение регрессии для определения цен товаров, входящих в данный параметрический ряд. В результате формируется взаимосвязанная система цен на товары. При этом цена выступает как функция параметров:

, (21)

где (x 1, x 2, x 3,...., xn) – основные параметра качества товаров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: