А) Формирование системы власти

С конца 1991 года на международной политической арене появилось новое государство- Россия, Российская Федерация. В её состав вошли 89 субъектов

(края, области, автономные республики). Появился и новый государственный праздник- День независимости России -12 июня.

Главой государства стал, избранный ранее, президент РФ - Б.Н. Ельцин. Законодательная ветвь власти была представлена Верховным Советом и Съездом народных депутатов во главе с председателем Р.И. Хасбулатовым.

С прекращением существования СССр не изменился характер взаимоотношений между президентом, с одной стороны, Верховным Советом и Съездом народных депутатов- с другой. Отсутствие разграничения полномочий меду ними вызвало острое противостояние двух ветвей власти. Обострение взаимоотношений произошло при разработке проекта Конституции РФ, когда вплотную встал вопрос о будущем политическом устройстве России- что это будет за государство- президентская или парламентская республика. Б.Н. Ельцин и его сторонники настаивали на широких полномочиях президента, по примеру США. Депутаты, наоборот, придерживались мнения о необходимости введения парламентского правления. Так же противоречия возникали относительно будущих экономических реформ. Ельцин вместе с командой молодых экономистов во главе с Е.Т. Гайдаром предлагал курс на скорейшее создание рыночной системы в России. Депутаты же настаивали на постепенном вхождении общества в новые экономические взаимоотношения, весьма болезненные ля большинства россиян.

К октябрю 1993 года противоречия между парламентариями и президентом достигли высшей точки. Новый проект Конституции депутаты подписывать отказались, 21 сентября 1993 г. Президент принял решение о роспуске Верховного Совета и Съезда народных депутатов. Досрочные выборы нового парламента были назначены на 12 декабря. Вслед за этим часть депутатов отказалась подчиниться воле президента, объявив его действия незаконными. К присяге был приведён вице-президент РФ- А.В. Руцкой. 2-3 октября события в Москве приняли военный характер. Силами оппозиции были возведены баррикады. Парламентарии и их сторонники готовились защищать цитадель демократии – Белый дом, всего лишь 2 года назад резиденцию молодого российского правительства Б.Н. Ельцина, который в августовские дни 1991 года, так же защищали сторонники демократии в СССР. В Москве было объявлено чрезвычайное положение, введены танки. Общество раскололось на две части. Россия стояла на пороге гражданской войны. В ходе событий несколько сот человек погибли либо получили ранения. В результате произошло установление президентской власти. Система Советов, действовавшая на всех уровнях, стала ликвидироваться. Их обязанности передавались в руки местной администрации и выборных дум.

Конституция РФ была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Россия объявлялась демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Главой государства становился избранный всеобщим голосованием президент с широкими полномочиями, Россия становилась президентской республикой. В её состав вошли 21 республика, 6 краёв, 49 областей, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), 1 автономная область, 10 автономных округов.

Система власть выстраивалась следующая. Прежде всего, было объявлено о разделении трёх ветвей власти- исполнительной, законодательно и судебной. Исполнительная власть представлена президентом и правительством РФ, которое формирует президент и которое подотчётно и президенту, и парламенту. Законодательная власть представлена Федеральным Собранием, которое состоит из верхней палаты-Совета Федераций и нижней палаты- Государственной Думы. В Совет Федераций представители назначаются местной региональной властью по согласованию с президентом, А Государственную Думу – избираются сроком на 4 года. Судебная власть состоит трёх инстанций- Конституционного Суда, куда представителей избирают пожизненно, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ.

Кроме этого произошло разделение полномочий между федеральным центром и регионами. Эта проблема по сей день является весьма острой для нашего государства, и ещё далека от своего решения. Тем не менее в компетенции высших органов власти РФ были закреплены важнейшие вопросы- принятие законов и контроль за их выполнением, управление федеральной государственной собственностью, финансовая система, ценовая политика, формирование бюджета, конечно же все вопросы, связанные с внешнеполитическим курсом.

Местная региональная власть строилась по принципу верховной- в каждом субъекте федерации действовало своё Законодательное собрание имевшее право законодательной инициативы, исполнительная власть представленная губернатором в краях и областях, и президентом в республиках. В ведении местной власти остались вопросы, связанные с природопользованием, вопросы культуры, науки, развития транспорта и др. Так же регионы были обязаны отчислять прибыль в бюджет государства, так в России появились регионы доноры и регионы постоянно датируемые государством.

Законодательно закреплялась политическая многопартийность, свобода слова, совести и вероисповедания. Самые популярные и крупные политические объединения были следующие – самая старая партия России –ЛДПР во главе с В.В. Жириновским, КПРФ во главе с Г.А. Зюгановым, партия Яблоко- во главе с Г. А. Явлинским, Выбор России во главе с Е.Т. Гайдаром, Аграрная партия во главе с И.П. Рыбкиным и др.

I Государственная проработала с 1993 по 1995 год. Всего в её состав было избрано 444 депутата. Они приняли около 320 законов, в основном они касались экономики и внешней политики. Это законы о частной собственности, фермерском хозяйстве. Об акционерных обществах и свободных экономических зонах. Так же Россия присоединилась к международным организациям «Большая семёрка» и др. I Государственная Дума во многом была оппозиционна правительству, в неё широко были представлены левые силы- партия КПРФ, Трудовая Россия, Аграрная партия и др.

Поэтому и выборы президента России в 1996 году были полны драматизма. После первого тура голосования определилось три лидера - Б.Н. Ельцин, Г.А. Зюганов и А. И. Лебедь, занявший 3 место. Второй тур мог принести победу любому кандидату, А.И. Лебедь призвал своих сторонников отдать голоса действующему президенту. Так, во втором туре победил Б.Н. Ельцин, он набрал 55% голосов. Г.А. Зюганов набрал 40,7%голосов. Очередной срок полномочий президента подходил к концу в 2000 году, но Ельцин, будучи больным пожилым человеком, плохо справляющимся с обязанностями президента, при разрастающемся экономическом и внутриполитическом кризисе правящей элиты, подал в отставку. 31 декабря 1999 года он назначил своим преемником В.В. Путина, нынешнего президента нашей страны.

II Государственная Дума просуществовала с 1995 по 1998-99 год. В её состав было избрано 450 депутатов. Накануне выборов в стране появилось новое политическое объединение- «Наш дом –Россия», куда вошли представители власти всех уровней, бизнесмены, возглавил её В.С. Черномырдин, в тот период времени премьер- министр. Общий расклад политических сил был следующий- 36% мест получила КПРФ, 12% «Наш дом-Россия», 11% -ЛДПР, 10%- блок «Яблоко»,17 %- независимые, в основном, депутаты от регионов, 14%- другие избирательные блоки. Состав Думы предопределили острый характер внутрипарламентской борьбы. По - прежнему остро стоял вопрос об экономических реформах и, главное, о цене реформ. В это время статистика зафиксировала рост бедности, социальное расслоение, появление безработицы, беспризорных детей и т.д.

Выборы в III Государственную Думу (1998-99-2003гг.) ознаменовались появлением нового политического объединения «Союз правых сил». Лидерами этого блока стали молодые экономисты-рыночники С. В.Кириенко, Б. Немцов, И. Хакамада. Цель этой партии состояла в поддержке курса реформ, поднятии престижа правых сил. И действительно. Блок правых набрал 115 голосов избирателей, что было победой. Явлинский не вошёл в состав этого политического движения. И его партия на выборах еле-еле перешагнула минимальный 5 % барьер. Уменьшилось количество левых сил, КПРФ получила меньше голосов, чем обычно. IV Государственная Дума работает в нашей стране и по сей день. Большинство мест получила новая партия власти «Единая Россия», куда вошли представители властных структур всех уровней. Председателем Думы является бывший министр внутренних дел Б. Грызлов. В это объединение вошли многие представители регионов, члены небольших и не очень влиятельных партий. Нынешняя Дума полностью лояльна правительству Путина.

Начиная с 2000 года правительство В.В, Путина приняло ряд мер по укреплению Российской государственности. В основном, законы направлены на укрепление власти президента и предотвращение распада РФ. Прежде всего, в 2000 году вся территория РФ была поделена на федеральные округи, где назначается федеральный представитель президента с прямым ему подчинением. С ноября 2004 года вступил в действие закон о назначении глав субъектов Федераций (краёв, областей и городов, за исключением автономных округов). Отныне, выборы глав регионов отменяются, президент сам назначает главу по согласованию с местным парламентом. Являются ли эти законы откатом от демократических преобразований, начатых в 90- е годы? Возможно, что и так. Вертикаль власти в России традиционно была очень сильной, в противном случае активно формируются и действуют центробежные силы, тяготеющие к распаду государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: