Причины, профилактика и разрешение конфликтов в деятельности коллективов

В психологии конфликт определяет­ся, как столкновение противоположно направленных, несовмес­тимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличност­ных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отри­цательными эмоциональными переживаниями'.

В социальной психологии существует многовариантная ти­пология конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу. Так, например, конфликт может быть внутри-личностным; межличностным, между личностью и организацией.

Наиболее общими причинами социальных конфликтов являются:

*разное или абсолютно противоположное восприятие людьми целей, ценностей, интересов;

*неравное положение людей в императивно-координированных ассоциациях (одни — управляют, другие — подчиняются);

*разлад между ожиданиями и поступками людей;

*трудности в процессе коммуникации;

*недостаток и некачественность информации;

*несоответствие между реальностью и представлениями о ней.

Существует ряд точек зрения на методы обращения с конфликтом. Есть упрощенные видения методов, когда все сводится к трем типам: уходу от конфликта; подавлению конфликта; управлению конфликтом.

Выделим следующие стратегии разрешения конфликтов.

*Компромисс, т.е. обе стороны шаг за шагом отступают от своих первоначальных требований. Следует отметить, что компромисс нельзя назвать способом окончательного разрешения конфликтов, т.к. обе стороны остаются не полностью удовлетворены разрешением конфликта. * Интеграция заключается в поиске взаимоприемлемых решений путем совместных решений. В отличие от компромисса при интеграции стороны не только идут на уступки друг другу, но и объединяют усилия для выполнения каких-либо задач, способствующих превращению участников конфликта в партнеров.

* Конфронтация как стратегия разрешения конфликта наблюдается у людей, не умеющих найти точки соприкосновения, обидчивых, слабо профессионально подготовленных, с завышенной самооценкой, психической неуравновешенностью.

* Избегание конфликта, которое характерно для людей инертных, часто не способных правильно оценивать ситуацию либо неуверенных в себе.

Существуют конкретные способы разрешения конфликтов.

*Посредничество третьего лица. Посредник, используя свой авторитет или личные взаимоотношения, должен прояснить позиции или ликвидировать недоразумение; посредник может быть наделен властью, что делает его арбитром. Задача посредника – найти и предложить нестандартное решение, которое позволит конфликтующим сторонам перейти к поиску взаимоприемлемых решений.

*Победа одной стороны над другой является результатом стратегии конфронтации. Стороны не приемлют позиций друг друга.

* Тотальное подавление сторон применяется также в том случае, если не удалось найти более эффективных способов разрешения конфликта. Суть данного способа состоит в немедленном и безоговорочном прекращении конфликтных действий с применением официальной аргументации. При таком способе конфликт не разрешается, но прекращается. В дальнейшем его все равно необходимо будет разрешать.

*Разъединение конфликтующих сторон заключается в том, что авторитетный посредник или сами участники конфликта принимают решение о переносе разрешения конфликта на более поздний срок. Принимающий решение использует пословицу «Время лечит».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: