Это методы, используемые при расчёте цены на аналогичную продукцию, т.е. продукцию, удовлетворяющую одинаковую потребность, и идентичную по физико-химическому составу (средство прогноза затрат и цен). Эта группа методов применяется, когда основные потребительские параметры продукции поддаются четкому количественному определению и описываются параметрическим рядом.
Параметрический ряд – это группа продукции, которая однородна по конструкции и технологии изготовления, имеет одинаковое или сходное функциональное назначение и различается между собой количественным уровнем потребительских свойств. Если новая цена рассчитывается лишь с учетом изменения самих параметров, то данный метод называется параметрическим. В общем виде метод может быть представлен следующей формулой (17):
, (17)
где: ЦН – цена нового изделия; ЦБ – цена базового изделия;
КК – корректирующий коэффициент (показывает улучшение параметров, количественное их снижение или увеличение по сравнению с базовым).
|
|
Если новая цена рассчитывается с помощью показателя нормативных затрат на единицу параметра, то такой метод называется нормативно- параметрическим. В общем виде метод может быть представлен следующей формулой:
, (18)
где НЗ – нормативные затраты на единицу потребительского параметра изделия.
Формулы параметрического и нормативно-параметрического метода могут дополняться суммами скидок и надбавок за изменение вспомогательных параметров.
Виды параметрических методов:
- метод удельной цены;
- метод баллов;
- метод регрессии;
- метод с учетом потребительского эффекта.
Метод удельной цены. Используется для определения цен или ценового анализа по небольшим группам продукции, характеризующейся наличием одного основного параметра, величина которого в значительной мере определяет общий уровень цены изделия. В общем виде представлен формулой:
(19)
где ppar – удельная цена единицы параметра;
р0 – цена базисного изделия;
N0 – величина основного параметра базисного изделия;
N1 – величина основного параметра нового изделия;
р1 – цена нового изделия.
Метод баллов. При использовании данного метода каждому потребительскому параметру продукции присваивается на основе экспертных оценок определённое число баллов, суммирование которых с учётом их весомости (также определяемой экспертным путём) даёт оценку общего технико-экономического уровня товара, то есть интегральную оценку его качества.
Методика определения цены нового товара:
1. Рассчитаем цену одного балла:
(20)
где: рball – цена одного балла,
р0 – цена базового изделия-эталона,
|
|
Ni0 – балловая оценка i-го параметра базового изделия,
Vi – весомость параметра.
2. Определим расчётную цену нового изделия:
, (21)
Метод регрессии. Состоит в определении эмпирических формул
(регрессионных уравнений) зависимости цен от величины нескольких основных параметров качества в рамках параметрического ряда товаров. При этом цена выступает как функция от параметров качества товара. Этот метод позволяет моделировать изменение цен в зависимости от совокупности их параметров, строго определять аналитическую форму связи, а также использовать уравнение регрессии для определения цен товаров, входящих в данный параметрический ряд. В результате формируется взаимосвязанная система цен на товары. При этом цена выступает как функция параметров:
, (21)
где (x 1, x 2, x 3,...., xn) – основные параметра качества товаров.