Транспортной компании

Государственная морская академия

Имени адмирала С.О. Макарова

 
 


Кафедра экономики и основ управления

Бизнес-план

 

транспортной компании

 

Методические указания по выполнению курсовой работы

по дисциплине «Менеджмент»

для курсантов 3-го курса очного и студентов 4-го курса заочного
обучения специальности 190701 «Организация перевозок

и управление на транспорте (водном)»

Изд. 4-е, испр. и доп.

Санкт-Петербург

Издательство ГМА им. адм. С.О. Макарова


УДК 338.47:656.61

Б59

 

Б59 Бизнес-план транспортной компании: Метод. указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Менеджмент» по специальности 190701 «Организация перевозок и управление на транспорте (водном)». – Изд. 4-е, испр. и доп. / Сост.: С.Б. Лебедев, Т.И. Мамонтова. – СПб.: Изд-во ГМА им. адм. С.О. Макарова, 2012. – 32 с.

 

 

Приведены рекомендации, используемые при выполнении курсовой работы и дипломного проекта, а также при разработке инвестиционных бизнес-планов
в судоходных, рыбопромысловых и других транспортных компаниях.

Для курсантов 3-го курса очного и студентов 4-го курса заочного обучения по специальностям: 190700 Технология транспортных процессов (бакалавр) Специализация (профиль) «Организация перевозок и управление на транспорте (водном)»; 180500 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства (бакалавр) Специализация (профиль) «Управление водными и мультимодальными перевозками»; 080100 Экономика (бакалавр).

 

Рекомендованы к изданию на заседании кафедры экономики и основ управления. Протокол № 5 от 2 марта 2012 г.

 

 

ã ГМА им. адм. С.О. Макарова, 2012

ã Лебедев С.Б., Мамонтова Т.И., 2012

 
 
 

Введение

Курсовая работа на тему «Бизнес-план транспортной компании» выполняется для закрепления знаний, полученных при изучении курса «Менеджмент», читаемого на третьем курсе очного и четвертом курсе заочного отделения факультета Международного транспортного менеджмента Государственной морской академии им. адм. С.О. Макарова.

Основа работы менеджера – принятие правильных решений и организация работы по их реализации. Поэтому, цель курсовой работы – научить курсантов (студентов) принимать правильные решения во всех случаях, когда это необходимо. В курсовой работе решения принимаются:

– в начале планового периода;

– в начале каждого календарного года;

– по окончании проекта.

Данные методические указания могут быть использованы и при выполнении дипломного проекта, а также при разработке конкретных инвестиционных бизнес-планов в судоходных, рыбопромысловых и прочих транспортных компаниях.

При выполнении курсовой работы обучающимся необходимо знать географию морского транспорта, а также разделы: «Системный подход
к управлению», «Организационные структуры управления», «Персонал», «Стратегия управления», «Методы обоснования решений» и «Экономические методы управления» курса «Менеджмент».

Исходные данные по конкретному варианту курсовой работы выбираются из прил. 2.

Расчеты по обоснованию финансового плана выполняются либо
на счетно-клавишных машинах, либо с использованием персональных компьютеров и программных средств (например, EXCEL).

Курсовая работа оформляется в обязательном порядке в соответствии с государственными стандартами (ГОСТ).

После проверки и исправления замечаний осуществляется защита курсовой работы. Работа оценивается с позиций Совета директоров компании, который устанавливает, был ли найден наиболее рациональный вариант вложения капитала, и с позиций Банка-кредитора, для которого наиболее актуальным является вопрос, насколько реален возврат кредита и получение банковского процента.

Все это позволяет в максимальной степени приблизиться к реальному процессу разработки бизнес-планов и дать возможность обучающимся использовать конкретный инструмент для практической деятельности.

Следует отметить, что данные по ценам судов, фрахтовым ставкам
и затратам по эксплуатации судов предназначены для целей курсового проектирования, соответствуют (примерно) уровню 2008 года, и не могут использоваться для обоснования конкретных решений в 2012 г. и последующих годах.


1. Роль бизнес-плана в формировании ресурсов компании

Далеко не все компании имеют достаточно денег для приобретения своих основных фондов. Во всем мире фирмы используют заемный капитал для формирования своих ресурсов. Тем не менее, никто в мире
не даст денег, если не будет представлено серьезное обоснование надежности помещения капитала и возможности его возврата в определенное время и с оговоренными процентами.

Для того, чтобы доказать потенциальному кредитору или инвестору эффективность предлагаемого варианта помещения капитала, разрабатывается бизнес-план. Бизнес-план может разрабатываться не только как документ для привлечения дополнительных инвестиций, но и как документ для разработки концепции и стратегии ведения бизнеса или как инструмент для оценки результатов работы компании за определенный период. В курсовой работе бизнес-план рассматривается во всех своих функциях.

В судоходном бизнесе бизнес-планы разрабатываются в основном для кредиторов – крупных банков, так как привлечь венчурный капитал для строительства или покупки флота очень и очень трудно. Да и далеко не все банки кредитуют строительство флота. Наиболее крупными банками, дающими инвестиционные кредиты судоходным компаниям, являются:

В Соединенных Штатах Америки и Великобритании: Barclays Bank, London; Chase Manhattan Bank, New York & London; Сhemikal Bank, New York; Citibank, New York & London.

В Норвегии: Den Norske Bank (DnB), Oslo; Сristiania Bank & Kreditkasse (СВК), Oslo.

В Германии: Schiffshypotekenbank zu Lubeсk, Hamburg; Deutsche Schiffsbank, Bremen;

В Голландии: AMRO Bank, Rotterdam; Nedship Bank, Rotterdam.

Во Франции: Banque Indosuez, Paris.

В Гон-Конге: Hongkong Bank, Hong Kong

Обычно оговариваются следующие условия кредита: валюта, в которой предоставляется заем; размер кредита; процент, под который предоставляется кредит; срок возврата кредита. Ставки банковского процента R (%) для различных клиентов – неодинаковы и рассчитываются
по формуле:

R = r + x,

где r – Prime Rate – базовая ставка, устанавливаемая для лучших (самых надежных) клиентов;

х – дополнительная ставка, зависящая от репутации клиента. Она обычно составляет 0,5 – 2 %.

Банки оценивают фирму, желающую получить кредит, по следующим параметрам (их называют «4С», что соответствует русским «4Д»):

Сharacter – деловая репутация фирмы;

Cash flow – денежный поток;

Collateral – дополнительное обеспечение;

Contribution – доля собственного капитала.

Все эти элементы в предоставляемом банку бизнес-плане должны быть показаны очень четко и убедительно.

Постановка задачи

Крупная судоходная компания FSU (название условное) решила создать дочернюю судоходную компанию, для чего выделила ей 35 млн. USD на приобретение основных фондов (судов) и создание оборотного капитала.

На основе анализа рынка был сделан вывод, что в течение ближайших пяти лет (а, возможно, и на более длительный период) ожидаются достаточно хорошие возможности для работы судов-балкеров дедвейтом»65 тыс. т (PANAMAX) и дедвейтом»45 тыс. т (HANDYMAX). Достаточно вероятно, что компания сможет ежегодно осуществлять большой объем работы на основе рейсовых чартеров (Voyage charter), имеются также достаточно хорошие перспективы для эффективного отфрахтования этих судов на условиях Time-charter на 12-месячной базе.

Учитывая то, что компания является дочерним предприятием авторитетной судоходной компании FSU, на приобретение флота имеется возможность получить кредит в одном из банков, обслуживающих долгосрочные потребности судовладельцев, на сумму до 50 % стоимости покупаемых судов со сроком возврата кредита от одного до пяти лет под 10 % годовых. При этом может быть оговорен льготный период погашения кредита, при котором в течение первых двух лет или только в течение первого года возврат кредита не производится, а выплачиваются только проценты.

На рынке тоннажа имеется возможность купить как суда из нового судостроения, так и бывшие в эксплуатации суда в возрасте пяти и десяти лет. В качестве допущения будем условно считать, что новые суда могут быть поставлены покупателю без задержки.

Основные характеристики судов, используемых для выполнения курсовой работы, приведены в табл. 1, а индексы изменения фрахтовых ставок, рейсовых и эксплуатационных расходов – в табл. 2.

Таблица 1

Основные характеристики используемых судов

 

Показатели Варианты показателей
Тип судна PANAMAX, Dw = 65 тыс. т HANDYMAX, Dw= 45 тыс. т
Возраст Новое 5 лет 10 лет Новое 5 лет 10 лет
Рыночная цена судна, млн. USD 39-41 30-32 22-24 30-32 23-25 17-19
Эксплуатационный период, сут            
Средняя эксплуатационная скорость, миль/сут            
Средняя загрузка судна, т    
Тайм-чартерная ставка на 1-й год (12 мес. t-с), USD/сут            
Цена судна на момент окончания проекта, млн. USD 31-33 23-25 16-18 24-26 18-20 12-14
                     

 

Таблица 2

Индексы изменения экономических исходных данных

 

Наименование показателей Индексы изменения показателей по годам*
         
Тайм-чартерная ставка 1,0 1,03 1,19 1,07 1,10
Ставка фрахта 1,0 1,02 1,09 1,06 1,09
Рейсовые расходы 1,0 1,04 1,09 1,11 1,13
Эксплуатационные расходы 1,0 1,02 1,06 1,06 1,08

 

В проекте применяется норма дисконта, равная 12 %.

При необходимости оценки стоимости судна в период реализации проекта (на конец второго, третьего или четвертого года) проектант выполняет расчет самостоятельно с учетом экономической ситуации, давая соответствующие обоснования.

В курсовой работе принято, что потенциальный объем работы компании по рейсовому чартеру может составлять от 800 до 1300 тыс. т в год.

Проект рассчитан на 5 лет, после чего компания может либо продолжить работу на соответствующем сегменте рынка, либо изменить профиль своей деятельности, реализовав имеющиеся суда по рыночной цене.

Разработанный проект оценивается на двух уровнях:

- руководством компании (Советом директоров) – для утверждения направления деятельности компании в соответствии с разработанным проектом;

- руководством банка – при необходимости получения банковского кредита для реализации проекта.

Эффективность проекта оценивается по следующим компонентам векторного критерия:

- чистый дисконтированный доход;

- срок окупаемости инвестиций;

- норма (индекс) прибыльности инвестиций;

- чистая дисконтированная прибыль на момент завершения проекта;

- внутренняя норма прибыльности.

Последние два показателя интересуют не банк, а руководство самой компании, так как оно может принять в качестве стратегии компании именно увеличение ее чистой дисконтированной прибыли.

3. Структура бизнес-плана

Курсовая работа начинается с титульного листа, на котором помещаются: наименование министерства, академии и кафедры, название курсовой работы, ФИО курсанта (студента-заочника), выполнившего курсовую работу и ФИО преподавателя, проверившего работу, город и год выполнения работы. Работа выполняется в соответствии с требованиями
по оформлению бизнес-планов [1], [7] и включает в себя:

Титульный лист. На нем указываются: название фирмы, назначение бизнес-плана, конкретный инвестор бизнес-плана; адрес, телефоны и факс, фамилия и имя директора фирмы и составителя документа.

Оглавление. Оно должно включать не только наименования разделов, но и номера страниц, с которых эти разделы начинаются.

Исполнительное резюме. Документ представляется первым, но пишется последним после разработки всех остальных разделов бизнес-плана. В нем очень четко и кратко излагаются все идеи бизнес-плана
от постановки цели до краткого изложения финансового обоснования проекта. Резюме пишется так, чтобы заинтересовать потенциального инвестора и убедить его в реализуемости и эффективности представленного проекта. Если резюме написано плохо, дальнейшие разделы бизнес-плана никто читать не будет.

Общее описание компании. Должно быть описано месторасположение компании, а также имеющиеся в ее распоряжении ресурсы, основные направления деятельности, достижения за последние годы. Хорошо написанный раздел позволяет оценить внутренний потенциал компании, ее возможность предоставить дополнительное обеспечение требуемому инвестиционному кредиту.

Продукция и услуги компании. Приводится описание линий и направлений, на которых работает флот компании, дается характеристика предлагаемого сервиса. Линии и направления перевозки формируются
на базе индивидуальных исходных данных, соответствующих номеру варианта работы. Они выбираются на основе анализа данных прил. 1
и проверяются по Таблицам морских расстояний. Необходимо дать обоснование, будет ли флот компании работать в рейсовом или тайм-чартере, в какие годы и почему. При разработке раздела следует использовать материалы, приведенные в источниках [2], [3].

Маркетинг-план. Описывается состояние рынка, потенциальные возможности его роста, оцениваются предполагаемые действия конкурентов. Разрабатываются предложения по использованию кредита для выхода на конкретную линию или освоению грузопотока с обоснованием конкретных цен перевозки или стратегии в области ценообразования, варианты рекламы и прочих действий по продвижению сервиса и т.д. При подготовке раздела может быть использована гл. 9 учебника [5] или специальная литература по основам маркетинга [4] и др.

Управление и организация. От качества управления зависит коммерческий успех или неудача проекта. Это известно каждому банкиру. Поэтому в данном разделе должна быть приведена организационная структура управления вашей компанией и отмечены ее достоинства, описаны основные процедуры управления, принятые в компании. При написании раздела можно пользоваться информацией гл. 6 учебника [5] или специальной литературой по теории менеджмента [6] и др. При этом организационная структура вашей компании не может однозначно соответствовать структуре, приведённой в учебнике [5], а должна отражать специфику деятельности вашей компании. Следует определить количественный состав менеджеров и их распределение по структурным подразделениям, а также изменение структуры и состава управленческого персонала в соответствии с увеличением количества работающих судов.

Персонал. Хороших результатов достигают конкретные люди. Очень важно, чтобы в компании были личности, которые известны своей деловой репутацией. Нужно показать, что эти люди уже неоднократно добивались коммерческого успеха в других проектах компании и известны в деловом мире. Основные требования к персоналу приведены в разд. 6 учебника [5] и в другой специальной литературе.

Капитал. Банкиры значительно охотнее дают деньги тем, у кого они есть, и кто умеет с ними обращаться. Нужно показать, что компания сама финансирует часть рассматриваемого проекта (contribution), владеет достаточным капиталом и для эффективной работы, и для погашения долга. В разделе необходимо показать, как компания намерена распорядиться своим капиталом по годам проектного периода (использование получаемого чистого дохода, покупка и продажа судов, сохранение накопленных сумм в банке). В последнем случае за хранение средств компания получает 8 % годовых.

Финансовый план. Этот раздел заключительный и самый важный. Кредиторы доверяют только цифрам и умеют их анализировать. Поэтому в разделе выполняются скрупулезные расчеты чистого дохода компании (Cash flow) по годам, анализируется процесс выхода на точку безубыточности проекта, возможность погашения долга и выплаты процента за кредит. Все расчеты проводятся с дисконтированием по принятой норме дисконта. Методика обоснования финансового плана приведена в разд. 4.

4. Методика обоснования финансового плана

Наиболее существенным моментом расчета финансового плана является выбор методики, согласно которой будут обосновываться показатели проекта. Методика должна быть адаптирована к требованиям того инвестора, который является потенциальным кредитором проекта и кому будет представлен бизнес-план на рассмотрение. Ни один инвестор не бу-дет даже рассматривать представленный бизнес-план, если финансовое обоснование выполнено по неизвестной ему методике.

Фактически методика обоснования эффективности бизнес-плана сводится к нахождению вектора:

X = (DCF, PbP, RR, NPV, IRR), (1)

где DCF – Discounted Cash Flow – чистый дисконтированный доход;

PbP – Payback Period – срок окупаемости инвестиций;

RR – Rate of Return – индекс прибыльности;

NPV – Net Present Value – чистая дисконтированная прибыль;

IRR – Internal Rate of Return – внутренняя норма прибыльности.

Курсовая работа выполняется для условий функционирования компании, зарегистрированной в оффшорной зоне, и эксплуатирующей флот под «удобными» флагами. Это сделано потому, что 80 % флота, контролируемого Россией, работает под флагами стран открытой регистрации судов. Принятый закон о создании Российского Международного Реестра (второй регистр) Судов пока не дал ощутимых результатов, и далеко
не очевидно, что все судовладельцы захотят в ближайшее время вернуть свои суда под российский флаг.

Рассмотрим вариант методики обоснования эффективности инвестиций, адаптированный для судоходных компаний, владеющих флотом для перевозки массовых грузов (уголь, руда, зерно, нефть, и т.д.). Отличительной чертой таких компаний является то, что компания может либо сама управлять своим флотом, работая по рейсовому чартеру (voyage charter), либо отфрахтовывать часть тоннажа на условиях Time-charter.

Ключевым вопросом методики обоснования эффективности инвестиций является степень обоснованности уровня будущих доходов и расходов, связанных с внедрением проекта. Особенно сложным является прогнозирование уровня цен судов (контрактных – на судоверфях и бывших в эксплуатации – на вторичном рынке), фрахтовых ставок на перевозку грузов по рейсовым чартерам и уровня тайм-чартерных ставок.

На рис. 1 и 2 представлены графики изменения цен судов и тайм-чартерных ставок. Исходными данными для построения графиков послужили среднегодовые цены судов и тайм-чартерные ставки для танкеров дедвейтом 30 тыс. т и балкеров типа HANDYSIZE дедвейтом 38 тыс. т.

В конце 90-х гг. ХХ в. и первые годы XXI в. цены судов и фрахтовые ставки постоянно и достаточно устойчиво росли. Поскольку это не вполне отражало цикличность колебаний, характерных для рыночной экономики, в качестве временного интервала для построения графиков был выбран период 1981 – 1995 гг., в котором колебания этих стоимостных величин выглядели очень характерно.

 

Рис. 1. Динамика изменения цен на нефтетанкеры дедвейтом 30000 т

Рис. 2. Динамика изменения ставок фрахта

 

На графиках виден очень большой разброс среднегодовых цен
и фрахтовых ставок как для танкеров, так и для балкеров. Обработка исходных данных с помощью программных средств Microsoft EXCEL позволила получить тренды изменения фрахтовых ставок во времени.

На обоих графиках тренды линейные, но уровень дисперсии очень высок. Это не позволяет сделать достаточно надежный прогноз цен
на суда и уровня фрахтовых ставок на конкретный год. Однако характер изменения этих показателей на несколько лет вперед можно предсказать
с достаточной степенью вероятности.

Возникает вопрос, каким образом подойти к обоснованию нормативной базы для расчета эффективности инвестиций в представляемый проект. Можно утверждать, что использование характера тренда для прогнозирования уровня фрахтовых ставок и расходов по судам, а также
по другим объектам с высоким уровнем дисперсии, является одним
из наиболее надежных способов обоснования исходных данных для проектных расчетов. Мы можем ошибаться в расчетах по тому или иному году, но в целом расчеты по проекту за ряд последовательных лет будут достаточно достоверны.

И всё же обоснование уровня величин, составляющих исходные данные и нормативы, остаётся наиболее трудной задачей при разработке реальных бизнес-планов, и обучающиеся должны это понимать. При курсовом проектировании от курсантов (студентов) эта часть работы не требуется. Считается, что уровень исходных данных и нормативов уже обоснован на предварительном этапе.

В ориентации на иностранного кредитора методика обоснования инвестиций имеет три особенности:

1. Обоснование должно быть дано в терминах методики Всемирного Банка.

2. Структура доходов и расходов компании должна соответствовать системе, принятой в мировом (а не в российском) судоходстве.

3. Оценка эффективности инвестиций должна быть согласована
со стратегией эксплуатационной деятельности компании: работать ли на условиях Voyage charter или Time-charter.

При соблюдении этих требований методика обоснования инвестиций сводится к следующему:

Предварительно производится расчет времени рейса, числа рейсов каждого типоразмера судна за год и его годовой провозной способности по общеизвестным формулам. Результаты сводятся в табл. 3.

Таблица 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: