А. Учебно-методические рекомендации для обеспечения самостоятельной работы студентов.
Курс «Разнообразие организмов: систематика животных» относится к числу дисциплин, необходимых для знакомства студента с биологическим разнообразием беспозвоночных и позвоночных животных, ценотической ролью характерных представителей разных таксонов, их распространением и использованием. Знания, полученные в данном курсе, требуются для прохождения учебной специальной практики и освоения последующих курсов, в том числе «Биогеография России», «Биогеография зарубежных стран», «География и использование биологических ресурсов», а также для производственных практик и научно-исследовательских работ в области изучения фауны и животного населения различных регионов.
Б. Примерный список заданий для проведения текущей и промежуточной аттестации (темы для докладов, рефератов, презентаций и др. – по видам заданий).
1. Темы рефератов:
Раздел 1. "Систематика и география беспозвоночных животных"
|
|
1. Сравнение морфологического и молекулярно-генетического подходов к систематике простейших.
2. Обзор гипотез происхождения многоклеточных
3. Биология и поведение головоногих моллюсков.
4. Биоразнообразие наземных хелицеровых в Европейской части России.
5. Биоразнообразие иглокожих в морях России.
Раздел 2. "Систематика и география рыб"
Систематика и географическое распространение рыб разных групп. Примеры: «Особенности систематики акул и скатов». «Системы и распространение видов семейства Сиговые». «Миграции речного угря». Всего 10-12 тем.
Раздел 3. "Систематика и география земноводных и пресмыкающихся"
1. Составление определителя семейств земноводных и пресмыкающихся для Австралийской зоогеографической области,
2. Составление определителя семейств земноводных и пресмыкающихся для Эфиопской зоогеографической области,
3. Составление определителя семейств земноводных и пресмыкающихся для Неотропической зоогеографической области,
4. Составление определителя семейств земноводных и пресмыкающихся для Индо-Малайской зоогеографической области,
5. Составление определителя семейств земноводных и пресмыкающихся для Голарктической зоогеографической области.
Раздел 4. Систематика и география птиц.
Примеры: «Особенности систематики птиц отряда Пластинчатоклювые»; «Система и географическое распространение подотрядов отряда Ржанкообразные»; «Основные семейства отряда Воробьинообразные». И т.п. – 12-15 тем.
Раздел 5. Систематика и география млекопитающих.
Примеры: «Особенности систематики млекопитающих группы Копытные». «Система и географическое распространение подсемейств семейства Хомякообразные»; «Проблема видов-двойников в отряде Грызуны». И т.п. – 12-15 тем.
* В случае большого количества студентов возможно предложить дополнительные темы по подобластям названных областей.