double arrow

типы бюджетов и их основные функции


Оглавление

Основы планирования в организации. Понятие и характеристика бюджетов

Типы бюджетов и их основные функции

 

 

Основы планирования в организации. Понятие и характеристика бюджетов

Под бюджетированием в управленческом учете понимается процесс планирования. В основе планирования и контроля лежит анализ прошлой финансовой и нефинансовой информации. Финансовая информация, необходимая для планирования, собирается и обрабатывается в системе бухгалтерского учета. Планирование и контроль являются необходимыми атрибутами управления предприятием. При этом под управлением понимается процесс обеспечения деятельности предприятия для достижения его целей в соответствии с намеченными планами. Функция контроля подразумевает отслеживание процесса исполнения планов.

Планы могут классифицироваться следующим образом:

оперативные планы;

административные планы;

стратегические планы.

В управленческом учете как самостоятельной подсистеме учета в западных странах термин «бюджет» используется как «смета».

Бюджет количественное выражение плана, инструмент координации и контроля за его выполнением. Его часто называют финансовым планом действий.

Бюджеты могут быть составлены как для предприятия в целом, так и для его подразделений.

Основной (генеральный) бюджет (masterbudget) охватывает производство, реализацию, распределение и финансирование. Здесь в количественном выражении рассматриваются будущая прибыль, денежный поток и поддерживающие планы. Это итог многочисленных обсуждений и решений о будущем предприятия.Бюджет может иметь неограниченное количество форм и видов. Его структура зависит от того, что является предметом составления бюджета; от размера организации; от степени квалификации и опыта разработчиков. В отличие от формализированных отчета о прибылях и убытках и бухгалтерского баланса бюджет не имеет стандартизированных форм, которые следует строго соблюдать. Бюджет должен представлять информацию просто и ясно, так, чтобы его содержание было понятно пользователю. Основной бюджет с точки зрения методологии составления принадлежит к жестким (статистическим) бюджетам.Детализированные бюджеты чаще всего составляются на ограниченный период (обычно не более, чем на год) с подразделением на более короткие периоды: кварталы, месяцы. В случаях существенных изменений (например, выпуска нового продукта, внедрения новых технологий и оборудования), которые требуют дополнительных капиталовложений, бюджеты разрабатываются на пять и более лет.




типы бюджетов и их основные функции

Основные функции бюджета состоят в следующем: - планирование операций, обеспечивающих достижение целей организации;

координирование различных видов деятельности и подразделений;

согласование интересов отдельных работников и групп в целом по организации;

стимулирование руководителей всех рангов к достижению целей своих подразделений;

контроль текущей деятельности, обеспечение плановой дисциплины;

основа для оценки выполнения плана центрами ответственности и их руководителей;

средство обучения руководителей.

Процесс составления организацией бюджета называется бюджетным циклом, который состоит из таких этапов, как:

планирование, с участием руководителей всех центров ответственности, деятельности организации в целом, а также ее структурных подразделений;

определение показателей, которые будут использоваться при оценке деятельности;

обсуждение возможных изменений в планах, связанных с новой ситуацией;

корректировка планов с учетом предложенных поправок.



Основной (общий) бюджет может быть представлен в качестве плановой модели деятельности организации. Как только бюджет подготовлен, начинается его корректировка в связи с изменением внешних и внутренних условий и необходимостью просчета эффективности различных управленческих решений. Применение компьютера позволяет резко сократить трудоемкость этих операций.

Таким образом, планирование деятельности организации является одной из важнейших функций управления. Бюджеты используются как средство подготовки и координации планов, доведения этих планов до ответственных за их выполнение лиц, стимулирования менеджеров на всех уровнях организации, в качестве средства контроля текущей деятельности, а также в качестве нормативной базы для последующего сравнения с фактическими показателями в целях контроля затрат и управления ими.Основной бюджет представляет собой скоординированный по всем подразделениям и функциям план работы для организации в целом. Состоит из двух основных бюджетов: оперативного и финансового. Отправной точкой подготовки основного бюджета является бюджет продаж. Большая часть других бюджетов базируется на информации, зафиксированной в нем.Смета (бюджет) денежных средств трансформирует доходы и расходы в поступления и выплаты наличных средств, облегчая тем самым финансовое планирование и формируя данные для подготовки прогнозных финансовых отчетов.Гибкий бюджет это бюджет, который составляется не для конкретного уровня деловой активности, а для определенного его диапазона, т.е. им предусматривается несколько альтернативных вариантов объема реализации.Для каждого возможного уровня реализации здесь определена соответствующая сумма затрат. Таким образом, гибкий бюджет учитывает изменение затрат в зависимости от изменения уровня реализации, он представляет собой динамическую базу для сравнения достигнутых результатов с запланированными показателями.В основе составления гибкого бюджета лежит разделение затрат на переменные и постоянные. Если в статическом бюджете затраты планируются, то в гибком бюджете они рассчитываются.

 

Контрольные вопросы:

Что означают понятия бюджет и бюджетирование в управленческом учете?

Какие типы бюджетов вы знаете?

Какие виды информации лежат в основе бюджетирования?

Каковы цели и практическое назначение разработки и использования бюджета?

Назовите основные этапы бюджетного цикла.

Чем отличается гибкий бюджет от статического?

Каковы возможности применения прикладных программ при планировании и бюджетировании деятельности организации?

 

Тесты по теме 5

Бюджет, составленный для определенного диапазона деловой активности организации, называется:

а) генеральный бюджет;

б) статический бюджет;

в) гибкий бюджет.

Генеральный бюджет организации включает данные:

а) только производственных подразделений;

б) всей организации в целом.

Генеральный бюджет организации является:

а) статическим;

б) гибким;

в) вариант А) или Б) в зависимости от целей составления

бюджета.

 

При бюджетировании под центром ответственности понимается:

а) любой производственный участок предприятия;

б) руководитель подразделения или отдела;

в) сегмент предприятия, за результаты работы которого

отвечает его руководитель.

Система бюджетирования предполагает выполнение таких функций управления, как:

а) учет;

б) контроль;

в) регулирование;

г) анализ;

д) планирование.

Функциями управления являются:

а) прогнозирование;

б) анализ;

в) аудит;

г) планирование.

Оценка функционирования и эффективности работы всей системы управления является функцией:

а) прогнозирования;

б) анализа;

в) контроля;

г) аудита

Отслеживание фактического выполнения планов, соблюдения требований законодательства при совершении хозяйственных операций, является функцией:

а) анализа;

б) учета;

в) контроля;

г) все перечисленные варианты неверны.

 

Планирование, предусматривающее разработку заданий рекомендательного характера, называется:

а) директивное;

б) индикативное.

Операции, охватывающие финансовую деятельность предприятия, находят отражение:

а) в операционном бюджете;

б) в финансовом бюджете.

Операции, охватывающие производственную деятельность предприятия, находят отражение:

а) в операционном бюджете;

б) в финансовом бюджете.

 

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: