Методы управления и правила разрешения конфликта

Существует ряд точек зрения на методы обращения с конфликтом. Есть упрощенные видения методов, когда все сводится к трем типам: уходу от конфликта; подавлению конфликта; управлению конфликтом.

Выделим следующие стратегии разрешения конфликтов.

*Компромисс, т.е. обе стороны шаг за шагом отступают от своих первоначальных требований. Следует отметить, что компромисс нельзя назвать способом окончательного разрешения конфликтов, т.к. обе стороны остаются не полностью удовлетворены разрешением конфликта. * Интеграция заключается в поиске взаимоприемлемых решений путем совместных решений. В отличие от компромисса при интеграции стороны не только идут на уступки друг другу, но и объединяют усилия для выполнения каких-либо задач, способствующих превращению участников конфликта в партнеров.

* Конфронтация как стратегия разрешения конфликта наблюдается у людей, не умеющих найти точки соприкосновения, обидчивых, слабо профессионально подготовленных, с завышенной самооценкой, психической неуравновешенностью.

* Избегание конфликта, которое характерно для людей инертных, часто не способных правильно оценивать ситуацию либо неуверенных в себе.

Существуют конкретные способы разрешения конфликтов.

*Посредничество третьего лица. Посредник, используя свой авторитет или личные взаимоотношения, должен прояснить позиции или ликвидировать недоразумение; посредник может быть наделен властью, что делает его арбитром. Задача посредника – найти и предложить нестандартное решение, которое позволит конфликтующим сторонам перейти к поиску взаимоприемлемых решений.

*Победа одной стороны над другой является результатом стратегии конфронтации. Стороны не приемлют позиций друг друга.

* Тотальное подавление сторон применяется также в том случае, если не удалось найти более эффективных способов разрешения конфликта. Суть данного способа состоит в немедленном и безоговорочном прекращении конфликтных действий с применением официальной аргументации. При таком способе конфликт не разрешается, но прекращается. В дальнейшем его все равно необходимо будет разрешать.

*Разъединение конфликтующих сторон заключается в том, что авторитетный посредник или сами участники конфликта принимают решение о переносе разрешения конфликта на более поздний срок. Принимающий решение использует пословицу «Время лечит».

Необходимыми условиями для разрешения конфликта являются:

достаточная зрелость конфликта - осознание противоборствующими сторонами противоречий

потребность и заинтересованность каждого из участников конфликта в том, чтобы совместно преодолеть возникшие разногласия;

отдельный или совместный поиск и использование доступных сторонам методов, правил и способов решения конфликта,

Рациональное поведение в конфликте требует знания основных правил его решения.

Правило 1. Признать наличие конфликта.

Правило 2. Договоритесь о процедуре. Если конфликт признан, договоритесь, где, как и когда вы начнете совместную работу по его преодолению.

Правило 3. Опишем конфликт. Важно определить конфликт в терминах проблемы, подлежащей урегулированию. Каждая сторона должна выразить, в чем она видит суть конфликта, какие чувства он у нее вызывает, как она оценивает свою роль в конфликтной ситуации.

Правило 4. Исследование возможных вариантов решения. Широко известная техника «мозговой атаки», когда все члены высказывают любые, даже самые нелепые предложения.

Правило 5. Контролируйте выполнение совместно принятого решения.

Правило 6. Критикуйте оппонента доброжелательно.

Правило 7. Следует придерживаться этических норм общения в конфликтной ситуации.

Правило 8. Владейте своими эмоциями. Это одно из основных правил разрешения конфликтных ситуаций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: