Изображение судеб народных в поэзии Н. А. Некрасова (на примере 3-4 стихотворений по выбору экзаменуемого)

Главный герой творчества Некрасова- народ, крестьянство. Поэт с присущей ему искренностью, силой, исчерпывающей полнотой и ясностью изображает думы и чувства, труд и борьбу, каждодневные страдания и редкие радости крестьянства. Удивительное знание деревенского быта, любовь к народу, проникновение в его внутренний мир отличают поэзию Некрасова.
Такие стихотворения, как: "В деревне", "Забытая деревня", "Деревенские новости", "Несжатая полоса", "Крестьянские дети", "В полном разгаре страда деревенская" и многие другие - рассказывают о жизни крестьянства, раскрывая ее разные стороны. "На уме у тебя мужики", - говорил Некрасов о своей музе.
В стихотворении "В деревне" главная героиня - крестьянка, потерявшая единственного сына-кормильца. Она вынуждена под старость идти по миру, жизнь ее беспросветно тяжела, и, "кабы только не грех", она готова наложить на себя руки. В стихотворении "Орина, мать солдатская" поэт продолжает рассказ о тяжелой доле женщины-крестьянки. В основе стихотворения - быль. Некрасов вспоминал: "Орина, мать солдатская, сама рассказывала мне свою жизнь. Я несколько раз делал крюк, чтобы поговорить с ней, а то боялся сфальшивить". Горе женщины в том, что ее единственный сын, замученный солдатчиной, вернулся домой совсем больным и вскоре умер:

Девять дней хворал Иванушка,
На десятый день преставился.
...................................................
Богатырского сложения,
Здоровенный был детинушка!

 

Жестокая казарменная жизнь, бессмысленная муштра сгубила, довела до чахотки богатыря. Даже в бреду умирающий не может преодолеть страх, который поселился в его сердце от жестокого, бесчеловечного отношения к солдатам:

Вдруг метнулся... смотрит жалобно...
Повалился - плачет, кается,
Крякнул: "Ваше благородие!
Ваше!..." Вижу - задыхается...
............................................................
Мало слов, а горя реченька,
Горя реченька бездонная!..

 

Такими словами заключает автор рассказ Орины.
Нашли отражение в творчестве Некрасова и детские впечатления, связанные с.увиденным на Волге тяжелым трудом бурлаков. Жизнь и труд бурлаков Некрасов видел с детства', ребенком он слышал их Песни-стоны, и услышанное и увиденное оставило неизгладимый след в его душе. В стихотворении "На Волге" Некрасов описывает то, что не смог забыть:

Почти пригнувши головой
К ногам, обвитым бечевой,
Обутым в лапти, вдоль реки
Ползли гурьбою бурлаки...

 

Труд бурлака был настолько тяжелым, что смерть им казалась желанной избавительницей:

Когда бы зажило плечо,
Тянул бы лямку, как медведь,
А кабы к утру умереть -
Так лучше было бы еще.

 

Не меньшее сострадание испытывает Некрасов к судьбе детей. В стихотворении "Плач детей" поэт показывает тяжелый труд детей на фабрике. Эти маленькие каторжники не знают отдыха и счастья. Жалобы детей, обреченных на медленное умирание у фабричного станка, остаются без ответа:

Бесполезно плакать и молиться,
Колесо не слышит, не щадит,
Хоть умри - проклятое вертится,
Хоть умри - гудит-гудит-гудит!

 

Образы "деревенских русских людей" входят также в известное стихотворение Некрасова "Размышления у парадного подъезда". Стихотворение написано на основе реальных событий, очевидцем которых случайно стал поэт. Частной истории поэт придает обобщенное значение. Мужики, стоящие у парадного подъезда, - это собирательный образ всего русского крестьянства, всей деревенской Руси, которая пришла искать правды и справедливости, но пред ними захлопнулись двери "пышного подъезда".
Очень ярко представлен контраст между теми, кто пришел просить, и тем, кто не захотел принять, выслушать и помочь. Противопоставление деревенских мужиков и вельможи, человеческого страдания и бездушной роскоши, трудовой жизни и паразитического существования составляют основную часть стихотворения. Поэт не скрывает своего сочувствия мужикам. Не случайно стихотворение заканчивается риторическим вопросом:

............Эх, сердечный!
Что же значит твой стон бесконечный?
Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Все, что мог, ты уже совершил -
Создал песню подобную стону
И духовно навеки почил?...

 

Некрасов очень точно назвал свою музу "Музой мести и печали". Все произведения поэта о народе - это поэзия "мести и печали". В "Элегии" 1847 г. Некрасов пишет:

Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил - и сердцем я спокоен...

 

Можно сказать, что Некрасов в своих произведениях обращается к самым разным темам, но главной в его творчестве остается народная тема.

60 Судьбы униженных и оскорбленных в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание".

Судьба униженных и оскорбленных волновала Ф. М. Достоевского на протяжении всего его творчества. Макар Девушкин, Варенька Доброселова, Семен Мармеладов, Катерина Ивановна, Сонечка, Дуня - вот неполный список героев Достоевского, которых можно отнести к категории обездоленных. Вслед за Пушкиным и Гоголем Ф. М. Достоевский изображает на страницах своих произведений страдания "маленького человека".
В романе "Преступление и наказание" ярким примером такого героя может служить Семен Мармеладов. Чиновник, отставной титулярный советник, Мармеладов, - неглупый, но очень слабый человек. Описание Мармеладова помогает представить образ человека, находящегося на последней ступени нищеты и нравственного падения. История его жизни, рассказанная Раскольникову в распивочной, не может оставить Родиона равнодушным к судьбе этого человека и его близких. Жена Катерина Ивановна больна чахоткой, но при этом в работе с утра до ночи, трое маленьких детей. Сонечка, дочь Мармеладова, пошла "по желтому билету". Он может изменить себя и окружающую действительность, но он этого не делает, хотя и пытается: "И целый год... не касался сего (он ткнул пальцем на полуштоф)...". Он разочаровался, замкнулся, он чувствует свою неполноценность перед женой, которая образованна, которая его все время упрекает. Он начинает пить. Тем самым он пытается убежать от реальности, но попытки тщетны: от себя не убежишь! Он пьет, чтобы не задумываться, хотя полностью осознает свое положение. С напускной бравадой он говорит о себе, не скрывая отвращения к себе самому: "я прирожденный скот". С помощью пьянства Мармеладов уходит от реальной жизни. Герой Достоевского не ищет сочувствия: "Меня жалеть не за что! а пожалеет нас тот, кто всех пожалел и кто всех и вся понимал". А когда жизнь его сталкивает с действительностью, то он умирает, попав под карету.
Мармеладов и его семейство живут на грани жизни, и все их существование отличается некой исступленностью. Может показаться, что Мармеладов наслаждается своим унижением: "не веселья жажду, а скорби и слез". Катерина Ивановна, заламывая руки, ходит из угла в угол своей комнаты, сохраняя в себе "особую гордость бедных". После смерти первого мужа, офицера пехотного полка, Катерина Ивановна осталась с тремя детьми "в такой нищете", что согласилась принять предложение вдовца Мармеладова и пошла за него замуж, "ибо некуда было идти". На страницах романа мы видим истерзанное болезнью и нищетой существо. Она раздражительна, неоднозначность ее поступков вызвана безысходностью положения.
Одной из самых трагичных страниц романа можно считать описание смерти Катерины Ивановны. Вместе с детьми, толкаемая нищетой, она выходит на улицу просить милостыню. Столпившиеся зеваки скорее с интересом, нежели с сочувствием наблюдают за "помешанной, с перепуганными детьми". Она задыхается, плачет, причитает, пытается дать представление. Последние слова, сказанные Катериной Ивановной: "Довольно!.. Пора!.. Прощай, горемыка!.. Уездили клячу!.. Надорвалась!", -невольно вызывают в памяти сон Раскольникова, в котором герой видит избиение клячи.
Описание семьи Мармеладовых, трагизм их положения раскрывают мысль Достоевского о том, что человек чувствует свое одиночество и обреченность, "когда уже некуда больше идти".

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: