При эксплуатации электропривода электродвигатель должен быть немедленно отключен:
при несчастном случае с человеком;
появлении дыма или огня из электродвигателя пли аппаратуры;
сильной вибрации электродвигателя;
поломке приводимого механизма;
недопустимом нагреве подшипников;
чрезмерном снижении скорости электродвигателя, сопровождающимся сильным его нагреванием;
неожиданном непреодолимом стопорении двигателя.
Если с места, где установлен двигатель, не виден аппарат управления приводом, то вблизи двигателя должен быть установлен дополнительный коммутирующий аппарат, предотвращающий дистанционный пуск двигателя при его ревизии или осмотре. Перед пуском вновь установленного электродвигателя его очищают от пыли. Очищают также от пыли, мусора, грязи место, где он установлен. Проверяют, нет ли в двигателе посторонних предметов. Продувают его сухим сжатым воздухом при давлении не выше 0,2 МПа, измеряют сопротивление изоляции, проверяют состояние наружных болтовых соединений. Осматривают подведенные кабели и затяжку болтов заземления. Проверяют соответствие напряжения сети и электродвигателя. Проворачивают ротор вручную, проверяют правильность сопряжения валов электродвигателя и приводимого механизма. При наличии пускового реостата проверяют, введен ли он полностью. Если при пуске двигатель не вращается, гудит или вращается медленно, он должен быть немедленно отключен и неполадки устранены.
|
|
Необходимо вести систематическое наблюдение за работой электродвигателей. Оно заключается в контроле электрических параметров, нагрузки, температуры двигателя и его подшипников, в периодическом измерении его сопротивления.
Для контроля нагрузки в цепи питания двигателей средней и большой мощности устанавливают амперметры (обычно в двух фазах), где красной чертой должен быть отмечен наибольший допустимый (или номинальный) ток электродвигателя.
Температура двигателя измеряется термометром, встроенной термопарой или термисторными датчиками, приклеиваемыми к лобовым частям обмоток к другим частям машин.
Измерение сопротивления изоляции производят мегомметром на отключенном от сети двигателе.
Внешний осмотр заземления электрических машин должен производиться ежедневно. Периодичность технических осмотров и ремонтов устанавливается местными инструкциями. Для башенных кранов профилактические осмотры обычно проводятся не реже одного раза в 10 дней, среднего ремонта — не реже одного раза в год. Технические осмотры защищенных двигателей в пыльных или влажных помещениях следует проводить не реже, чем один раз в неделю, а текущие ремонты — раз в два-три месяца; закрытые двигатели осматривать один раз в два месяца, а текущие ремонты — один раз в год.
|
|
Капитальный ремонт двигателей назначается в зависимости от их состояния, выявленного при осмотре или текущем ремонте. Для электродвигателей, работающих в тяжелых условиях, капитальный ремонт должен производиться не реже, чем один раз в два года.
При осмотре и текущем ремонте двигатель и его пусковую, регулировочную и защитную аппаратуру чистят, продувают сжатым воздухом, подтягивают крепежные узлы, проверяют звук, нагрев и наличие смазки подшипников, подтягивают и зачищают контактные соединения, осматривают заземление, заменяют, если необходимо, щетки, чистят пусковой реостат, доливают в него масло. В это же время проводятся замеры сопротивления изоляции мегомметром.
Замена, хотя бы частичная, обмоток электродвигателя относится уже к капитальному ремонту, сюда же относится правка вала, замена или заварка подшипниковых щитов и т.д.
Во время эксплуатации электрических приводов большое значение имеет наблюдение за смазкой электрических машин и механических передач. Масло для подшипников должно быть соответствующих марок. Необходимо в подшипниках скольжения с кольцевой смазкой доливать масло один раз в неделю или в декаду и полностью менять один раз в два—три месяца. В шариковых и роликовых подшипниках смазку меняют два раза в год. Крышки подшипников скольжения должны быть плотно закрыты для предотвращения попадания в них влаги и пыли. Подшипники не должны сильно нагреваться (если руку трудно удержать на горячем подшипнике, двигатель следует остановить).
При неудовлетворительных показаниях сопротивления изоляции возможно, что изоляция необязательно повреждена, а просто отсырела. При этом электродвигатели и аппараты подвергаются сушке. Имеются специальные сушильные шкафы. Малые двигатели можно просушивать софитами с лампами накаливания.
Контроллеры. Контроллеры служат для управления работой электродвигателя, т.е. его включения, регулирования частоты вращения, остановки и изменения направления движения (реверсирования). Контроллеры, применяемые для управления электродвигателями крановых механизмов, по принципу работы разделяются на два вида:
непосредственного управления, или силовые, замыкающие или размыкающие силовые цепи двигателя при помощи контактных устройств контроллера с ручным приводом;
дистанционного управления, или магнитные, управляемые при помощи командоконтроллеров, переключающих цепи управления.
Силовыми контроллерами, применяемыми на башенных кранах, служат кулачковые контроллеры переменного тока ККТ (рис. 7.1).
Основными узлами кулачкового контроллера являются контактные элементы и вал 5 с кулачковыми шайбами 4. Каждый контактный элемент состоит из основания 1, подвижного рычага 2 с роликом и подвижным контактом и приводной пружины 3, обеспечивающей замыкание подвижного и неподвижного контактов. Контактные элементы крепятся к корпусу 8 контроллера. Вал с кулачковыми шайбами (кулачковый барабан) вращается в подшипниках, закрепленных в корпусе контроллера. Поворот кулачкового барабана осуществляется с помощью рукоятки 6, насаженной на выступающий конец вала.
Контроллеры выпускают двух видов: контроллеры для управления одним и двумя двигателями.
Магнитные контроллеры представляют собой панель в открытом или защищенном исполнении, на которой размещены контакторы, реле управления, плавкие предохранители и другие аппараты управления и электрической защиты.
Для управления катушками контакторов и реле магнитного контроллера обычно служит командоконтроллер. Командоконтроллер имеет такой же принцип работы, как и кулачковый контроллер ККТ, но количество переключаемых цепей у него меньше, а контакты серебряные, мостикового типа.
|
|
Магнитные контроллеры обладают рядом преимуществ по сравнению с силовыми:
магнитным контроллером любой мощности управляют с помощью малогабаритного аппарата — командоконтроллера без применения значительного мускульного усилия машиниста;
магнитные контроллеры могут быть установлены вне кабины, в любом месте на кране;
контакторы магнитных контроллеров более износоустойчивы, чем контакты кулачковых контроллеров.
Применение магнитных контроллеров позволяет автоматизировать операции пуска и торможения двигателя, что упрощает управление приводом и предохраняет двигатель от перегрузок.
Однако магнитные контроллеры имеют значительно более сложную схему и большее количество электроаппаратов, чем силовые, и поэтому требуют более тщательного ухода.
Контакторы и магнитные пускатели. Контакторы. Контактором называется электрический аппарат для замыкания и размыкания силовых электрических цепей, приводимый в действие при помощи электромагнита.
В зависимости от рода тока различают контакторы постоянного и переменного тока. По числу одновременно переключаемых цепей контакторы разделяют на однополюсные и многополюсные. Контакторы постоянного тока выпускаются одно- и двухполюсными, а контакторы переменного тока — двух-, трех- и четырехполюсными.
Главные контакты делают массивными, рассчитанными на большую силу тока, а блок-контакты — небольшими, так как в цепи управления сила тока не превышает 5... 10 А.
При размыкании электрических цепей, находящихся под нагрузкой, между силовыми контактами контактора возникает электрическая дуга, которая вызывает ускоренный износ контактов и даже их разрушение. Для сокращения времени горения дуги применяются различные системы принудительного дугогашения.
Контакторы используют в магнитных контроллерах башенных кранов в качестве линейных контакторов цепи защиты и в реверсорах.
|
|
Магнитные пускатели. Магнитным пускателем называется малогабаритный контактор специального исполнения, предназначенный для пуска, остановки и реверсирования асинхронных короткозамкнутых электродвигателей, а также для коммутации (замыкания и размыкания) других электрических цепей. Магнитный пускатель может иметь встроенные тепловые реле для защиты электрической цепи от перегрузок.
На башенных кранах пускатели применяют для управления короткозамкнутыми двигателями, в магнитных контроллерах и для коммутации других силовых цепей.
Реле управления и защиты. Реле времени. Реле времени применяют в магнитных контроллерах кранов для автоматического замыкания и размыкания цепей управления с заданной выдержкой времени.
Промежуточное реле. Промежуточное реле применяют в крановых схемах в качестве вспомогательного аппарата, если основной аппарат не обладает достаточным количеством контактов, требуемых для работы схемы, а также если мощность контактов основного аппарата недостаточна для размыкания или замыкания цепи управления.
Реле минимального тока. Реле применяют в схеме привода грузовой лебедки с тормозной машиной для контроля силы тока обмотки возбуждения.
Реле максимального тока. Реле максимальной силы тока (максимальное реле) — электромагнитное токовое реле мгновенного действия. Реле применяют для защиты электродвигателей от повреждения при резком возрастании силы тока, например, при большой перегрузке, резком включении, коротком замыкании.
Тепловое реле. Тепловое реле служит для защиты электродвигателя от небольших, но длительных перегрузок, при которых сила тока двигателя на 30% и более превышает номинальное значение. Тепловое реле срабатывает при определенном значении силы тока в течение некоторого интервала времени.
Резисторы. Применяемые в электрооборудовании башенных кранов резисторы делятся на пускорегулирующие, включаемые в силовую сеть электродвигателей, и резисторы, используемые в цепях управления и сигнализации.
Пускорегулирующие резисторы (реостаты) включаются в цепь ротора электродвигателя и служат для плавного разгона, торможения и регулирования частоты вращения электродвигателя, а также для торможения его в режиме противовключения.
В проволочных резисторах на металлические держатели, изолированные по граням фарфоровыми изоляторами, намотана константановая проволока.
Элементы ленточных резисторов (рис. 7.2) выполняются из намотанной на ребро ленты 3, укрепленной на стальном держателе с помощью фарфоровых изоляторов 1. Эти элементы собираются в ящике аналогично проволочным резисторам.
Пускорегулирующий реостат в зависимости от мощности и назначения электродвигателя состоит из одного или нескольких ящиков резисторов.
Включают реостаты в цепь ротора двигателя или выключают (закорачивают) их в процессе работы с помощью контроллеров. Резисторы рассчитаны, как правило, только на кратковременное включение при пуске или торможении двигателя. Длительная работа электродвигателей с включенными реостатами (рукоятка контроллера не установлена в крайнее положение) недопустима, так как при этом резисторы сильно перегреваются.
Тормозные машины. Тормозные машины применяют в электроприводе грузоподъемных лебедок для получения пониженных скоростей перемещения груза.
На башенных кранах устанавливают тормозную машину переменного тока ТМ-4А, представляющую собой короткозамкнутый асинхронный электродвигатель специального исполнения, имеющий малую частоту вращения.
Тормозная машина рассчитана на кратковременную работу с ПВ = 15 % и должна использоваться только для небольших перемещений грузов.
Тормозные электромагниты и электрогидравлические толкатели. Тормозные электромагниты и электрогидравлические толкатели применяют для растормаживания колодочных тормозов в механизмах крана.
Тормозные электромагниты. Тормозные электромагниты имеют две основные части: магнитопровод и обмотку возбуждения (катушку). Магнитопровод состоит из неподвижного ярма и подвижного якоря. При прохождении тока через укрепленную на ярме катушку возникает магнитное поле, под действием которого якорь притягивается к ярму и через систему рычагов растормаживает тормоз.
Тормозные электромагниты разделяют по роду питания на электромагниты переменного и постоянного тока.
Электрогидравлические толкатели. Электрогидравлические толкатели — это машины, преобразующие электрическую энергию в механическую и имеющие прямолинейно перемещающийся исполнительный орган (шток).
По сравнению с тормозными электромагнитами электрогидравлические толкатели обладают рядом преимуществ:
размеры и масса их меньше по сравнению с аналогичными по рабочим параметрам электромагнитами, потребление электроэнергии также в несколько раз меньше;
величина напорного усилия гидротолкателя не зависит от положения поршня, в то время как у электромагнита усилие резко изменяется в зависимости от величины воздушного зазора между ярмом и якорем;
внешней нагрузки до величины максимального упорного усилия толкателя поршень останавливается. При этом не происходит ни перегрузки двигателя, ни механических повреждений элементов толкателя.
Полупроводниковые выпрямители. Полупроводниковые выпрямители служат для выпрямления переменного тока в постоянный, который применяют на башенных кранах для питания обмоток возбуждения тормозных машин и тормозных электромагнитов, цепей управления катушек контакторов и цепей управления магнитных усилителей, для динамического торможения асинхронных двигателей, а также для питания цепей ограничителей грузоподъемности и анемометров.
Конечные выключатели. Конечные выключатели служат для ограничения действия механизмов крана, включения цепей сигнализации, а также используются в качестве выключателей блокировки.
По принципу работы конечные выключатели подразделяют:
на рычажные (рис. 7.3), срабатывающие при действии на них отключающих устройств;
приводные (шпиндельные), которые жестко связаны с валом механизма и срабатывают после поворота вала выключателя на определенный угол.
Плавкие предохранители. Плавкие предохранители предназначены для защиты электрооборудования и электрических сетей от больших токов, возникающих при коротких замыканиях, и значительных (50% и более) перегрузках.
В предохранителе помещается проводник с низкой температурой плавления (плавкая вставка), через который проходит ток защищаемой цепи. При увеличении силы тока выделяется большое количество тепла, под действием которого проводник расплавляется и размыкает цепь. На башенных кранах применяют трубчатые предохранители без наполнения ПР-2 и с наполнением ПН2, НПР, НПН.
Рубильники. Силовые распределительные ящики. Рубильники и силовые распределительные ящики служат для нечастой коммутации (замыкания и размыкания) электрических цепей переменного и постоянного тока напряжением до 500 В. На башенных кранах рубильники применяют в защитных панелях и в силовых распределительных ящиках. Силовые распределительные ящики используют на башенных кранах в качестве вводных (портальных) рубильников, устанавливаемых в нижней части металлоконструкции крана, на портале или на ходовой раме.
Рубильник (рис. 7.4, а) имеет один или несколько подвижных ножей 7, шарнирно укрепленных в контактных стойках 6. Ножи связаны траверсой 3 из изолирующего материала. При включении рубильника ножи вводятся в контактные губки 2. К губкам присоединяют провода от источника питания, а к контактным стойкам ножей — провода включаемой рубильником цепи. Рубильником управляют (включают и отключают) с помощью рукоятки 4.
По числу размыкаемых цепей различают одно-, двух- и трехполюсные рубильники.
Силовой распределительный ящик (рис. 7.4, б) представляет собой шкаф 7 со встроенными в него рубильником 8 и предохранителями 10. Рубильник управляется с помощью рычажного привода боковой рукояткой 9. Рукоятка имеет блокировочное устройство, благодаря которому нельзя открыть крышку шкафа при включенном рубильнике и включить рубильник при открытой крышке. В корпусе предусмотрен зажим для крепления заземляющего провода.
В некоторых конструкциях силовых распределительных ящиков вместо отдельно устанавливаемых рубильника и плавких предохранителей применяют встраиваемый блок предохранитель—выключатель (рис. 7.4, в). Блок состоит из контактных губок 11, установленных на изоляционной панели, и подвижных ножей 14, выполненных вместе с предохранителями. Блок включается и отключается рукояткой 13, связанной с ножами при помощи рычажной системы 12.
На всех распределительных ящиках, которые установлены в качестве портального рубильника на кране или в качестве рубильника
на подключательном пункте у подкранового пути, предусматривается устройство для запирания ящика с рукояткой, установленной в положение «Выключено». Оно должно быть выполнено так, чтобы в запертом положении нельзя было включить рукоятку, а при включенной рукоятке — запереть устройство.
Автоматические выключатели. Автоматические выключатели (автоматы) предназначены для автоматического отключения электрических цепей в случае нарушения нормальных условий их работы (например, при перегрузке или коротком замыкании), а также для нечастой коммутации.
Автомат (рис. 7.5, а) состоит из кожуха, коммутирующего устройства, дугогасительных камер, механизма управления и
расцепителей максимального тока. Он отключается при срабатывании расцепителей максимальной силы тока. По принципу действия расцепители бывают: тепловыми, электромагнитными и комбинированными, состоящими из последовательно включенного теплового и электромагнитного расцепителей. Основным элементом теплового расцепителя является биметаллическая пластина.
Электромагнитный расцепитель состоит из катушки 14 и сердечника 13. При возникновении тока короткого замыкания сердечник мгновенно втягивается в катушку. При этом рычаг 11 поворачивается, освобождает от зацепления с зубом фигурную деталь 6 и автомат отключается без выдержки времени.
Аппаратура ручного управления. Для нечастых переключений цепей управления и освещения в схемах башенных кранов применяют кнопки управления, выключатели управления, пакетные выключатели и универсальные переключатели.
Кнопки управления (рис. 7.6, а) служат для замыкания и размыкания цепей катушек контакторов, магнитных пускателей и реле,
а также для включения звукового сигнала. Комплект кнопок, встроенных в общий кожух, называется кнопочной станцией.
Выключатели управления бывают с ручным приводом и педальным (ножным). Выключатели с ручным приводом используются для отключения линейного контактора, их обычно называют аварийными выключателями. Педальные выключатели (рис. 7.6, б) применяют для включения цепей управления, например для управления посадочной скоростью грузовых лебедок в схеме противовключения. Контакты выключателей управления рассчитаны на силу тока до 10 А.
Пакетные выключатели (рис. 7.6, в) применяют в схеме кранов для включения цепей управления и освещения. С помощью пакетных выключателей включают рабочее освещение и нагревательные приборы.
Пакетный выключатель состоит из двух узлов: контактной системы и переключающего механизма.
Пакетные выключатели выпускают в открытом и защищенном исполнении на величину силы тока от 10 до 60 А.
Универсальные переключатели (рис. 7.6, г) — это многоцепные электрические аппараты, применяемые для нечастых переключений электрических цепей. На башенных кранах, у которых предусмотрено управление механизмами из кабины или с переносного монтажного пульта, универсальные переключатели используют для переключения схемы крана на пульт или кабину. На некоторых кранах переключатели применены в качестве командоаппаратов для управления магнитными контроллерами.
Токоприемники. С помощью токоприемника электрооборудование вращающейся части крана связано с внешней сетью и электроаппаратами, установленными на неповоротной части крана.
По принципу работы токоприемники башенных кранов разделяют на кольцевые и бескольцевые.
Бескольцевой токоприемник представляет собой шлейф из гибких проводов, связывающих зажимы цепи на вращающейся и неповоротной частях крана. Длина проводов выбирается достаточной для двух полных оборотов крана (720°) в обе стороны от начального положения.
Бескольцевой токоприемник применяют на большинстве башенных кранов, так как он значительно проще и надежней кольцевого. При эксплуатации крана с бескольцевым токоприемником следует систематически наблюдать за работой ограничителя поворота, так как его неисправность может привести к скручиванию и обрыву проводов гибкого шлейфа.
Провода и кабели. Для подключения электрооборудования к внешней цепи, а также для электрической связи между электродвигателями и электроаппаратами на башенном кране применяют провода и кабели.
Провода и жилы кабелей всех цепей крановой электросхемы должны иметь хорошо видную буквенную и цифровую маркировку.
Согласно правилам устройства электроустановок электропроводка на кранах может выполняться проводами и кабелями с медными жилами. Сечение проводов и токоведущих жил кабелей выбирают по допустимым длительным токовым нагрузкам в зависимости от мощности, потребляемой приемником. Однако по условиям механической прочности сечение медных проводов должно быть не менее 2,5 мм2. В цепях управления для присоединения командоаппаратов, а также в цепях телеуправления и связи допускается использовать гибкие провода с медными жилами сечением меньше 2,5 мм2 при условии, что эти провода не несут механической нагрузки.
Внешнюю электропроводку по крану выполняют гибким кабелем с медными жилами в резиновой или равноценной изоляции, предназначенной для работы в интервале температур от —40 до +40°С. Для электропроводки в шкафах магнитных контроллеров и в кабинах используют одножильные и многожильные провода (ПР, ПРГ, ПВ-ХЛ, ПГВ-ХЛ) либо кабели для внешней проводки.
Кабельные барабаны. Электрическая энергия подается от внешней цепи к электрооборудованию крана по кабелю. Длина кабеля, который соединяет вводный рубильник на ходовой раме (портале) башенного крана с подключательным пунктом у кранового пути, обычно равна 50 м.
Для предохранения кабеля от износа и обрывов при задевании за неровности подкранового пути применяют различные средства. При длине пути более 50 м подключательный пункт размещают у середины подкранового пути, а для кабеля устраивают деревянный лоток, по которому кабель протаскивают краном. При длине пути 50 м и менее вдоль подкранового пути натягивают на стойках проволоку или канат, а к ним с помощью проволочных колец прикрепляют кабель.
Применение кабельного барабана избавляет от необходимости выполнять эти сложные и ненадежные устройства. Кабельный барабан предназначен для наматывания (или сматывания) кабеля при перемещении крана по рельсовому пути. Барабан представляет собой полый цилиндр, внутри которого помещается кольцевой токоприемник, связывающий наматывающийся кабель с вводным рубильником.
Кабель наматывается на внешнюю цилиндрическую поверхность барабана. Кабельный барабан укрепляется на металлоконструкции крана и имеет приводное устройство, с помощью которого происходит наматывание кабеля на барабан при движении крана к подключательному пункту. Кабель сматывается с барабана за счет собственного натяжения или в результате изменения направления вращения привода барабана.
ЭЛЕКТРОНИКА
Общие сведения о полупроводниках
Полупроводниками называют вещества, удельная проводимость которых имеет промежуточное значение между удельными проводимостями металлов и диэлектриков. Полупроводники одновременно являются плохими проводниками и плохими диэлектриками. Граница между полупроводниками и диэлектриками условна, так как диэлектрики при высоких температурах могут вести себя как полупроводники, а чистые полупроводники при низких температурах ведут себя как диэлектрики. В металлах концентрация электронов практически не зависит от температуры, а в полупроводниках носители заряда возникают лишь при повышении температуры или при поглощении энергии от другого источника.
Типичными полупроводниками являются углерод (С), германий (Ge) и кремний (Si). Германий - это хрупкий серовато-белый элемент, открытый в 1886г. Источником порошкообразной двуокиси германия, из которой получают твердый чистый германий, являются золы некоторых сортов угля.
Кремний был открыт в 1823 г. Он широко распространен в земной коре в виде кремнезема (двуокиси кремния), силикатов и алюмосиликатов. Двуокисью кремния богаты песок, кварц, агат и кремень. Из двуокиси кремния химическим путем получают чистый кремний. Кремний является наиболее широко используемым полупроводниковым материалом.
Рассмотрим подробнее образование электронов проводимости в полупроводниках на примере кремния. Атом кремния имеет порядковый номер Z = 14 в периодической системе Менделеева. Поэтому в состав его атома входят 14 электронов. Однако только четыре из них находятся на незаполненной внешней оболочке и являются слабо связанными. Эти электроны называются валентными и обусловливают четыре валентности кремния. Атомы кремния способны объединять свои валентные электроны с другими атомами кремния с помощью, так называемой ковалентной связи (рис. 11.1). При ковалентной связи валентные электроны совместно используются различными атомами, что приводит к образованию кристалла.
Рис. 11.1
При повышении температуры кристалла тепловые колебания решетки приводят к разрыву некоторых валентных связей. В результате этого часть электронов, ранее участвовавших в образовании валентных связей, отщепляется и становится электронами проводимости. При наличии электрического поля они перемещаются против поля и образуют электрический ток.
Однако при освобождении электрона в кристаллической решетке образуется незаполненная межатомная связь. Такие «пустые» места с отсутствующими электронами связи получили название «дырок». Возникновение дырок в кристалле полупроводника создает дополнительную возможность для переноса заряда. Действительно, дырка может быть заполнена электроном, перешедшим под действием тепловых колебаний от соседнего атома. В результате на этом месте будет восстановлена нормальная связь, но зато в другом месте появится дырка. В эту новую дырку в свою очередь может перейти какой-либо из других электронов связи и т.д. Последовательное заполнение свободной связи электронами эквивалентно движению дырки в направлении, противоположном движению электронов. Таким образом, если при наличии электрического поля электроны перемещаются против поля, то дырки будут двигаться в направлении поля, т.е. так, как двигались бы положительные заряды. Следовательно, в полупроводнике имеются два типа носителей тока - электроны и дырки, а общая проводимость полупроводника является суммой электронной проводимости (n-типа, от слова negative) и дырочной проводимости (p -типа, от слова positive).
Наряду с переходами электронов из связанного состояния в свободное существуют обратные переходы, при которых электрон проводимости улавливается на одно из вакантных мест электронов связи. Этот процесс называют рекомбинацией электрона и дырки. В состоянии равновесия устанавливается такая концентрация электронов (и равная ей концентрация дырок), при которой число прямых и обратных переходов в единицу времени одинаково.
Рассмотренный процесс проводимости в чистых полупроводниках называется собственной проводимостью. Собственная проводимость быстро возрастает с повышением температуры, и в этом существенное отличие полупроводников от металлов, у которых с повышением температуры проводимость уменьшается. Все полупроводниковые материалы имеют отрицательный температурный коэффициент сопротивления.
Чистые полупроводники являются объектом главным образом теоретического интереса. Основные исследования полупроводников связаны с влиянием добавления примесей в чистые материалы. Без этих примесей не было бы большинства полупроводниковых приборов.
Чистые полупроводниковые материалы, такие как германий и кремний, содержат при комнатной температуре небольшое количество электронно-дырочных пар и поэтому могут проводить очень маленький ток. Для увеличения проводимости чистых материалов используется легирование.
Легирование - это добавление примесей в полупроводниковые материалы. Используются два типа примесей. Примеси первого типа - пятивалентные -состоят из атомов с пятью валентными электронами, например, мышьяк и сурьма. Примеси второго типа - трехвалентные - состоят из атомов с тремя валентными электронами, например, индий и галлий.
Когда чистый полупроводниковый материал легируется пятивалентным материалом, таким как мышьяк (As), то некоторые атомы полупроводника замещаются атомами мышьяка (рис. 11.2).
рис. 11.2
Атом мышьяка вводит четыре своих валентных электрона в ковалентные связи с соседними атомами. Его пятый электрон слабо связан с ядром и легко может стать свободным. Атом мышьяка называется донорским, поскольку он отдает свой лишний электрон. В легированном полупроводниковом материале находится достаточное количество донорских атомов, а следовательно, и свободных электронов для поддержания тока.
При комнатной температуре количество дополнительных свободных электронов превышает количество электронно-дырочных пар. Это означает, что в материале больше электронов, чем дырок. Поэтому электроны называют основными носителями. Дырки называют не основными носителями. Поскольку основные носители имеют отрицательный заряд, такой материал называется полупроводником n - типа.
Когда полупроводниковый материал легирован трехвалентными атомами, например атомами индия (In), то эти атомы разместят свои три валентных электрона среди трех соседних атомов (рис. 11.3).
Рис. 11.3
Это создаст в ковалентной связи дырку. Наличие дополнительных дырок позволит электронам легко дрейфовать от одной ковалентной связи к другой. Так как дырки легко принимают электроны, атомы, которые вносят в полупроводник дополнительные дырки, называются акцепторными.
При обычных условиях количество дырок в таком материале значительно превышает количество электронов. Следовательно, дырки являются основными носителями, а электроны – не основными. Поскольку основные носители имеют положительный заряд, материал называется полупроводником p-типа.
Полупроводниковые материалы n- и p-типов имеют значительно более высокую проводимость, чем чистые полупроводники. Эта проводимость может быть увеличена или уменьшена путем изменения количества примесей. Чем сильнее полупроводниковый материал легирован, тем меньше его электрическое сопротивление. Контакт двух полупроводников с различными типами проводимости называется p-n-переходом и обладает очень важным свойством - его сопротивление зависит от направления тока. Отметим, что такой контакт нельзя получить, прижимая друг к другу два полупроводника, p-n-переход создается в одной пластине полупроводника путем образования в ней областей с различными типами проводимости. Методы получения p-n-переходов описаны ниже. Итак, в куске монокристаллического полупроводника на границе между двумя слоями с различного рода проводимостями образуется p-n-переход. На ней имеет место значительный перепад концентраций носителей зарядов. Концентрация электронов в n-области во много раз больше их концентрации в n-области. Вследствие этого электроны диффундируют в область их низкой концентрации (в n-область). Здесь они рекомбинируют с дырками и таким путем создают пространственный отрицательный заряд ионизированных атомов акцептора, не скомпенсированный положительным зарядом дырок. Одновременно происходит диффузия дырок в n-область. Здесь создается не скомпенсированный зарядом электронов пространственный положительный заряд ионов донора. Таким образом, на границе создается двойной слой пространственного заряда (рис. 11.4, а), обедненный основными носителями тока. В этом слое возникает контактное электрическое поле Es, препятствующее дальнейшему переходу электронов и дырок из одной области в другую.
Контактное поле поддерживает состояние равновесия на определенном уровне. Но и в этом случае под действием тепла небольшая часть электронов и дырок будет продолжать проходить через потенциальный барьер, обусловленный пространственными зарядами, создавая ток диффузии. Однако одновременно с этим под действием контактного поля не основные носители заряда p- и n-областей (электроны и дырки) создают небольшой ток проводимости. В состоянии равновесия эти токи взаимно компенсируются.
рис. 11.4
Если к p-n-переходу подключить внешний источник тока, то напряжение указанной на рис. 11.4,б обратной полярности приведет к появлению внешнего поля Е, совпадающего по направлению с контактным полем ек. В результате ширина двойного слоя увеличится, и тока за счет основных носителей практически не будет. В цепи возможен лишь незначительный ток за счет не основных носителей (обратный ток Iобр).
При включении напряжения прямой полярности направление внешнего поля противоположно направлению контактного поля (рис. 11.4, в). Ширина двойного слоя уменьшится, и в цепи возникнет большой прямой ток Iпр. Таким образом, p-n-переход обладает ярко выраженной односторонней проводимостью. Это отражает его вольтамперная характеристика (рис. 11.5).
рис. 11.5
Когда к p-n-переходу приложено прямое напряжение, ток быстро возрастает с ростом напряжения. Когда же к р-n-переходу приложено обратное напряжение, ток очень мал, быстро достигает насыщения и не изменяется до некоторого предельного значения обратного напряжения, после чего резко возрастает. Это так называемое напряжение пробоя U пр, при котором наступает пробой p-n-перехода и он разрушается. Следует отметить, что на рис.11.5 масштаб обратного тока в тысячу раз меньше масштаба прямого тока.
Полупроводниковые диоды
P-n-переход является основой полупроводниковых диодов, которые применяются для выпрямления переменного тока и для других нелинейных преобразований электрических сигналов.
Диод проводит ток в прямом направлении только тогда, когда величина внешнего напряжения (в вольтах) больше потенциального барьера (в электрон-вольтах). Для германиевого диода минимальное внешнее напряжение равно 0,3 В, а для кремниевого - 0,7 В. Когда диод начинает проводить ток, на нем появляется падение напряжения. Это падение напряжения равно потенциальному барьеру и называется прямым падением напряжения.
Все диоды обладают малым обратным током. В германиевых диодах он измеряется в микроамперах, а в кремниевых - в наноамперах. Германиевый диод имеет больший обратный ток и более чувствителен к температуре. Этот недостаток германиевых диодов компенсируется невысоким потенциальным барьером.
При комнатной температуре обратный ток мал. При повышении температуры обратный ток увеличивается, нарушая работу диода. В германиевых диодах обратный ток выше, чем в кремниевых диодах, и сильнее зависит от температуры, удваиваясь при повышении температуры приблизительно на 10 °С.
Схематическое обозначение диода показано на рис. 11.6. p-часть представлена стрелкой, а n-часть - чертой.
рис. 11.6
Прямой ток течет от части p к части n (по стрелке). Часть n называется катодом, а часть p - анодом.
Существуют три типа p-n-переходов: выращенные переходы, вплавленные переходы и диффузионные переходы, которые изготавливаются по различным технологиям. Методы изготовления каждого из этих переходов различны. Метод выращивания перехода (наиболее ранний) состоит в следующем: чистый полупроводниковый материал и примеси p-типа помещают в кварцевый контейнер и нагревают до тех пор, пока они не расплавятся. В расплавленную смесь помещают маленький полупроводниковый кристалл, называемый затравкой. Затравочный кристалл медленно вращается и вытягивается из расплава настолько медленно, чтобы на нем успел нарасти слой расплавленной смеси. Расплавленная смесь, нарастая на затравочный кристалл, охлаждается и затвердевает. Она имеет такую же кристаллическую структуру, как и затравка. После вытягивания затравка оказывается попеременно легированной примесями n- и p-типов. Это создает в выращенном кристалле слои n- и p-типов. Таким образом, выращенный кристалл состоит из многих p-n слоев.
Метод создания вплавленных p-n-переходов предельно прост. Маленькая гранула трехвалентного материала, такого как индий, размещается на кристалле полупроводника n-типа. Гранула и кристалл нагреваются до тех пор, пока гранула не расплавится сама и частично не расплавит полупроводниковый кристалл. На участке, где они стыкуются, образуется материал p-типа. После охлаждения материал перекристаллизовывается и формируется твердый p-n-переход.
В настоящее время чаще всего используют диффузионный метод получения p-n-переходов. Маска с прорезями размещается над тонким срезом полупроводника p- или n-типа, который называется подложкой. После этого подложка помещается в печь и подвергается контакту с примесями, находящимися в газообразном состоянии. При высокой температуре атомы примеси проникают в подложку. Глубина проникновения контролируется длительностью экспозиции и температурой.
После формирования p-n-перехода диод надо поместить в корпус, чтобы защитить его от влияния окружающей среды и механических повреждений. Корпус должен также обеспечить возможность соединения диода с цепью. Вид корпуса определяется назначением диода (рис. 11.7).
Рис. 11.7
Если через диод должен протекать большой ток, корпус должен быть рассчитан так, чтобы уберечь p-n-переход от перегрева.
Диод можно проверить путем измерения с помощью омметра прямого и обратного сопротивлений. Величина этих сопротивлений характеризует способность диода пропускать ток в одном направлении и не пропускать ток в другом направлении.
Германиевый диод имеет низкое прямое сопротивление, порядка 100 Ом, а его обратное сопротивление превосходит 100 000 Ом. Прямые и обратные сопротивления кремниевых диодов выше, чем у германиевых. Проверка диода с помощью омметра должна показать низкое прямое сопротивление и высокое обратное сопротивление. Если положительный вывод омметра соединен с анодом диода, а отрицательный вывод с катодом, то диод смещен в прямом направлении. В этом случае через диод идет ток, и омметр показывает низкое сопротивление. Если выводы омметра поменять местами, то диод будет смещен в обратном направлении, через него будет идти маленький ток, и омметр покажет высокое сопротивление.
Если сопротивление диода низкое в прямом и в обратном направлениях, то он, вероятно, закорочен. Если диод имеет высокое сопротивление и в прямом и в обратном направлениях, то в нем, вероятно, разорвана цепь.
Как германиевые, так и кремниевые диоды могут быть повреждены сильным нагреванием или высоким обратным напряжением. Производители указывают максимальный прямой ток, который может безопасно течь через диод, не перегревая его, а также максимальное обратное напряжение. Дело в том, что высокое обратное напряжение, приложенное к диоду, может создать сильный обратный ток, который перегреет диод и приведет к его пробою. Обратное напряжение, при котором наступает пробой, называется напряжением пробоя, или максимальным обратным напряжением.
Стабилитроны
Для работы при напряжениях, превышающих напряжение пробоя диода, предназначены специальные диоды, которые называются стабилитронами. В этом случае область обратных напряжений, при которой наступает пробой, называется областью стабилизации.
Когда обратное напряжение достаточно велико, чтобы вызвать пробой стабилитрона, через него течет высокий обратный ток. До наступления пробоя обратный ток невелик. После наступления-пробоя обратный ток резко возрастает. Это происходит потому, что сопротивление стабилитрона уменьшается при увеличении обратного напряжения.
Стабилитроны выпускают с определенным напряжением пробоя, которое называют напряжением стабилизации. Напряжение пробоя стабилитрона определяется удельным сопротивлением диода. Оно в свою очередь зависит от техники легирования, использованной при его изготовлении. Паспортное напряжение пробоя - это обратное напряжение при токе стабилизации. Ток стабилизации несколько меньше максимального обратного тока диода. Напряжение пробоя обычно указывается с точностью от 1 до 20%.
Способность стабилитрона рассеивать мощность уменьшается при увеличении температуры. Следовательно, рассеиваемая стабилитроном мощность указывается для определенной температуры. Величина рассеиваемой мощности также зависит от длины выводов: чем короче выводы, тем большая мощность рассеивается на диоде. Производитель указывает также коэффициент отклонения для определения рассеиваемой мощности при других температурах. Например, коэффициент отклонения 6 милливатт на градус Цельсия означает, что рассеиваемая диодом мощность уменьшается на 6 милливатт при повышении температуры на один градус.
Корпуса стабилитронов имеют такую же форму, как и у обычных диодов.
Маломощные стабилитроны выпускаются в корпусах из стекла или эпоксидной смолы, а мощные - в металлическом корпусе с винтом. Схематическое обозначение стабилитрона показано на рис. 11.8.
Рис. 11.8
Основными параметрами стабилитронов являются максимальный ток стабилизации, обратный ток и обратное напряжение. Максимальный ток стабилизации - это максимальный обратный ток, который может течь через стабилитрон без превышения рассеиваемой мощности, указанной производителем. Обратный ток - это ток утечки перед началом пробоя. Он указывается при некотором обратном напряжении, равном примерно 80% напряжения стабилизации.
Стабилитроны используют для стабилизации напряжения, например, для компенсации изменения напряжения линии питания или изменения резистивной нагрузки, питаемой постоянным током.
рис. 11.9
На рис. 11.9 показана типичная регулирующая цепь со стабилитроном. Стабилитрон соединен последовательно с резистором R. Резистор обусловливает прохождение через стабилитрон такого тока, чтобы он работал в режиме пробоя (стабилизации). Входное постоянное напряжение должно быть выше напряжения стабилизации стабилитрона. Падение напряжения на стабилитроне равно напряжению стабилизации стабилитрона. Падение напряжения на резисторе равно разности входного напряжения и напряжения стабилизации.
Входное напряжение может увеличиваться или уменьшаться. Это обусловливает соответствующее увеличение или уменьшение тока через стабилитрон. Когда стабилитрон работает при напряжении стабилизации (в области пробоя), при увеличении входного напряжения через него может идти большой ток. Однако напряжение на стабилитроне останется прежним. Стабилитрон оказывает противодействие увеличению входного напряжения, так как при увеличении тока его удельное сопротивление падает. Это позволяет выходному напряжению на стабилитроне оставаться постоянным при изменениях входного напряжения. Изменение входного напряжения проявляется только в изменении падения напряжения на последовательно включенном резисторе. Сумма падений напряжения на этом резисторе и стабилитроне равна входному напряжению. Выходное напряжение снимается со стабилитрона. Выходное напряжение может быть увеличено или уменьшено путем замены стабилитрона и включенного последовательно с ним резистора.
Описанная цепь выдает постоянное напряжение. При расчете цепи должны учитываться как ток, так и напряжение. Внешняя нагрузка потребляет ток, который определяется ее сопротивлением и выходным напряжением. Через резистор, включенный последовательно со стабилитроном, протекает и ток нагрузки, и ток стабилизации. Этот резистор должен быть подобран таким образом, чтобы через стабилитрон шел ток стабилизации, и он находился в области пробоя.
При увеличении резистивной нагрузки идущий через нее ток уменьшается, что должно вызвать увеличение падения напряжения на нагрузке. Но стабилитрон препятствует любому изменению напряжения. Сумма тока стабилизации и тока нагрузки через последовательно включенный резистор остается постоянной. Это обеспечивает постоянство падения напряжения на последовательно включенном резисторе. Аналогично, когда ток через нагрузку увеличивается, ток стабилизации уменьшается, обеспечивая постоянство напряжения. Это позволяет цепи поддерживать выходное напряжение постоянным при колебаниях входного.
Тиристоры
Тиристоры - это обширный класс полупроводниковых приборов, используемых для электронного переключения. Эти полупроводниковые устройства обладают двумя устойчивыми состояниями и имеют три или более p-n-переходов. Тиристоры охвачены внутренней положительной обратной связью, позволяющей увеличивать амплитуду выходного сигнала путем подачи на вход части выходного напряжения.
Тиристоры широко используются при управлении мощностью постоянного и переменного токов. Они применяются для включения и выключения мощности, подаваемой на нагрузку, а также для регулирования ее величины, например для управления освещенностью или скоростью вращения двигателя.
Тиристоры изготавливаются из кремния диффузионным или диффузионно-сплавным методом и состоят из четырех полупроводниковых слоев p-типа и n-типа, расположенных поочередно. На рис. 11.10 изображены упрощенная схема тиристора (а), его вольтамперная характеристика (б) и его схематическое обозначение (в).
А
Б В
Четыре слоя прилегают друг к другу, образуя три p-n-перехода. Два крайних вывода - это анод и катод, а к одному из средних слоев может быть подключен управляющий электрод. Данный тиристор не содержит управляющего электрода, и управление его открыванием и закрыванием осуществляется путем изменения приложенного к нему напряжения. Такие тиристоры называются динисторами.
При указанной на рис. 11.10,а полярности приложенного к тиристору напряжения, основная его часть придется на закрытый p-n-переход 2, тогда как переходы 1 и 3 окажутся открытыми. При этом дырки, переходящие из слоя p1 в слой р2, частично рекомбинируют с электронами в слое п1. Их некомпенсированный заряд в слое рг вызовет вторичную встречную инжекцию электронов из слоя п2, и электроны из слоя пг пройдут через слой p2 в слой п1, частично рекомбинируя с дырками в слое p2. Они вызовут вторичную встречную инжекцию дырок из слоя р2. Эти явления создадут необходимые условия для развития лавинного процесса. Однако лавинный процесс начнется только при некотором достаточно большом внешнем напряжении Unep. При этом тиристор перейдет из точки А вольтамперной характеристики на участок ВС (рис. 11.10, б), и ток через него резко возрастет. При этом благодаря обилию зарядов в переходе 2 напряжение на нем сильно упадет (примерно до 1 В), и энергия, выделяемая в этом переходе, окажется недостаточной для развития необратимых процессов в структуре прибора.
Если ток через тиристор сильно уменьшить до некоторого значения Iуд (тока удержания), то тиристор закроется и перейдет в состояние с низкой проводимостью (участок ОА на рис. 11.10, б). Если к тиристору приложить напряжение обратной полярности, то его вольтамперная характеристика будет такой же, как у полупроводникового диода (участок OD на рис. 11.10,б).
Рассмотренный неуправляемый тиристор имеет существенный недостаток: его открывание и закрывание возможно лишь при больших изменениях внешнего напряжения и тока.
Значительно чаще используют тиристоры, которые имеют управляющий электрод (рис. 11.11).
рис. 11.11
Управляемый тиристор можно представить в виде эквивалентной схемы из двух транзисторов (рис. 11.12)
Рис. 11.12
Анод должен иметь положительный потенциал по отношению к катоду, а управляющий электрод оставаться свободным, n-p-n транзистор не пропускает ток, поскольку на его эмиттерный переход не подано напряжение прямого смещения (обеспечиваемое коллектором p-n-p транзистора или управляющим сигналом). А поскольку n-p-n транзистор не пропускает ток, p-n-p транзистор также заперт (так как коллектор n-p-n транзистора обеспечивает смещение на базе р-п-р транзистора). При этих условиях ток от анода к катоду не течет.
Если на управляющий электрод подать положительное напряжение по отношению к катоду, эмиттерный переход п-р-п транзистора будет смещен в прямом направлении и п-р-п транзистор откроется. Это позволит течь току базы р-п-р транзистора и откроет его. Коллекторный ток р-п-р транзистора является током базы п-р-п транзистора. Оба транзистора будут поддерживать друг друга в проводящем состоянии, позволяя току течь непрерывно от анода к катоду. Процесс будет происходить даже в том случае, если управляющее напряжение приложено на короткий момент времени. Кратковременная подача управляющего напряжения переключает цепь в проводящее состояние, и она продолжает проводить ток даже при отключении управляющего напряжения. Ток анода ограничен только внешней цепью. Для переключения тиристора в непроводящее состояние необходимо уменьшить напряжение анод-катод до нуля. Это обеспечит запирание обоих транзисторов, и они останутся запертыми до тех пор, пока опять не будет подано управляющее напряжение.
Тиристор включается положительным управляющим напряжением и выключается уменьшением напряжения анод-катод до нуля. Когда тиристор включен и проводит ток от анода к катоду, его проводимость в прямом направлении достаточно велика. Если изменить полярность напряжения катод-анод, то через цепь, проводимость которой резко уменьшится, будет течь только маленький ток утечки.
На рис. 11.13 изображено семейство вольтамперных характеристик управляемого тиристора при различных токах цепи управления.
рис. 11.13
Схематическое обозначение управляемого тиристора изображено на рис. 11.14.
Рис. 11.14
Схема включения тиристора показана на рис. 11.15. Переключатель используется для подачи и снятия управляющего напряжения.
Рис. 11.15
Резистор R2 используется для ограничения тока управляющего электрода. Напряжение между анодом и катодом обеспечивается источником переменного напряжения. Последовательно включенный
резистор R1 используется для ограничения тока анод-катод во включенном состоянии. Без резистора R1 через тиристор может течь слишком большой ток, способный повредить его.
Тиристоры используются главным образом для управления подачей мощности постоянного и переменного токов на различные типы нагрузок. Они могут быть использованы в качестве переключателей для включения и выключения цепей. Они также могут быть использованы для плавной регулировки мощности, подаваемой на нагрузку. При использовании тиристоров малый ток управляющего электрода может управлять большим током нагрузки.
Когда тиристор используется в цепи постоянного тока, не существует простого метода его выключения без снятия напряжения с нагрузки.
Когда тиристор используется в цепи переменного тока, он способен проводить ток только в течение половины каждого периода переменного тока, а именно в течение той половины, когда потенциал анода положителен по отношению к катоду. Когда ток управляющего электрода приложен постоянно, тиристор проводит постоянно. Когда ток управляющего электрода отсутствует в течение половины периода, тиристор выключается и остается выключенным до тех пор, пока ток управляющего электрода не будет подан снова. Необходимо заметить, что при этом на нагрузку подается только половина мощности. Тиристор можно использовать для управления током в течение обоих полупериодов каждого цикла, если выпрямить переменный управляющий ток перед подачей на тиристор.
Симистор - это двунаправленный управляемый тиристор. Он имеет такие же переключательные характеристики, как и обычный тиристор, но проводит переменный ток в обоих направлениях. Симистор эквивалентен двум обычным тиристорам, включенным встречно-параллельно (рис. 11.16, а). Поскольку симистор может управлять током, текущим в любом направлении, он широко используется для управления подачей переменного тока на различные типы нагрузок. Он может быть включен подачей тока на управляющий электрод и выключен уменьшением рабочего тока до величины, меньшей уровня удержания. На рис. 11.16 показаны упрощенная схема конструкции симистора и его эквивалентная схема.
А
Б
рис. 11.16
Симистор является четырехслойным устройством типа n-p-n-p, соединенным параллельно с устройством типа p-n-p-n и рассчитанным на управление током, текущим через управляющий электрод. Выводы входа и выхода обозначаются МТ1 и МТ2. Эти выводы соединены с p-n-переходами на противоположных концах устройства. Вывод МТ1 представляет собой опорную точку, относительно которой измеряются напряжение и ток на управляющем электроде. Управляющий электрод соединен с p-n-переходом на том же конце устройства, что и МТ1.От вывода МТ1 до вывода МТ2 сигнал должен пройти через последовательность слоев п-р-п-р или р-п-р-п. Схематическое обозначение симистора показано на рис. 11.17.
Рис. 11.17
Симисторы могут быть использованы в качестве переключателей переменного тока или для управления величиной мощности переменного тока, подаваемой в нагрузку. Симисторы способны передать в нагрузку полную мощность. Когда симистор используется для регулировки величины мощности подаваемой в нагрузку, необходимо специальное запускающее устройство для того, чтобы обеспечить работу симистора в течение заданного промежутка времени. Запускающее устройство необходимо потому, что симистор имеет неодинаковую чувствительность к токам управляющего электрода, текущим в противоположных направлениях.
По сравнению с обычными тиристорами симисторы обладают рядом недостатков. Симисторы могут управлять токами не более 25 А, тогда как обычные тиристоры могут управлять токами до 1400 А.
Максимальное напряжение для симисторов – 500 В, а для обычных тиристоров - 2 600 В. Симисторы рассчитаны на работу при низких частотах (от 50 до 400 Гц), тогда как обычные тиристоры могут работать на частотах до 30 000 Гц. Симисторы также имеют трудности при переключении мощности на индуктивной нагрузке.
На рис. 11.18 показан внешний вид наиболее распространенных тиристоров.
рис. 11.18
Биполярные транзисторы
В 1948г. Джон Бардин, Уолтер Браттейн и Уильям Шокли в лабораториях фирмы Bell изготовили первый работающий транзистор. Наверное, ни одно из открытий современной физики не повлияло столь непосредственно на жизнь людей, как транзистор. Благодаря своим преимуществам перед электронной лампой транзистор совершил революцию в области электронных средств связи и обеспечил создание и широкое использование быстродействующих электронно-вычислительных машин с большим объемом памяти. Наиболее очевидные преимущества транзистора: он имеет малый объем; работая при меньших значениях напряжений, не требует громоздких источников питания; у него отсутствует нагреваемый катод, требующий времени на разогрев и отвод тепла. И, наконец, еще одно важное свойство транзистора, которое особенно ценно при его применении в вычислительной технике - это малое количество потребляемой энергии в расчете на один бит информации. По некоторым оценкам, эта энергия сравнима с энергией, используемой нейронами головного мозга.
Транзистор - это устройство, состоящее из двух p-n переходов, которое используется для управления электрическим током. Изменяя величину напряжения, приложенного к его электродам, можно управлять величиной тока через транзистор и использовать его для усиления, генерации или переключения.
Транзистор, как и диод, может быть изготовлен из германия или кремния, но кремний более популярен. Биполярный транзистор состоит из трех областей с чередующимся типом проводимости (по сравнению с двумя у диода). Эти три области могут быть расположены двумя способами.
В первом случае материал p-типа расположен между двумя слоями материала n-типа, образуя n-p-n транзистор (рис. 11.19, а). Во втором случае слой материала n-типа расположен между двумя слоями материала p-типа, образуя p-n-p транзистор (рис. 11.19, б).
А Б
рис. 11.19
У транзисторов обоих типов средняя область называется базой, а внешние области называются эмиттером и коллектором. Схематические обозначения транзисторов обоих типов показаны на рис. 11.20.
Рис. 11.20
Транзистор может использоваться различными способами, но основной его функцией является усиление сигналов.
Для того чтобы области эмиттера, базы и коллектора взаимодействовали должным образом, к транзистору должно быть правильно приложено напряжение. Напряжение, приложенное от внешнего источника э.д.с. к p-n-переходу, называется смещением. При прямом смещении (плюс подан на p-область, а минус - на n-область), p-n-переход открыт и ток через него (прямой ток) может достигать больших значений. При обратном смещении p-n-переход закрыт, и ток через него (обратный ток) очень мал. В правильно смещенном транзисторе эмиттерный переход смещен в прямом направлении, а коллекторный переход - в обратном.
Рис. 11.21
Правильно смещенный транзистор типа п-р-п показан на рис. 11.21.
Смещение в прямом направлении заставляет электроны течь с эмиттера п-р-п транзистора (напомним, что направление тока противоположно направлению движения электронов). При прямом смещении потенциал базы положителен по отношению к эмиттеру. Положительный потенциал притягивает электроны, создавая поток электронов из эмиттера. На электроны, притянутые базой, начинает влиять положительный потенциал, приложенный к коллектору. Большинство электронов притягивается к коллектору и к положительному выводу источника тока, создающего обратное смещение. Небольшая часть электронов поглощается областью базы и поддерживает небольшой поток электронов от базы. Для того чтобы это имело место, область базы должна быть предельно тонкой.
В правильно смещенном р-п-р транзисторе выводы источников тока необходимо поменять местами (рис. 11.22), и направление потока электронов изменится на противоположное.
Рис. 11.22
Как и в диоде, в транзисторе существует потенциальный барьер. В транзисторе потенциальный барьер возникает у перехода эмиттер-база. Для того чтобы электроны могли проходить через этот переход, внешнее смещение должно превышать это напряжение. Величина внутреннего потенциального барьера определяется типом используемого полупроводникового материала. Как и в диодах, величина внутреннего потенциального барьера составляет 0,3 В для германиевых транзисторов и 0,7 В для кремниевых.
К переходу коллектор-база транзистора также должен быть приложен положительный потенциал, достаточно высокий для того, чтобы притягивать большинство электронов, поставляемых эмиттером. Напряжение обратного смещения, приложенное к переходу коллектор-база, обычно намного выше напряжения прямого смещения, приложенного к переходу эмиттер-база, снабжающего электронами этот источник более высокого напряжения.
Полевые транзисторы
Полевые транзисторы с р-п-переходом
Полевой транзистор с p-n-переходом - это устройство, управляемое напряжением, в котором работают только основные носители. Эти транзисторы состоят из полупроводниковых материалов n- и р-типа и способны усиливать электронные сигналы, но их конструкция отличается от конструкции биполярных транзисторов и их работа основана на других принципах. Для того чтобы понять, как работают полевые транзисторы с p-n-переходом, необходимо знать их конструкцию.
Вазой таких транзисторов является подложка, изготовленная из слаболегированного полупроводникового материала. Подложка может быть из материала n- или p-типа. p-n-переход в подложке изготовляется как методом диффузии, так и методом выращивания. Важную роль играет форма p-n-перехода. На рис. 11.23 показано сечение встроенной области в подложке.
Рис. 11.23
U-образная область называется каналом, она утоплена по отношению к верхней поверхности подложки. Когда канал сделан из материала n-типа, в подложке из материала р-типа образуется полевой транзистор с каналом n-типа. Когда канал сделан из материала р-типа, в подложке из материала n-типа образуется полевой транзистор с каналом р-типа.
Полевой транзистор с p-n-переходом имеет три вывода (рис.