The concept of a tour operator and travel agent and their distinction

Syutkina E.S.

student of Magistracy of the Volgo-Vyatsky Institute (branch) of Moscow State

University of Law named after O.E. Kutafin (MSAL), Kirov

Annotation:

In the article the concepts of tour operator and travel agent are listed. Definitions are proposed for a tour operator and travel agent, which are not in the law, as well as the introduction of these concepts in the Law «On Tourism».

Key words: tourism, tour operator, travel agent.

 

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее Закон «О туристической деятельности») реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком либо между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком [1].

Таким образом, основными субъектами – исполнителями, осуществляющими туристскую деятельность, являются туроператор и турагент.

В настоящее время в Законе «О туристической деятельности» нет определения понятия «туроператор».

Туроператоры - организации, которые занимаются разработкой и функционированием туристических маршрутов, комплектацией туров, организуют рекламу, рассчитывают и утверждают цены на туры по этим маршрутам, продают туры турагентам [2].

В.А. Квартальнов сравнивает функции туроператора на рынке с деятельностью предприятий оптовой торговли – туроператор оптом закупает услуги предприятий-поставщиков туристических услуг (транспортные, экскурсионные, гостиничные услуги и других) и комбинирует из них собственные программы. Д. К. Исмаев дает определение туроператору как оптовому продавцу [3].

Туроператоры играют ведущую роль в туризме, так как именно они пакетируют различные услуги (транспорт, питание, размещение, развлечения и так далее) в единый туристский продукт, который и реализуют потребителю через агентскую сеть. Туроператор также может продавать услуги туризма раздельно. Это делается либо из соображений прибыли, либо по другой необходимости.

Туроператор - наиболее индустриализованный вид турфирмы, представляющий собой разновидность оптовой туристской фирмы и отличающийся более крупным объемом и широкой специализацией [4].

Также в Законе «О туристической деятельности» отсутствует понятие турагента.

Специалисты в области туристской деятельности предлагают разные определения турагента.

А.Е. Толстова предлагает следующее определение: турагент – это юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность по рекламированию и реализации комплексной туристической услуги, созданной туроператором от своего имени, но за счет туроператора, либо от имени и за счет туроператора [5].

Н.В. Сирик отмечает, что турагент занимается деятельностью по продвижению и реализации туристского продукта, сформированного туроператором, и оказанием других дополнительных услуг, не входящих в турпродукт [6].

Т.Э. Погудина называет турагентом юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, действующего от имени и в интересах туроператора и осуществляющее продвижение комплекса туристских услуг, а также предоставление туристам и (или) иным заказчикам по договору оказания туристических услуг [7].

Турагенты выступают в качестве посредников - розничных продавцов туристских услуг для международных или внутренних путешественников, реализаторов туристского продукта туроператора, работающего непосредственно на туристском рынке. За свою деятельность турагент получает комиссионное вознаграждение.

Турагентства обычно работают на небольших сбытовых территориях, имеют скромный торговый оборот и очень сильно зависят от рыночной конъюнктуры и политики туроператоров, транспортных компаний и других поставщиков туристских услуг.

Туристские агентства являются более многочисленным отрядом туристского бизнеса, по своей численности в несколько раз превышающим число туроператоров. В отличие от туроператоров они более гибко приспосабливаются к текущей конъюнктуре туристского рынка. К тому же создание или ликвидация турагентства не связана с большими организационными и финансовыми усилиями [8].

Хотя законодатель в специальном законе не дает прямых определений туроператора и турагента, но указывая понятие их деятельности, все же называет и разграничивает их. В статье 1 Закона «О туристической деятельности» указаны определения туроператорской и турагентской деятельности: туроператорская деятельность - деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом (далее - туроператор), турагентская деятельность - деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - турагент) [9].

Таким образом, исходя из формулировки о туроператорской деятельности, можно сделать вывод, что туроператор - это субъект гражданских правоотношений, коммерческая организация, которая формирует, продвигает и реализует турпродукт.

По аналогии с определением понятия «туроператор», исходя из формулировки о турагентской деятельности, можно сделать вывод, что турагент, в свою очередь, это субъект гражданских правоотношений, коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, который продвигает и реализует турпродукт.

В связи с отсутствием понятий туроператора и турагента следует нормативно закрепить в Законе «О туристской деятельности» детальное определение данных субъектов.

Таким образом, существенная разница между туроператором и турагентом состоит в том, что турагент не участвует в формировании тура, а покупает его у туроператора готовым к реализации или реализует его по поручению туроператора.

Основной отличительной функцией тероператора является организаторская работа [10], которая состоит в подборке, комбинировании туристских услуг, оказываемых различными исполнителями в зависимости от целей, сроков и маршрута путешествий, в совершении сделок с третьими лицами, в силу которых последние обязуются исполнить полностью или частично обязательство организаторов путешествий перед туристами. Помимо этого, туроператор осуществляет постоянный контроль за надлежащим исполнением третьими лицами своих обязательств по договорам, заключенными с ними.


Примечания

 

1. Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» // Российская газета, № 231, 03.12.1996.

2. Квартальнов В. А. Туризм. Москва, 2004. С. 70.

3. Исмаев Д. К. Основная деятельность туристической фирмы. Москва. 2005.

4. Квартальнов В. А. Туризм. Москва, 2004. С.72.

5. Толстова А.Е. Гражданско- правовое регулирование оказания туристских услуг в Российской Федерации: дисс. … канд. юрид. наук. – Краснодар: КубГАУ, 2004. С. 75.

6. Сирик Н.В. Индустрия туризма: гражданско – правовое регулирование. Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co, 2011. С. 98.

7. Погудина Т.Э. Гражданско – правовая защита сторон договора оказания туристских услуг: дисс. …канд. юрид. Наук. – М.: РГГУ, 2009. С. 93.

8. Кузнецова Д. М. Стороны договора возмездного оказания услуг по туристическому обслуживанию // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2009. – № 1. – С. 174.

9. Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» // Российская газета, № 231, 03.12.1996.

10. Внуков Н.А. Правовая природа договора о реализации туристского продукта // Право и экономика. – 2011. – № 3. – С. 26.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: